Консультация для родителей «Готовим детей к школе»
статья

Амигалатеой Светлана Ришатовна

Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,вплотную подводит его к серьезному этапу-овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст-эт возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание,знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки,глазомера, чувство ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо-сложные навыки,которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к серьезному последующему обучению и письму.

Многие важнейшие предпосылки успешного обучения грамоте закладывается в ходе естественного развития речи ребенка (в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями).

Становление предпосылок происходит в процессе кропотливой работы над всеми сторонам речи ребенка: при развитии речевого слуха (фонематического и фонетического) и чистого звукопроизношения, при формировании словаря и грамматического строя устной речи. В предшествующие годы данным составляющим речи было уделено много внимания.

В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка, о и расширить круг умей и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно вновь вернутся к артикуляции звуков, уточнить их звучаие. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношении по звучанию. Упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки следует после знакомства с акустическими и артикуляционными особенностями. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Овладение четкой артикуляцией, умениями дифференцированно воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в слове-важные моменты, способствующие успешному обучению, чтению и письму.

Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом, свободно. Произношение других звуков связанно с тем,что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Воспитатель вводит условные обозначения этих звуков: гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные-синим.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных и согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами-буквами. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой). В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта.

Изучение буквы в рамках подготовки к обучению грамоте предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Особое внимание уделяется умению соотносить букву с соответствующим звуком.

Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т. п.

Дошкольники ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать похожие по изображению буквы.

Особое внимание уделяется формированию умению выделять отдельные части буквы (составляющие элементы). В мысленном плане и практическим путем дети учатся проводить анализ синтез частей, составляющих буквы. В процессе этой деятельности они учатся называть форму, величину каждого элемента буквы, ее местоположение, сравнивают между собой сходные буквы.

В содержание подготовки к обучению грамоте включено первоначальное ознакомление с предположением и словами. Сэда входят:составление нераспространенных и распространенных предложений, правильное и отчетливое их произнесение; разделение предложения на слова, последовательное выделение их их предложения; определение количества слов; умение слышать отдельные предложения в потоке речи:

Данная работа осуществляется разнообразными приемами. Наиболее эффективным является использование простых схем предложений. Каждое предложение выделяется из небольшого высказывания(2-3 предложения) и обозначается прямоугольником (полоской бумаги).

Затем вычленяются отдельные слова. Они обозначаются короткими линиями, которые вписываются в прямоугольник.

Детям предлагаются задания на анализ готовых высказываний и предложений.

Они составляют предложения по заданным схемам, опорным словам. Активно

используется игровое упражнение "Живые лова".

Подготовка детей к обучению письму.

Письмо-сложный навык, и в полном объеме он не доступен ребенку -дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению письмуВ нее включены:

1. Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики; формирование умения правильно держать карандаш (ручку, фломастер);правильное распределение мышечной нагрузки руки).

Развитие мелкой моторики осуществляется на занятиях и в основном в свободной деятельности детей. Широко используется пальчиковые игры(3-4 раза в день,ручной труд.

Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный - сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

Для формирования правильного захвата карандаша проводится игровая гимнастика для большого и указательного пальцев. Например:

a) Для большого пальца-упражнение "Скакалочка"

Дети сидят на стульчиках или стоят. Ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения. Крутить "скакалочку" нужно сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают игру четверостишием:

Как у нашей Аллочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Аллочка

Ручки у скакалочки.

б) Для указательного пальца -упражнение "Складной ножичек"

Ребенок кладет указательный на край стола. Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно первой, а третья фаланга располагается параллельно первой.

в) Для большого и указательного пальцев -упражнение "Урожай".

Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

Ненапряженные пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются. образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.

При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка-свекла-морковка-свекла-репка и т. п.)

Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами:

Вырастала репка Корешочком удалась,

Желтая и крепкая. Поедим ее мы всласть.

Перед домом свекла И морковки урожай

Смотрит прямо в окна. Сладкой,сочной собирай.

