Адаптация ребенка к школе. О чем должны знать родители.
статья (подготовительная группа)

Леонова Мария Олеговна

Адаптация ребенка к школе. О чем должны знать родители.

Что меняется в жизни ребенка, когда он идет в школу.

Через несколько месяцев ваш ребёнок станет первоклассником. Учителя, домашние задания, оценки, новые друзья – скоро это станет частью жизни вашего ребенка. Чтобы школьные дни стали приятными и позитивными важно понять, что изменится в жизни ребенка.
Семья. У ребенка меняется позиция в семье. В дошкольном возрасте семья - место, где происходят все важнейшие события в его жизни. Когда ребенку исполняется 7 лет семья становиться тылом, местом, куда ребенок приходит отдыхать после "подвигов" в школе.
Статус. Изменяется положение ребенка в обществе. Теперь его основная деятельность – обучение и это важно для семьи, общества и будущего. Он гордится тем, что он ученик.

Вы замечаете, как гордо ребята идут с только что купленным портфелем в руках, как много задают вопросов о школе.
Отношения. Ребенок оказывается в новом для себя мире. Все не так как в детском саду, он выстраивает новые отношения с окружающими и сами собой.

Новые требования и возможности. К ребенку предъявляются новые требования: регулярно ходить в школу, соблюдать режим школьного дня, соответствовать требованиям учителя, встречаться с оценкой своей деятельности. На основе этой оценки во многом складывается отношение окружающих и самооценка. Одноклассники становятся партнерами по деловому, учебному взаимодействию, а не только сверстниками, с которыми можно поиграть, повеселиться. Взамен ребенок обретает большую свободу, которая дает ему больше право выбора личного времени.  

Понимая причины изменений, легче понять и поддержать первоклассника.

Этапы адаптации к школе.

Давайте разберем что такое адаптация, какие этапы проходит ребенок при адаптации к школе? Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев.

1-3 неделя. Переходное время, когда основные силы первоклассника тратятся не на учебу, а на адаптацию к школьному режиму. Такая работа отнимает много сил - физических и психологических. В этот период дети могут болеть, возможно нарушение сна, снижение аппетита, повышенная утомляемость. Дети переживают изменения образа жизни, что может сказаться на самочувствии.

4- 5 неделя. Организм ребенка находит оптимальные реакции на новые условия. Первоклассник начинает находить оптимальные формы поведения, способы взаимодействия с учителем, одноклассниками. Реакции становятся более спокойными. Он физически приспосабливается.

6-7 неделя. Организм находит наиболее подходящие варианты реакции на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

 

Рекомендации, которые помогут в период адаптации.

  • Мы хотим поделиться рекомендациями, которые помогут ребенку в период адаптации к школе.
  • Проводите с ребенком больше времени. Старайтесь самостоятельно отводить и забирать ребенка из школы. Первое время не оставляйте ребенка на продленке.  
  • Соблюдайте режим дня. Ребенок 7 лет должен спать около 12 часов в сутки.
  • Проводите активно время на свежем воздухе.
  • Не перегружайте ребенка занятиями и кружками. Они должны нравиться ребенку.
  • Помогите ребенку найти друзей. Прочитайте вместе с ребенком книгу Людмилы Петрановской «Что делать, если…». Общайтесь с родителями одноклассников, старайтесь вместе гулять.
  • Учите ребенка учиться. Помогайте ребенку выполнять задания, но только до того момента, когда он сможет выполнять эти действия сам. Установите правило, после небольшого перерыва сначала сделать уроки и потом отдыхать.

1. Убедитесь, что ребенок понял домашнее задание.

2. Дайте выполнить задание самостоятельно.

3. После выполнения проверьте, разберите ошибки.

  • Сохраняйте позитивный настрой. Вселяйте в ребенка веру в успех. Рассказывайте интересные истории из своей школьной жизни. Не обращайте внимание на небольшие сложности, настраивайте себя и ребенка, что их можно легко решить, преодолеть.

Я верю, у тебя все получится!

