Консультация для родителей «Формирование первичных экологических представлений у детей 2–3 лет»
статья (младшая группа)
Консультация для родителей «Формирование первичных экологических представлений у детей 2–3 лет»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование первичных экологических представлений у детей 2–3 лет»
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь.
Экологический уголок (центр природы, уголок природы) – это комбинация наглядных и действенных средств для ознакомления детей с окружающим миром. Организация природной зоны предметно-развивающей среды группы способствует реализации основных целей экологического воспитания дошкольников. Данный вид уголка помогает решить основную задачу экологического воспитания: помочь ребёнку осознать роль человека в природе
Одной из задач экологического образования детей 2-3 лет является формирование элементарных экологических представлений.
Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически. Во время занятий с помощью наглядных материалов формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.
Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения.
Все объекты уголка природы можно разделить:
- на постоянные – те, которые живут в уголке круглый год, например, комнатные растения.
- временные – те, которые вносятся на короткое время, например, макеты фруктов и овощей – осенью, макеты домашних и диких животных - в период изучения данной темы и т. д.)
Из постоянных объектов, в первую очередь, в уголке природы размещают комнатные растения. При подборе растений в 1 младшей группе учитываются прежде всего особенности восприятия детьми предметов. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать не устойчивое внимание детей. К таким растениям относятся: фикус, бегония, фиалка, герань - эти растения имеют ярко выраженные части (лист, стебель, цветок, красиво, обильно и долго цветущие). В процессе наблюдений и ухода за растениями дети учатся узнавать и называть 2—3 растения, их основные части. При этом надо иметь в уголке 2 экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения. Кроме того, в процессе ухода за комнатными растениями (полив, пересадка, рыхление почвы) у детей развивается мелкая моторика, что существенно облегчает приобретение навыков письма в дальнейшем. А также косвенно формируются представления об ответственности, поскольку растения требуют постоянного ухода.
К временным объектам уголка природы, относятся разного вида модели. Самые простые модели- это игрушки – аналоги объектов природы: животные, птицы. Их, в отличии от реальных животных, можно детям тактильно потрогать, можно подробно рассмотреть строение, функционирование их частей тела.
В уголке природы имеется календарь природы. Он представляет собой набор картинок с изображением одного дерева в разных его сезонных вариациях. К календарю прилагается кукла (модель-человека) с набором одежды по сезонам. Используется игровой прием - одевание куклы на прогулку по сезонам (времени года). Дети рассматривают куклу, называют одежду, которая одета на ней (например, зима – теплая вязаная шапка, шуба, варежки, теплые штаны, зимние сапожки и т.д.).
Для закрепления и уточнения знаний детей, полученных в ходе непосредственного восприятия о временах года, наблюдений, исследований используем разнообразный иллюстративно-наглядный материал:
- картины сюжетного содержания - изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине, так как позволяет малышу опереться на собственный опыт.
- распознание сезонов помогают закреплять пейзажные картины.
Для индивидуального рассматривания используем наборы картинок по темам «домашние или дикие животные и их детёныши, деревья, цветы, насекомые, птицы…»
Для формирования представления об овощах и фруктах - используем наборы муляжей фруктов и овощей. Они помогают формировать представление о них, способствуют умению различать их по внешнему виду, форме. Знакомить детей с миром животных, птиц, разнообразием растений, овощей и фруктов, развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие, побуждать задавать вопросы о прочитанном помогает чтение художественной литературы.
Таким образом, наблюдая за животными и растениями, дети раннего дошкольного возраста получают первые элементарные знания о животных и растениях, о жизни животных в природной среде, а также о природных явлениях. У детей воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Данная консультация позволит ознакомить с формированием основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаю....
Консультация для родителей «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»
Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их ...
Консультация для родителей "Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет"
Консультация для родителей "Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет"...
Консультация для родителей "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог....
Консультация «Роль сказки в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста»
Дети приходят в детский сад, с огромным творческим потенциалом. Его реализация во многом зависит от педагогов и методов обучения. Сказки могут помочь развить фантазию ребенка, сделать обучение привлек...
Консультация для родителей «Формирование ЗОЖ у родителей и их детей»
ЗОЖ выражает направленность личности на формирование, сохранение и укрепление, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у...