Для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных упражнений:

Эй ребята,не зевай! Здесь возьмем морковку,

Собираем урожай! За морковкой -свеклу,

С этой грядки-репку, А теперь - и репку,

С этой грядки-свеклу, Что сидит так крепко.

Здесь возьмем морковку. Положили? И опять

Положили? И опять Начинаем собирать.

Начинаем собирать.

Повторив упражнение необходимое количество раз, педагог заканчивает его следующими словами:

Хоть и пальчики устали,

Урожай мы весь собрали.

Для развития "содружества" пальцев (щепоти) используются упражнения с карандашом("Покрути карандаш двумя пальцами;тремя пальцами") и без карандаша ("Посолим суп", покорми цыплят").

Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение, быстрое чередование расслабления и силового напряжения. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки рук осуществляется :

в играх типа "Мозаика", "Конструктор";

при работе со штампами;

в ручном труде (например, работа с иголкой).

Причем во всех этих направлениях работы одновременно формируется навык работы тремя пальцами (щепоть).

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит

анализ и синтез только печатных букв (заглавных) .

Анализ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например. , в печатной букве А три элемента-палочки:две длинные и одна короткая.

С помощью синтеза ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.

Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик и др.)

3. Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз).

4. Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму).

Каждое занятие включает в себя обязательный момент-подготовку к обучению письму, связанную работой с буквами. Последовательность работы в данной части занятия покажем на примере буквы Н.

1) Анализ образа буквы. воспитатель показывает вырезанную из бумаги букву. Спрашивает:

-Сколько элементов в букве (три). Какие элементы (палочки)

Всели палочки одинаковые (Нет. Две палочки длинные, а одна- короткая)

2) Анализ образа буквы. Воспитатель предлагает детям убедиться в правильности своих наблюдений. Детям раздают по одной букве, которую они разрезают ножницами на составляющие элементы. Вырезанные элементы дети выкладывают на столе. Воспитатель снова спрашивает детей, сколько элементов получилось и какие они.

3)Синтез образа буквы. Воспитатель предлагает собрать из образовавшихся элементов букву Н (по принципу работы с буквенным конструктором).

Примечание. Все элементы, полученные в процессе работы, ребенок складывает в конверт. Так постепенно создается буквенный конструктор.

4) Промежуточный тап (используется не всегда) Когда дет познакомились с несколькими буквами,можно предложит им задания на дифференциацию образов букв. Например: Сложить из получившихся элементов любую букву. Дети могут выложить буквы А,П,Н.

В конце учебного года воспитатель вместе с детьми рассматривает накопленные в процессе работы элементы букв и классифицирует их. На основании этого дети приходят к выводу: элементов, из которых складываются буквы, не так много. Основные элементы:палочки (полоски)-длинные и короткие; полуовалы-большие и маленькие. Для некоторых букв нужны дополнительные элементы ^короткие полоски-"хвостики"-для Д,Щ; "крючок"-для Ч). А буква О состоит из одного элемента-овала.

Т. Н. Доронова по программе "Радуга"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готовим детей к школе"

Школа - важнейший этап в жизни ребенка. Готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной, ана...

Консультация для родителей: Готовим детей к школе.

В статье даются рекомендации для родителей о помощи адаптации ребека в школе. Как овладеть огромной информацией, которая позволит дошкольнику не теряться, быть уверенным в себе. Как сделать так, чтобы...

Консультация для родителей "Готовим детей к школе"

Начало школьного обучения — переломный этап в жизни ребенка.Новые условия, новые социальные контакты, изменившаяся ведущая деятельность (учеба, а не игра) — все это требует мобилизации сил...

Консультация для родителей "Готовим детей к школе"

Рекомендации для родителей  старших дошкольников по подготовке к школьному обучению...

Консультация для родителей. «Готовим детей к школе»

Консультация  для  родителей.«Готовим  детей  к  школе»...

Консультация для родителей "Готовим детей к школе"

Консультация для родителей "Готовим детей к школе"...