Если тебе потребуется помощь, я рядом!

Я вижу, ты очень стараешься!

Можно выражать недовольство конкретными действиями ребенка, но не им в целом

Ты невнимательно прочитал задание, попробуй еще раз.

Хвалить и поощрять ребенка следует не за общие его успехи, а за конкретные достижения, подчеркивая значимость того или иного умения

Как красиво ты написал!

Ты такой самостоятельный! Портфель сложил сам и ничего не забыл! Здорово!

Приучайте ребенка к ответственности и самостоятельности. А главное, будьте спокойными и уверенными в ребенке, это создает особую теплую атмосферу отношениям, которая так необходима первокласснику.

Какие навыки можно подтянуть за время летних каникул.

Изменения в жизни ребенка требуют от первоклассника самостоятельности. Предлагаем чек-лист, с помощью которого вы сможете понять, чему нужно первокласснику научится.

  • Проверяем, может ли ученик сам одеться и поесть. Да-да! Очень важно, чтобы ребёнок умел самостоятельно одеться и раздеваться, завязать шнурки, застегнуть ремень, переодеть сменную обувь. Учитель — это не воспитатель и не нянька, у него другие функции. Представьте, что все 28–40 детей будут просить завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Если вы внезапно выяснили, что будущий ученик чего-то не умеет, не паникуйте. Впереди ещё несколько недель для продуктивной работы.
  • Выясняем, как у ребенка с личной гигиеной. Задумайтесь, а лучше проверьте, сможет ли ребенок справиться с туалетом и мытьём рук самостоятельно. Объясните ребенку как отпроситься в туалет во время урока.
  • Учим ребёнка узнавать свои вещи и следить за своими вещами. Сколько комичных ситуаций было в школе, когда ученик не знал, как выглядит его футболка, а ребята всем классом устраивали поиски. Лучше, если все принадлежности будут подписаны: фамилия, имя ребёнка и класс. Научите ребенка следить за своими вещами, складывать их в пенал, портфель, отличать свой учебник от учебника одноклассника. Поиграйте с будущим учеником в игру «Собери портфель». На столе разложите много школьных и нешкольных вещей, а ребёнок должен всё сложить красиво и положить только то, что нужно в школе. Более продвинутые могут сыграть в игру «Угадай, какой урок», когда из рюкзака нужно достать только то, что требуется на конкретном предмете.
  • Репетируем знакомство. Родители часто не обращают внимания на то, что ребёнок не умеет общаться, знакомиться, подходить первым или дружелюбно отвечать на предложение поиграть вместе. Добавьте своему первокласснику уверенности, поиграйте с ним в «знакомство», научите первым фразам, послушайте, как он ими пользуется, разыграйте разные сценки, объясните, что другой ребёнок, возможно, тоже немного стесняется и переживает. Улыбка и словарный запас сделают своё дело.
  • Тестируем память ребёнка. Он должен помнить имена-отчества, свой адрес, ФИО мамы и папы, дату рождения и букву своего класса. Также играем в сценки «Спроси у учителя», «Я потерялся», «Подскажите, пожалуйста». Информации и передвижений по школе в первые дни будет много. Важно, чтобы ребёнок не терялся, мог всегда обратиться к учителю или другому взрослому за помощью.
  • Проверяем, умеет ли ребёнок слышать взрослых. Проверьте, слышит ли ребенок взрослых, может ли он слушать учителя и не перебивать, реагирует ли на просьбы других взрослых людей, знает ли, что такое урок, перемена?

Как понять, что адаптация прошла успешно? Что делать, если не все идет гладко?  

Если ваш ребенок после 2 недель-месяца, проведенного в школе, не капризничает по утрам, с удовольствием ходит в школу, делиться впечатлениями о ней, не болеет, в полном объеме воспринимает учебный материал и хорошо относится к своему учителю и одноклассникам – поздравляем вы успешно прошли адаптацию к школе.

