"Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи"
консультация
Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик). С 6 лет дети затрудняются в образовании прилагательных от существительных (хвост волка – «волчачий»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Например: собака – собачка, мяч – мячик……
«Из чего?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;
например: сумка из кожи – кожаная, карандаш синего цвета – синий…
«Длинный или короткий?»
Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление их в речи.
например:
У зайца длинные уши, а у медведя короткие. У лисы длинный хвост, а у зайца короткий.
У медведя короткий хвост, а у белки длинный.
«Слова наоборот»
Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.
например: светло – темно, зима – лето, белый – черный, грустить - веселиться
«Лови и бросай, и цвета называй»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными.
например: красный – мак, огонь, флаг; оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик.
«Чья голова / хвост / лапа?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Например: У коровы голова – коровья; хвост кошки – кошачий; лапа зайца – заячья…..
«Кто кем был?»
Цель: закрепить падежные окончания.
например: Мы конечно, не забыли,
Кем ещё вчера мы были.
Цыплёнок – яйцом; лошадь – жеребёнком; дуб – жёлудем; рыба – икринкой.
«Кто кем будет?»
Цель: закрепить падежные окончания.
например: яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;
мальчик – мужчиной; гусеница – бабочкой; головастик – лягушкой.
«Какой? Какая? Какое? »
Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
например: яблоко какое? – круглое, сладкое, ароматное, желтое, спелое
карандаш какой? – зеленый, деревянный, острый……
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
например: платье мамы – мамино, шляпа золушки – золушкина….
«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
например: снег – снегирь, снегурочка, снеговик, снежинка
«Чего не хватает?»
Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.
например: машина без колеса, платье без пояса
«Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа.
например: морковку дам зайчику, косточку - собаке
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
например: ручка – ручки, носок – носки, стул – стулья, окно - окна
«Два и пять»
Цель: познакомить ребенка с числительными два и пять, научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи.
например: один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей…
«Великан, человек и лилипут»
Цель: учить изменять существительные используя суффиксы: -ищ-, - ик-, -чик-, -к-, -иц-, -ок- .
например: глаза – глазищи – глазки, рука-ручища – ручки…
«Прятки»
Цель: научиться понимать и употреблять предлоги.
например: посмотри, куда спрятались игрушки – под диван, в коробку, за штору и т.д.
откуда выглядывают котята – из-за цветка, из-под кровати, из коробки и т.д.
«Сложные слова»
Цель: развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов.
например: почему так назвали? пылесос – пыль сосет; носорог – на носу рог;
как называется предмет? сам летает – самолет, рыбу ловит - рыболов
Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)
1. Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у тебя — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и ребёнку необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Кони – конь, Груши – груша ….
2. Игра «Почини сломанные игрушки»
Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.
Ход игры:
Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?
Ребёнок: Машина не может ездить без колеса. Нужно починить колесо.
3. .Игра «Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа
Ход игры:
Взрослый: Приглашаю тебя на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как ты думаете, кому какая еда нужна?
ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.
Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.
4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Посмотри, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Игра в лото «Два и пять»
Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа .
Оборудование: карточки лото с изображением двух т пяти предметов.
Ход игры:
Взрослый называет предмет. Ребёнок находит на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет) ;
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит) ;
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять) ;
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом) ;
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
Игры предназначены для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста для развития лексико-грамматического строя речи....
игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи...
Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"
Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"...
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.Дети испытывают трудности в...
Игры и упражнения для развития лексико -грамматического строя речи
В материале собраны игры и упражнения для развития лексико - грамматического строя речи, указаны цель игр, материал и полное их описание....
Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»
Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»...
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»...