Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников"
консультация

Елена Сергеевна Александрова

Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам патриотического воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский

           На сегодняшний день гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших педагогических задач. Основы патриотизма, любви к своей Родине начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, в его семье.

            У мальчиков с детства нужно формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Мальчик должен понимать, что он – мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они с детства должны готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.

            У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять мирные, доброжелательные отношения между близкими людьми, утешать и заботиться о них.

             Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут, воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, в своем дворе, на улицах, в парках, в детском саду.

              Существуют разнообразные формы воспитания патриотических чувств у дошкольников. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о выдающихся людях. Это чтение произведений детской художественной литературы на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором живет ребенок, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания. И, конечно же, личный пример родителей – самых близких и родных людей для ребенка.

              Уважение к родной земле, гордость за нее воспитывается через изучение истории и традиций предков. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются из поколения в поколение и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

           Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории своего края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

            Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

             Быть патриотом своей страны – это значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к Родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.

                    Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста:

- Знать и называть свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, место их работы, роль их труда для общества;

- Знать семейные праздники; иметь круг постоянных обязанностей по дому;

- Уметь рассказать о своем родном городе или поселке, назвать улицу, на которой живет;

- Знать, что Российская Федерация (Россия) – это огромная многонациональная страна; что Москва – это столица нашей Родины. Иметь представление о российском флаге, гербе, мелодии гимна;

- Иметь представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Рекомендации для родителей:

  1. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  2. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  3. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  4. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте вместе за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  5. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  6. Расширяйте собственный кругозор, интересуйтесь жизнью своего города, родной страны.
  7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и действия других людей.
  8. Читайте дошкольникам книги о родине, ее героях, о традициях и культуре своего народа.
  9. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, за примерное поведение в общественных местах.
  10. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином – не говорите дурно о стране, в которой живете.
  11. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  12. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
  13. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок еще маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  14. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
  15. Когда вы общаетесь со своим ребенком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
  16. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны. Никогда не говорите ему: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не твое дело!».
  17. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  18. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, потому что в будущем оно обернется против вас самих.
  19. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции.
  20. Учите с детьми стихотворения о Родине, о родном крае, читайте произведения детской художественной литературы.

                                                           Т.Бокова «Родина»

Родина – слово большое, больше,

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем уменьшается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Город любимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком,

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

                                                            Пословицы

- Одна у человека мать, одна у него и Родина.

- Нет в мире краше Родины нашей.

- Везде хорошо, но милее Родины нет.

- На чужой стороне и весна не красна.

- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

                                                     ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

  • З. Александрова «Родина»
  • С. Алексеев «Дом», «Первый ночной таран»
  • А. Жариков «Юнбат Иванов»
  • А. Жаров «Пограничник»
  • Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
  • Н. Кончаловская. Отрывки из книги «Наша древняя столица»
  • Я. Крылов «Трехцветный флаг»
  • Г. Ладонщинков «Наша Родина»
  • М. Ю. Лермонтов «Бородино»
  • С. Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом»
  • В. Орлов «Родное», «Я и мы», «Разноцветная планета»
  • С. Орлов «Родина»
  • А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание дошкольника через театрализованную игру"

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Среди разных ви...

Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....

Консультация. «Содержание трудового воспитания дошкольников.» Подготовила и провела:Воспитатель Безносюк Т.А.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленн...

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родин...

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация «Особенности музыкального воспитания дошкольников»

Музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют музыку и пение, дви...