Но, что делать, если это вовсе не так? Как быть с тем, если ваш первоклассник находится в подавленном состоянии, потерял аппетит, капризничает по утрам, не желает делать уроки, плохо справляется с учебными задачами, плохо себя ведет или вы наблюдаете у него энурез? Если вы заметили у своего ребенка какой-то из перечисленных признаков или даже несколько, то всё это указывает на низкий адаптационный уровень. Ребенку очень тяжело и нужна незамедлительная помощь с вашей стороны.

Давайте попробуем в этим разобраться и найти способы быстрого реагирования.

  • Без паники. Вы переживаете – переживает ваш ребенок. Дети очень интуитивны, они невольно чувствуют все ваши опасения и переживания. Детям кажется, раз родители чего-то боятся, значит и им что-то угрожает. Провожайте ребенка в класс с улыбкой на лице, а после школы встречайте с огромной радостью. Интересуйтесь у него как прошел день, что нового он узнал, с кем подружился. Это поможет Вам узнать о эмоциональном состоянии героев. Хвалите ребенка за его достижения, искренне радуйтесь его знакомствам, удивляйтесь новым знаниям. Тогда ребенку захочется делиться с вами «секретами» снова и снова.
  • Не докучайте первоклассника расспросами, если он находится в плохом настроении или просто устал. Всё бывает - неудачи, невезенья, плохое самочувствие. Самое верное в такой ситуации, просто поддержать: обнять, взять портфель, подбодрить «у всех случаются неудачи», «ты всё равно для меня самый лучший», «я с тобой».
  • Если вы заметили, что ребенок слишком часто стал расстраиваться, беспричинно начал капризничать, то постарайтесь в ненавязчивой форме поговорить с ним. Постарайтесь выбрать нужный момент, подвести ребенка к разговору. С этих вопросов можно начать разговор: «Мы заметили, что тебя что-то беспокоит», «Всё ли у тебя в порядке?», «Как ты себя чувствуешь?». Возможно, причина окажется не сложной, и вам ее удастся ее решить.
  • Если причина оказалась значительно серьезней, то тогда нужно подключать более серьезную артиллерию:

Ну а если, всё же, причина оказалась значительно серьезней, то тогда нужно подключать более серьезную артиллерию:

психолога (если ребенок не может самостоятельно справиться с чувством неуверенности, страхами, возможно какими-то комплексами)

администрацию школы/родительский комитет (если трудности с учителем или с одноклассниками).

Главное не запускать подавленное состояние первоклассника – это чувство напрочь может отбить всё желание учиться. Ребенок имеет право на свои чувства, переживания и время для того, чтобы привыкнуть. Верьте в него, поддерживайте, помогайте найти новых друзей. И тогда он с удовольствием будет бежать в школу за новыми знаниями.

 

Библиографический список:

1. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям // Мир психологии, 2000. № 4.

2. Лурия С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. Роль морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению // Мир психологии, 2002. № 1.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2 М.,2009.

4. Эльконин Д.Б. От Автора. Биография исследования // Вопросы психологии. 2/2004. № 1.

5. Корнеева Е.Н. Ваш ребёнок идет в школу. Проверяем готовность ребёнка к школе. Советы родителям первоклашек. Под редакцией О.А. Богатырева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мир и образование, 2013.

6. Никифорова О.А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_starshego_doshkolnika_k_shkole.docx128.33 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к школе. О чем должны знать родители.

Что меняется в жизни ребенка, когда он идет в школу.

Через несколько месяцев ваш ребёнок станет первоклассником. Учителя, домашние задания, оценки, новые друзья – скоро это станет частью жизни вашего ребенка. Чтобы школьные дни стали приятными и позитивными важно понять, что изменится в жизни ребенка.
Семья. У ребенка меняется позиция в семье. В дошкольном возрасте семья - место, где происходят все важнейшие события в его жизни. Когда ребенку исполняется 7 лет семья становиться тылом, местом, куда ребенок приходит отдыхать после "подвигов" в школе.
Статус. Изменяется положение ребенка в обществе. Теперь его основная деятельность – обучение и это важно для семьи, общества и будущего. Он гордится тем, что он ученик.

