Консультация для родителей «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей 5-7 лет»
статья (подготовительная группа)
Консультация для родителей «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей 5-7 лет»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей 5-7 лет»
Развитие творческих способностей ребёнка является важной задачей воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Переход на личностно-ориентированный подход в обучении требует от современного педагога инновационных форм и методов, способствующих достижению первых проявлений эстетического вкуса детей, активизации их творческого воображения, направление всeсильной детской фантазии в творческое русло.
Замечательное высказывание А. И. Бурениной, автора оригинальной программы музыкально-ритмического воспитания детей, подчёркивает значимость природного детского воображения: «Возможно самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку, и научиться этому можно у ребёнка».
Действительно, детской двигательной лёгкости, раскрепощённости, непосредственности можно только позавидовать. Хотя без обучения двигательным навыкам не может быть красивой пластики, изящных движений.
Развитие творческих способностей и образных представлений старших дошкольников в музыкально-ритмической деятельности на основе интеграции и при создании определенных условий и средств способствуют усвоению детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих формированию у них самостоятельности, творческой активности.
На протяжении всей истории люди искали пути и средства для всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения – «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который
открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. … Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным…».
Идея синтеза музыки и движения во всестороннем развитии личности стала основой системы музыкально-ритмического воспитания детей, разработанной швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом ещё в начале ХХ века. Она пользовалась известностью и популярностью во многих странах Европы и в России, она современна и актуальна и по сей день. Заслуга Ж. Далькроза, прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. При этом он считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который «должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
О его идеях в начале XX века вспомнили и в России. Популяризатор идей Ж. Далькроза С. М. Волконский писал: «Ритмические движения в сочетании с музыкой должны стать средством всестороннего воспитания будущих поколений».
Прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Жака Далькроза была положена в основу работы российских педагогов в разработке программы музыкально-ритмического воспитания: Н. Г. Александровой, Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Е. Н. Соковниной.
Ангелина Николаевна Зимина, под руководством Н.А. Ветлугиной, автора системы эстетического воспитания в детском саду, в конце 60-тых годов прошлого столетия разработала систему музыкально-ритмических движений, где в помощь музыкальным руководителям и воспитателям детских садов был подобран материал для развития самостоятельности, активности, творческой инициативы детей старшего дошкольного возраста. Как педагог-практик она очень точно подметила, что «Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания». И это действительно так. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребёнок движениями выражает свои чувства, рождённые музыкой. Мы часто с умилением наблюдаем, как самые маленькие воспитанники, впервые пришедшие на музыкальное занятие, услышав весёлую музыку, ритмично прихлопывают, приплясывают, их лица озаряются улыбкой.
Известный балетмейстер 60–тых годов прошлого века К. Я. Голейзовский описал природу танца, особенности танцевального искусства. Он подчёркивал: «Под словом «танец» следует подразумевать нечто более содержательное и идейно осмысленное, чем простую сумму технических приёмов… Народная пляска – не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающаяся перед зрителем, рассказ на определённую тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятная и реальная картина окружающего». То есть, хореограф – педагог уже в то время доказывал, что танцу изначально присущ образный, сюжетный характер: «Если любопытный человек разложит пляску на элементы, то ему бросится в глаза, что каждый, самый незаметный её приём и коленце что–то изображает, о чём–то говорит». Отсюда вытекает утверждение, что танец – очень эффективное средство для развития у танцующего образного воображения.
Очень многие педагоги – современники работают над созданием наиболее адаптированных к работе с дошкольниками методик, технологий в области музыкально-ритмического воспитания, и в частности, развития детского творчества в танцах, ритмических этюдах и упражнениях. Это такие авторы, как А. И. Буренина, Т.Н. Сауко, Е.В. Горшкова, С.Л. Слуцкая, А.Е. Чибрикова-Луговская, М. И. Чистякова.
Анна Евграфовна Чибрикова-Луговская творчески обогащала достижения ведущих отечественных педагогов-ритмистов, доказывая, что ритмике, как учебной дисциплине, должно отводиться значительное место в системе общего музыкального образования. «Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это должны быть направлены занятия ритмикой, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с сaмого раннего возраста».
Маргарита Ивановна Чистякова, создатель уникальной методики «Психогимнастика», разработала цикл упражнений для детей старшего дошкольного возраста на развитие выразительных движений и основных эмоций. Она отмечала, что «ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес ребёнка к деятельности. Музыка, в свою очередь, усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей».
Игры на преодоление двигательного автоматизма
«Запретный номер»
(Для детей 6-7 лет)
Цель: Развивать внимание и память.
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо её произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок, молча, хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть» и т.д.
«Пожалуйста!»
(Для детей 6-7 лет)
1 вариант. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
2 вариант. Игра идет так же, как в 1 – м варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.п.
Подвижные игры
«Дракон кусает свой хвост»
(для детей 5-6 лет)
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
«Скучно, скучно так сидеть»
(для детей 5-6 лет)
Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий закончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
«Белые медведи»
(Для детей 6-7 лет)
Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» - они бегут, стараясь окружить и поймать кого–нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех играющих, игра кончается.
Главным в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников является артистичность, выразительность движений, умение осмысленно воплощать танцевальный образ, способность «видеть» музыку, передавать в движении её характер, образ, тончайшие нюансы, а также свободное и осознанное владение своим телом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
из опыта работы музыкального руководителя Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Детское изобразительное творчество - это мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством ...
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников.
Развитие творческих способностей детей на основе обучения языку движений - это принципиальное положение и главное положение занятий с детьми. Работа нацелена на развитие у детей, с одной с...
Презентация "Музыкально-ритмические движения и танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"
Использование сюжетных игр в музыкальной деятельности....
АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»
Представление педагогического опыта....
«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Статья музыкального руководителя МДОУ № 24 г.Новошахтинска «Аленький цветочек» Л.П. Чеботарёвой.
Данная статья раскрывает основы работы с детьми в ДОУ. Считаю выбранную тему актуальной....
Опыт работы на тему "«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы по муз-ритмической и танцевальной деятельности со старшими дошкольниками...