"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roliteley.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему
«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
МБДОУ «ДС «Брусничка»
Подготовила воспитатель:
Сорокина Н.А.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире..
Исходя из моего опыта могу сказать, что в раннем возрасте нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.
В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.
Для усвоения сенсорных способностей я предлагаю родителям поиграть с ребёнком в простые, всем знакомые игры:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего")
Игра «Прячем ручки»
Предложите ребёнку повторить следующие движения:
— Давайте спрячем наши ручки — вот так! (Дети прячут руки за спину.)
— Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показываютруки.)
— Снова ручки спрятались... (Дети прячут руки под стол (если
дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)
— Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)
Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом
можно прятать руки под платок, в коробку.
Игра «Спрячь в ладошке»
Дайте ребёнку небольшие кусочки поролона и предложите
спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно. Спрячь их так, чтобы никто их не увидел и не нашел
- зажми покрепче в ладошке!»
Игра «Котенок»
Дайте ребёнку игрушки и предложите сжать их в кулачке.
В это время читайте двустишие:
Ты, котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Игру повторите несколько раз.
Подобные игры можно проводить с самыми разнообразными
игрушками-пищалками.
Игра «Ветерок»
Покажите ребёнку резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайт сделаем ветер вместе».
Чтобы ребёнок смог лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам . Затем дайте ему резиновую грушу и предложите «сделать ветерок».
Можно предложить ребёнку сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы, струю воздуха.
Игра «Спрячь руки!»
Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами. Объясните ребёнку, что действовать надо аккуратно, чтобы не
рассыпать крупу. Вместо крупы можно использовать песок или муку.
Игра «Найди игрушку!»
Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти ее. Такую же игру можно проводить в песочнице.
Игра «Пересыпь крупу»
Предложите ребёнку при помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками): «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся». Подобную игру можно проводить в песочнице.
Игра «Бумажные снежки»
Дайте ребёнку листы бумаги и попросите смять их в комки (объясните ребёнку, что мять можно только ненужную бумагу). Затем предложите ребёнку поиграть в «снежки»: «Какое сейчас время года? Лето. А так хочется поиграть в снежки! Давай сделаем снежки не из холодного снега, а из старой бумаги, и поиграем!»
Игра «Погремушка»
Покажите ребёнку пластиковую бутылку с бусинами внутри.
Погремите бутылкой: «Посмотри, какая у меня погремушка.
Вот как она громко гремит. Давай сделаем много погремушек».
Дайте ребёнку приготовленные бутылочки и попросите
открыть крышки (в случае затруднения помогите).
Затем дайте ребёнку коробочки с различными мелкими пред-
метами и предложите положить эти предметы в бутылки.
Покажите ребёнку, как брать предметы по одному (двумя
пальцами или щепотью) и опускать их в узкое горлышко бу-
тылки. После того как ребёнок положит предметы внутрь своих
сосудов, предложите ему закрыть бутылки крышками и погреметь.
Чтобы ребёнок не устал и не потерял интерес к выпол-
няемой работе, сначала для изготовления погремушки пред-
лагайте ему не более 5—6 мелких предметов. Затем количество
предметов можно постепенно увеличить.
Игра «Мозаика»
Выложите из мозаики узор. Предложите ребёнку разобрать его и
разложить детали в коробочки, группируя их по цветам. Следите,
чтобы во время работы ребёнок брал детали двумя пальцами
(большим и указательным).
Затем предложите ребёнку вставить детали мозаики в
отверстия основы (в произвольном порядке). Когда ребёнок освоит
это умение, покажите ему, как выложить из мозаики дорожки и
столбики.
В следующий раз предложите им сделать более сложные
изображения: цветы, травку, солнышко и др.
Игра «Домик»
Покажите ребёнку изображения зайца и лисы: «Жили-были в
лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от нее
убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут.
Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от
лисы. Давай поможем зайчику и сделаем для него домик!»
Покажите ребёнку, как выложить домик из палочек так, чтобы
заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите
ребёнку самостоятельно сделать домик для зайца.
Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса
походила, походила и ушла»
Успешное выполнение малышом практических действий зависит от систематического повторения игровых приёмов, а так же разнообразия используемого материала. Вышеперечисленные игры не требуют особых затрат, только немного вашего времени и фантазии. Успехов Вам в воспитании Ваших детей!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, слу...
Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...
Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"
Данный проект направлен на развитие сенсорных способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
Инновационный педагогический опыт...
Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...
Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия ...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
В данной статье рассказывается о том,как развить сенсорные способности у детей раннего возраста....