Вы замечаете, как гордо ребята идут с только что купленным портфелем в руках, как много задают вопросов о школе.
Отношения. Ребенок оказывается в новом для себя мире. Все не так как в детском саду, он выстраивает новые отношения с окружающими и сами собой.

Новые требования и возможности. К ребенку предъявляются новые требования: регулярно ходить в школу, соблюдать режим школьного дня, соответствовать требованиям учителя, встречаться с оценкой своей деятельности. На основе этой оценки во многом складывается отношение окружающих и самооценка. Одноклассники становятся партнерами по деловому, учебному взаимодействию, а не только сверстниками, с которыми можно поиграть, повеселиться. Взамен ребенок обретает большую свободу, которая дает ему больше право выбора личного времени.  

Понимая причины изменений, легче понять и поддержать первоклассника.

Этапы адаптации к школе.

Давайте разберем что такое адаптация, какие этапы проходит ребенок при адаптации к школе? Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев.

1-3 неделя. Переходное время, когда основные силы первоклассника тратятся не на учебу, а на адаптацию к школьному режиму. Такая работа отнимает много сил - физических и психологических. В этот период дети могут болеть, возможно нарушение сна, снижение аппетита, повышенная утомляемость. Дети переживают изменения образа жизни, что может сказаться на самочувствии. Школа осознанного родительства Большая Медведица - Сам себе режиссер  (Родительская шпаргалка по дисциплине) На самом деле невозможно влиять на  ребенка, который не в силах влиять сам на себя, невозможно управлять  человеком, неВесы правосудия

4- 5 неделя. Организм ребенка находит оптимальные реакции на новые условия. Первоклассник начинает находить оптимальные формы поведения, способы взаимодействия с учителем, одноклассниками. Реакции становятся более спокойными. Он физически приспосабливается.

6-7 неделя. Организм находит наиболее подходящие варианты реакции на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.Чаши весов в балансе. винтаж весы, изолированные на фоне | Премиум векторы

Рекомендации, которые помогут в период адаптации.

  • Мы хотим поделиться рекомендациями, которые помогут ребенку в период адаптации к школе.
  • Проводите с ребенком больше времени. Старайтесь самостоятельно отводить и забирать ребенка из школы. Первое время не оставляйте ребенка на продленке.  
  • Соблюдайте режим дня. Ребенок 7 лет должен спать около 12 часов в сутки.
  • Проводите активно время на свежем воздухе.
  • Не перегружайте ребенка занятиями и кружками. Они должны нравиться ребенку.
  • Помогите ребенку найти друзей. Прочитайте вместе с ребенком книгу Людмилы Петрановской «Что делать, если…». Общайтесь с родителями одноклассников, старайтесь вместе гулять.
  • Учите ребенка учиться. Помогайте ребенку выполнять задания, но только до того момента, когда он сможет выполнять эти действия сам. Установите правило, после небольшого перерыва сначала сделать уроки и потом отдыхать.

1. Убедитесь, что ребенок понял домашнее задание.

2. Дайте выполнить задание самостоятельно.

3. После выполнения проверьте, разберите ошибки.

  • Сохраняйте позитивный настрой. Вселяйте в ребенка веру в успех. Рассказывайте интересные истории из своей школьной жизни. Не обращайте внимание на небольшие сложности, настраивайте себя и ребенка, что их можно легко решить, преодолеть.
  • Я верю, у тебя все получится!
  • Если тебе потребуется помощь, я рядом!
  • Я вижу, ты очень стараешься!

Можно выражать недовольство конкретными действиями ребенка, но не им в целом

 Ты невнимательно прочитал задание, попробуй еще раз.

Хвалить и поощрять ребенка следует не за общие его успехи, а за конкретные достижения, подчеркивая значимость того или иного умения

 Как красиво ты написал!

🎯 Ты такой самостоятельный! Портфель сложил сам и ничего не забыл! Здорово!

