Детские конфликты
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей
Калининского района Санкт-Петербурга
Воспитатель: Серебринская А.В.
Детские конфликты
Конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов.
Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. В разные возраста конфликты возникают из-за не умения договариваться:
Ранний возраст – из-за игрушек.
Средний возраст – из-за ролей.
Старший возраст – из-за правил игры.
Подготовительный возраст – из-за значимости себя в обществе (дети начинают соревноваться между собой кто лучше).
Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.
Два способа разрешения конфликта:
Деструктивный (не правильный)
- Уход от конфликта, избегание или игнорирование конфликта, привлечение иных лиц для решения конфликта за задействованных лиц, агрессия и продвижение только своих интересов.
Конструктивный (правильный)
-Обсуждение, поиск приемлемых для обеих сторон условий.
Надо учитывать, что успешное разрешение конфликтной ситуации, это не быстрое и сложное дело. И конфликт считается успешно разрешенным, только тогда когда обе стороны согласны с выдвинутыми условиями. В некоторых случаях, когда конфликтующие стороны не могут договориться, лучше прибегнуть к подключению в конфликт третьей, незаинтересованной стороны.
Правила поведения при конфликте:
- Не повышать голос.
- Не прикасаться друг к другу (может быть воспринято, как попытка причинить вред или подавить чужую волю, приводит к разгоранию спора)
- Не переходить на личности, не оскорблять друг друга.
- Выяснить истинную причину конфликта.
- Выслушать, оппонента не перебивая.
- Высказаться по причине спора.
- Предложить и выслушать условия для решения конфликта.
- Выбрать лучшее компромиссное решение
* Иногда для благополучного разрешения спора нужно разойтись и придумать все возможные решения конфликта (написать на доске, бумаге).
Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе
Разрешение конфликта – это:
- минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;
- устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
- изменение целей участников конфликта;
- достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
Чему нужно научить детей, чтобы они не терялись в конфликтных ситуациях?
Важное для родителей
Первое чему стоит научить ребенка это пресекать спор. Например, если у него пытаются забрать игрушку, надо четко и громко сказать НЕТ (остановись или другое останавливающее-протестующее слово). Это даст ребенку небольшой промежуток времени и позволит, заблаговременно выдвинуть варианты решения проблемы. (1- Давай сначала я поиграю, а потом отдам тебе. 2 – Давай поиграем вместе. 3 - Давай ты возьмешь другую, а потом поменяемся. 4 – Это моя личная игрушка и я имею право не делиться ей.)
Так же важно объяснит ребенку, что у каждого человека есть права и их нельзя ущемлять.
*Компромисс не означает победу или поражение. Суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех, даже если это окажется не тот вариант, которого изначально хотели спорщики.
Ребенок должен знать, что грубая сила – это не решение проблемы. Родителям нужно запретить, физически воздействовать на других и давать сдачу или максимально ограничить ситуации, в которых можно себе позволить физический ответ обидчику. Например, если тебя ударят, то ты можешь защитить себя - ударить в ответ, в других ситуациях ты не имеешь право проявлять агрессию. Задача родителей научить ребенка словами требовать свое обратно. А так же словами высказывать свои требования, просьбы и т.п., а не с помощью недовольных возгласов, кряхтений, истерик и паданий на пол.
Ребенок учится взаимодействовать с миром на том примере, который ему показывают родители. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок поступал правильно, сами вы тоже должны поступать правильно.
Чтобы ребенок минимально попадал в конфликтные ситуации, важно, чтобы он мог представить себя на чужом месте. Уметь представлять, что человек будет чувствовать в тех или иных ситуациях. Для этого важно с малых лет научить ребенка распознавать эмоции и чувства. И обговорить важность умения делиться своими чувствами и переживаниями, так как другому человеку может быть не понятна причина появления разногласий.
После конфликта большинство детей продолжают играть друг с другом. Но, как и у взрослых, у детей может оставаться осадок после ссоры. В этом случае важны искренние извинения, а не только слова «я сожалею». Поэтому огромное значение для разрешения конфликта имеет умение извиняться и признавать свои ошибки.
Определите приемлемые и неприемлемые модели поведения в различных ситуациях. Скажите детям, что они вправе чувствовать себя, как они того пожелают, но при этом они должны контролировать то, что делают и как поступают, их плохое настроение не должно влиять на окружающих.
Покажите детям, как решать проблемы без агрессии. Сосредоточьтесь на поведении и конечном результате, а не на обвинениях и оскорблениях. Семейные психологи и педагоги предлагают родителям использовать фразу «Я чувствую…» и обучить ей своих детей. Формат при этом следующий: «Я чувствую_______, когда ты_______, потому что_______. В следующий раз я хочу, чтобы ты_______». Например: «Я чувствую сильное волнение, когда ты хватаешь книгу, потому что она может порваться. В следующий раз, чтобы перевернуть страницу, позови меня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские конфликты в детском саду
Дети растут, учатся ходить и разговаривать, знакомиться и играть со сверстниками, вместе с тем начинаются и первые детские конфликты: неподеленные лопатки в песочнице, ссоры из-за правил игры в детско...
Консультация для педагогов "Детские конфликты в детском саду"
Данный материал содержит информацию о разрешении детских конфликтов в детском саду между детьми, рассказывается о правилах поведения педагога в спорных ситуациях....
Детские конфликты в детском саду.
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Детские конфликты в детском саду"
Конфликт — это неизбежная часть детства, поэтому невозможно предупредить и обезвредить все конфронтации, с которым столкнется ваш ребенок....
Детские конфликты в детском саду.
Конфликт — это неизбежная часть детства, поэтому невозможно предупредить и обезвредить все конфронтации, с которым столкнется ваш кроха. В ссорах со сверстниками ребятишки учатся находить компро...
Консультации для родителей: "Детские конфликты в детском саду"
Консультации для родителей: "Детские конфликты в детском саду"...
Консультации для родителей Детские конфликты в детском саду
Дети растут, учатся ходить и разговаривать, знакомиться и играть со сверстниками, вместе с тем начинаются и первые детские конфликты: неподеленные лопатки в песочнице, ссоры из-за правил игры в детско...