Этапы речевого развития
консультация
Предварительный просмотр:
Этапы речевого развития
11-12 месяцев – появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»; словарь из 5 – 9 слов, появляется звук «О».
1 год и 6 месяцев – может произнести 20 - 50 слов, "говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда", "баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа", "мама", "на", "да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.
1 год 8 месяцев – 1 год и 10 месяцев – Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и два слога их трехсложных слов ("синя" - машина).
2 года - понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»).
Пропускает или заменяет свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ,) и сонорные (р, л,), появляются вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»;
2 года – 2 года 2 месяца – говорит словосочетания: "мама Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица: "дай Вове".
Словарь ребенка состоит 50 – 200 слов;
2 года 2 месяца - 2 года 6 месяцев - Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочинен-ные предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в речи предлоги, словарь расширяется до нескольких сотен слов, употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3 – 5 слов, правильно произносит звуки: с, з, л.;
3 года – повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка
Ребёнок называет своё имя, пол и возраст.
Словарь включает к трем годам 300 – 400 слов, к концу около 1000 слов;
3 – 4 года – различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), понимают обобщаю-щие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Появляются вопросы «Почему?», «Когда?». Повторяют за взрослым рассказ из 3 — 4-х предложе-ний, участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без неё.
4 года – должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения, правильно произносит шипящие звуки.
Словарь 1600 – 2000 слов;
4 – 5 лет – употребляют существи-тельные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, используют существительные, прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги. Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь.
5 лет – использует сложные предло-жения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
Словарь 1900 – 2200 слов;
5 – 6 лет – употребляют существи-тельные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозна-чающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существи-тельные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу. Совершенствуется диалоги-ческая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведе-ния без помощи взрослого, самостоя-тельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера.
Словарь к 6 годам до 3000 слов;
6 лет – должен правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятел-ьно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
6 – 7 лет – расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, накаплива-ются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания ( ни свет, ни заря, на скорую руку и др.). Употреб-ляют разные части речи точно по смыслу. Совершенствуется диалогиче-ская и монологическая речь. Закрепля-ется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения.. Дальнейшее разви-тие получает умение составлять расска-зы о предмете по картине, серии сюжет-ных картинок, небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы речевого развития
Презентация - консультация для воспитателей и родителей....

Этапы речевого развития ребёнка.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть с...

Этапы речевого развития
В качестве консультации родителей можно предложить информацию о речевом развитии ребёнеа с 0 до 3 лет в норме в онтогенезе. Особый интерес это вызывает у родителей, чьи дети посещают логопедическую гр...

Консультация для родителей "Этапы речевого развития"
Речевое развитие ребёнка можно условно разделить на несколько этапах, которые могут стать для родителей определёнными ориентирами для самостоятельного определения уровня развития речи своего малыша...

Статья "Этапы речевого развития детей дошкольного возраста"
Статья направлена на обзор и анализ становления речи ребенка дошкольника....

Этапы речевого развития детей от 3 до 7 лет
Предлагаю ознакомиться с этапами развития речи детей дошкольного возраста....