Приучайте ребенка к ответственности и самостоятельности. А главное, будьте спокойными и уверенными в ребенке, это создает особую теплую атмосферу отношениям, которая так необходима первокласснику.

Какие навыки можно подтянуть за время летних каникул.

Изменения в жизни ребенка требуют от первоклассника самостоятельности. Предлагаем чек-лист, с помощью которого вы сможете понять, чему нужно первокласснику научится.

  • Проверяем, может ли ученик сам одеться и поесть. Да-да! Очень важно, чтобы ребёнок умел самостоятельно одеться и раздеваться, завязать шнурки, застегнуть ремень, переодеть сменную обувь. Учитель — это не воспитатель и не нянька, у него другие функции. Представьте, что все 28–40 детей будут просить завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Если вы внезапно выяснили, что будущий ученик чего-то не умеет, не паникуйте. Впереди ещё несколько недель для продуктивной работы.
  • Выясняем, как у ребенка с личной гигиеной. Задумайтесь, а лучше проверьте, сможет ли ребенок справиться с туалетом и мытьём рук самостоятельно. Объясните ребенку как отпроситься в туалет во время урока.
  • Учим ребёнка узнавать свои вещи и следить за своими вещами. Сколько комичных ситуаций было в школе, когда ученик не знал, как выглядит его футболка, а ребята всем классом устраивали поиски. Лучше, если все принадлежности будут подписаны: фамилия, имя ребёнка и класс. Научите ребенка следить за своими вещами, складывать их в пенал, портфель, отличать свой учебник от учебника одноклассника. Поиграйте с будущим учеником в игру «Собери портфель». На столе разложите много школьных и нешкольных вещей, а ребёнок должен всё сложить красиво и положить только то, что нужно в школе. Более продвинутые могут сыграть в игру «Угадай, какой урок», когда из рюкзака нужно достать только то, что требуется на конкретном предмете.
  • Репетируем знакомство. Родители часто не обращают внимания на то, что ребёнок не умеет общаться, знакомиться, подходить первым или дружелюбно отвечать на предложение поиграть вместе. Добавьте своему первокласснику уверенности, поиграйте с ним в «знакомство», научите первым фразам, послушайте, как он ими пользуется, разыграйте разные сценки, объясните, что другой ребёнок, возможно, тоже немного стесняется и переживает. Улыбка и словарный запас сделают своё дело.
  • Тестируем память ребёнка. Он должен помнить имена-отчества, свой адрес, ФИО мамы и папы, дату рождения и букву своего класса. Также играем в сценки «Спроси у учителя», «Я потерялся», «Подскажите, пожалуйста». Информации и передвижений по школе в первые дни будет много. Важно, чтобы ребёнок не терялся, мог всегда обратиться к учителю или другому взрослому за помощью.
  • Проверяем, умеет ли ребёнок слышать взрослых. Проверьте, слышит ли ребенок взрослых, может ли он слушать учителя и не перебивать, реагирует ли на просьбы других взрослых людей, знает ли, что такое урок, перемена?

Как понять, что адаптация прошла успешно? Что делать, если не все идет гладко?  

Если ваш ребенок после 2 недель-месяца, проведенного в школе, не капризничает по утрам, с удовольствием ходит в школу, делиться впечатлениями о ней, не болеет, в полном объеме воспринимает учебный материал и хорошо относится к своему учителю и одноклассникам – поздравляем вы успешно прошли адаптацию к школе.

Но, что делать, если это вовсе не так? Как быть с тем, если ваш первоклассник находится в подавленном состоянии, потерял аппетит, капризничает по утрам, не желает делать уроки, плохо справляется с учебными задачами, плохо себя ведет или вы наблюдаете у него энурез? Если вы заметили у своего ребенка какой-то из перечисленных признаков или даже несколько, то всё это указывает на низкий адаптационный уровень. Ребенку очень тяжело и нужна незамедлительная помощь с вашей стороны.

Давайте попробуем в этим разобраться и найти способы быстрого реагирования.

