Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности ребенка.
консультация
В статье рассматриваются вопросы организации поисково ‐ исследовательской деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k._rol_semi_v_razvitii_poiskovoy_aktivnosti.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности ребенка.
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка. В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.
При этом решаются такие задачи как:
— умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, т. е. способность видеть многообразие мира;
— развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств / эталонов, символов, условных заменителей, моделей /;
— включение в мыслительную деятельность моделирующих и преобразующих действий;
— поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
— развитие умения совместной деятельности не только между ребенком и взрослым, но и между детьми.
Организация идет по трем направлениям:
— живая природа / многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, характерные особенности в различных климатических условиях /;
— неживая природа / воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет, вес и др. / ;
— человек / функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов /.
Какова же роль семьи в развитии поисково– исследовательской деятельности ребенка?
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное — это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
— во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
— во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
— в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, учу родителей адекватно оценивать развитие ребёнка, не игнорировать специальные возрастные нормы, видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, осваивать методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родители являются помощниками в любом деле. Это способствует совершенствованию воспитания ребёнка в семье, его нравственно-эстетического развития.
Мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Следуя мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.
Вот некоторые советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на предложение и советы и проделывают дома различные эксперименты.
Итак, какие же советы:
— не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
— никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;
— нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность;
— нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.
Хочется отметить, что многие родители сами не понимают, что такое поисково – исследовательская деятельность.
Поэтому дети получали задания на работу с родителями дома. Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований.
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
консультация для родителей...
"Экспериментирование - что это такое". Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
Работа о роли семьи в экспериментальной деятельности ребенка....
Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности ребенка
Рекомендации для папы и мамы...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность....
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители долж...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители долж...
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
Консультация для родителей " Роль семьи в развитии посково- исследовательской деятельности" 10.03.2016г....