Игры для развития социальных навыков
консультация (старшая, подготовительная группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Социально - коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями  социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Данная статья предлагает банк игр, направленных на развитие социально -  коммуникативных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_sots._navykov.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Игры для развития социальных навыков

(консультация для родителей, педагогов)

1.

«Ищу друга»

Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 уточки и т.п.). каждому ребёнку выдаётся одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» - такие же картинки.

Детям предлагается найти друзей для своей игрушки ( найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишек – других мишек). Под музыку дети ищут друзей.

Это игра для маленьких детей, которые ещё только учатся взаимодействовать друг с другом.

2.

«Кенгуру и кенгурёнок»

В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнёра.

 Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгурёнок». Он встаёт к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгурёнок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до определённой цели (до окна, стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

3.

«Дорисуй рисунок»

Игра очень простая. В неё можно играть даже вдвоём. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаги закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передаёт бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен.

если играть с группой, то игра проводится немного по-другому. Все игроки сидят в кругу. Они одновременно начинают рисовать рисунок на листе бумаги и по сигналу ведущего передают свой рисунок соседу слева. А сами получают рисунок от соседа справа. Каждый игрок дорисовывает полученную закорючку и по сигналу ведущего снова передаёт лист бумаги соседу слева. Так, по кругу двигаются все рисунки до сигнала, ведущего об окончании игры.

Затем получившиеся рисунки рассматриваются. Обсуждается, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось. Игра даёт возможность проявить себя всем детям. В эту игру с удовольствием играют даже очень застенчивые дети.

4.

«Любимая игрушка»

Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о неё несколько слов – комплиментов: «Здравствуй мышонок! Ты такой весёлый! Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший её, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», «Ты очень забавный», «У тебя такие красивые и мягкие ушки».

игру можно проводить даже с маленькими детьми, предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», «У тебя красивые…».  

5.

«Найди своего ребёнка»

Это игра для семейных групп и семейных праздников. Игроки делятся на две команды. В одной команде – родители, в другой – их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего ребёнка среди всех других детей на ощупь. Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать. Наоборот, нужно запутать родителей – снять заколки с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть (чтобы не догадались по росту) и так далее. Как только родитель угадал своего ребёнка, он называет имя и снимает повязку. Если родитель не угадал – то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.

6.

«Хромая уточка»

Уточка поранила лапку, и теперь плохо ходит. Её роль выполняет один из детей. Ребёнок, играя роль уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, обнимают, поддерживают, говорят ласковые слова. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.  

7.

«Коробка с секретом»

Вам понадобится достаточно большая коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука. Всего нужнл сделать 4-6 отверстий. Играют соответственно 4-6 человек ( сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

8.

«Зеркало»

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами.

9.

«Здравствуйте»

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого, будут приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия.

10.

«Магазин игрушек»

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети - игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребенку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Они договариваются о том, как ее изобразить. Каждый участник игры должен сам придумать, какую игрушку он будет изображать. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

11.

«Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, таки предложенные варианты     спасения.

12.

«Волшебные водоросли»

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

13.

Игры-ситуации

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

8. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

9. Ребёнок плачет – успокой его.

10. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

Из материалов  сетевого издания для педагогов и учащихся

образовательных учреждений «Образовательное пространство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие социально-коммуникативных навыков.

Игры на развитие социально-коммуникативных навыков....

Мастер-класс "Игры по развитию социально-коммуникативных навыков"

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в ходе игрового взаимодействия...

Игры для развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Согласно ФГОС ДО среди  задач социально-коммуникативного развития детей наибольшую сложность у педагогов вызывают задачи, направленные на развитие навыков общения и самоконтроля, развитие устойчи...

Дидактическая игра по развитию социальных навыков «Кукольная квартира. Семья»

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывает...

Игры для развития социальных навыков ребенка

Игры для развития социальных навыков ребенка...

Игры на развитие социальных навыков в детском саду

Игры на развитие социальных навыков в детском саду...