  • Без паники. Вы переживаете – переживает ваш ребенок. Дети очень интуитивны, они невольно чувствуют все ваши опасения и переживания. Детям кажется, раз родители чего-то боятся, значит и им что-то угрожает. Провожайте ребенка в класс с улыбкой на лице, а после школы встречайте с огромной радостью. Интересуйтесь у него как прошел день, что нового он узнал, с кем подружился. Это поможет Вам узнать о эмоциональном состоянии героев. Хвалите ребенка за его достижения, искренне радуйтесь его знакомствам, удивляйтесь новым знаниям. Тогда ребенку захочется делиться с вами «секретами» снова и снова.
  • Не докучайте первоклассника расспросами, если он находится в плохом настроении или просто устал. Всё бывает - неудачи, невезенья, плохое самочувствие. Самое верное в такой ситуации, просто поддержать: обнять, взять портфель, подбодрить «у всех случаются неудачи», «ты всё равно для меня самый лучший», «я с тобой».
  • Если вы заметили, что ребенок слишком часто стал расстраиваться, беспричинно начал капризничать, то постарайтесь в ненавязчивой форме поговорить с ним. Постарайтесь выбрать нужный момент, подвести ребенка к разговору. С этих вопросов можно начать разговор: «Мы заметили, что тебя что-то беспокоит», «Всё ли у тебя в порядке?», «Как ты себя чувствуешь?». Возможно, причина окажется не сложной, и вам ее удастся ее решить.
  • Если причина оказалась значительно серьезней, то тогда нужно подключать более серьезную артиллерию:

Ну а если, всё же, причина оказалась значительно серьезней, то тогда нужно подключать более серьезную артиллерию:

  • психолога (если ребенок не может самостоятельно справиться с чувством неуверенности, страхами, возможно какими-то комплексами)
  • администрацию школы/родительский комитет (если трудности с учителем или с одноклассниками).

Главное не запускать подавленное состояние первоклассника – это чувство напрочь может отбить всё желание учиться. Ребенок имеет право на свои чувства, переживания и время для того, чтобы привыкнуть. Верьте в него, поддерживайте, помогайте найти новых друзей. И тогда он с удовольствием будет бежать в школу за новыми знаниями.

Библиографический список:

1. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям // Мир психологии, 2000. № 4.

2. Лурия С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. Роль морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению // Мир психологии, 2002. № 1.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2 М.,2009.

4. Эльконин Д.Б. От Автора. Биография исследования // Вопросы психологии. 2/2004. № 1.

5. Корнеева Е.Н. Ваш ребёнок идет в школу. Проверяем готовность ребёнка к школе. Советы родителям первоклашек. Под редакцией О.А. Богатырева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мир и образование, 2013.

6. Никифорова О.А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Адаптация ребенка к детскому саду. Что нужно знать родителям?

Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для Вашего малыша? К вашему вниманию несколько простых правил. которые помогут Вашей крохе в...

Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Многие детки поначалу на удивление охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем ревом и криками выражают протест против своего нового социального статуса – детсадовца...

Что должны знать родители про адаптацию в детском саду.

Советы родителям,как последовательно и постепенно адаптировать ребенка  к детскому саду....

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста (2-3 года); . «Адаптация детей к детскому саду» Что должны знать родители о ФГОС ДОУ»

Конспект родительского собрания во  второй группе  раннего возраста (2-3 года);.«Адаптация детей к детскому саду» Что должны знать родители о ФГОС ДОУ»...

АДАПТАЦИЯ. Что должны знать родители?

Что должны знать родители?Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке около дома, т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет пер...

Что нужно знать родителям об адаптации ребенка к школе.

Адаптация к школе - многоплановый процесс....

Адаптация ребенка к школе. О чем должны знать родители.

Что меняется в жизни ребенка, когда он идет в школу. Через несколько месяцев ваш ребёнок станет первоклассником. Учителя, домашние задания, оценки, новые друзья – скоро это станет частью жизни в...