Кризис 3-х лет. Признаки. Причины. Способы преодоления
презентация к уроку (младшая, средняя группа)

В презентации кратко изложены признаки, факторы,причины кризиса трёхлетнего возраста, а также даны рекомендации по преодолению конфликтного поведения ребёнка на данном этапе развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кризис 3-х лет. Признаки. Причины. Способы преодоления. Материалы подготовлены педагогом-психологом МБДОУ г. Иркутска д/с 51 «Рябинка» Поповой Анной Анатольевной

Слайд 2

Ключевые симптомы кризиса. 7 основных изменений: Негативизм . Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет». Он отказывается не потому, что не хочет, а потому, что его об этом попросили, это была не его инициатива. Строптивость . Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он. Делает вид, что не слышит просьб и распоряжений взрослых. Симптом особенно распространен в семьях, где нет единых требований к ребёнку. Упрямство . Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что это ОН потребовал: "Я так решил!". Своеволие . Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки, советы или помощь родителей. Протест . Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий. Обесценивание . Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств. Деспотизм . Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания.

Слайд 3

Правильное понимание ситуации: Кризис 3-х лет, как и любой другой кризис несмотря на эмоциональный дискомфорт для участников отношений является нормой развития, свидетельством, что ребёнок развивается нормально и пришла пора для смены условий развития, пересмотра и коррекции подходов и установок в отношении ребёнка. Все вышеперечисленные симптомы является не прихотью ребёнка, а единственно возможными для него на данном этапе развития способами отделения себя от мамы, сепарации от значимых взрослых, обозначения своих собственных желаний, волеизъявлений, инициатив. Сопротивляясь привычному и удобному для родителей образу жизни, ребёнок впервые в жизни сталкивается с явлениями, которые пригодятся ему в дальнейшей взрослой жизни и которые с возрастом важно превратить в навыки: осознание своих личных желаний, умение сказать «нет», потребность делать что-либо своим способом, по своей инициативе, самостоятельно без вмешательства других людей, желание влиять на других людей, руководить ими, проявлять свои лидерские качества, отстаивать свои интересы и точку зрения и т.д. Итогом прохождения кризиса 3 лет является появление новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности. Отсутствие кризиса трех лет может быть сигналом задержки развития ребенка, поэтому встречайте этот возраст с радостью: малыш становится самостоятельным!

Слайд 4

Факторы, способствующие яркому проявлению возрастного кризиса: Особенности темперамента ребенка . Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям. Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам. Несоответствие желаемого и возможного – провоцирует внутренний конфликт в душе ребёнка и порождает недовольство. Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека) – обуславливают внешний конфликт . Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все, лишая возможности раскрыть и реализовать собственный потенциал малыша. Проблемы со здоровьем . Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей. Конфликты внутри семьи . Отсутствие единых требований и ожиданий от ребёнка. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – прийти к согласию и единству требований, не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива. Несоответствие желаний и возможностей (внутренний конфликт)

Слайд 5

Способы преодоления конфликтных ситуаций: Профилактика негативизма Попробуйте вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?». Часто спасает фраза "Давай вместе !". Например, ребёнок говорит: "Не буду умываться!" заменяем фразой "Давай вместе будем умываться!", а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок "Водичка, водичка, умой мое личико..." или умываем мишку. Выбор без выбора . В некоторых ситуациях можно применить маленькую хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?». Действие от противного . В самых крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: "Гулять сегодня не пойдем!", тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не стоит, так как это чистой воды манипуляция.

Слайд 6

Способы преодоления конфликтных ситуаций: В случае строптивого поведения отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал. Когда ребёнок упрямо требует мяч, который в данный момент не доступен, не навязывайте ему чтение. Можете просто сказать, что мяч временно недоступен, зато у вас есть удивительные книги, оставив их в поле зрения малыша. Подождите несколько минут, зачастую малыш сам примет решение и попросит книжку. Удивительно, но факт! Сталкиваясь со своеволием , когда малыш не желает прислушиваться к вашим рекомендациям и советам, д айте возможность получить свой опыт, даже негативный, а если справится сам, похвалите, что растёт самостоятельным. Конечно, этот способ распространяется исключительно на случаи, не представляющие угрозу жизни и здоровью ребёнка. Если малыш устраивает бунт и вас застала врасплох истерика, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. В процессе истерики возбуждение в мозге ребёнка становится доминантой, препятствующей восприятию другой информации. Поэтому дайте возможность ребёнку выразить негативные эмоции, показывая своё сочувствие и понимание, а затем, предложите малышу порисовать, полепить, поиграть. И обязательно напомните ему, что любите его несмотря ни на что.

Слайд 7

Способы преодоления конфликтных ситуаций: Обесценивание выражается в отказе, разбрасывании, порче прежде любимых и предпочитаемых игрушек, вещей, предметов, в агрессивном поведении по отношению к членам семьи. . Когда малыш портит вещи, н аправляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если он рвет книжку, предложите ему рвать то, что предназначено для макулатуры. Отвергнутые игрушки тайно спрячьте на антресоли, когда малыш соскучится по ним, встреча с ними будет особенно трогательной. . Не упускайте возможность научить ребёнка прощанию с вещами сопровождая его благодарностью. В отношениях с людьми важно обозначить границы дозволенного и не позволять проявлять грубость, жестокость и пренебрежение. В случае ярко выраженного протеста подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек. Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. Через некоторое время ребенок согласится одеться и сам тоже. Сталкиваясь с деспотизмом и желанием командовать всеми и вся , можете уступить ребенку в «мелочах», однако потакая воле ребёнка, следите, чтобы свою волю и требования к другим он выражал в уважительной и вежливой форме. Подчёркивайте всякий раз, что другой человек – это отдельная личность, достойная уважения и внимания, имеющая свои потребности и желания, а не приложение к маленькому деспоту.

Слайд 8

Выбор неадекватной тактики реагирования на вышеперечисленные признаки кризиса могут закрепить и сделать их устойчивыми чертами личности или перейти в невротические явления, такие как заикание, энурез, ночные кошмары. Если же взрослые адекватно отреагируют на происходящие в ребенке изменения, заменив авторитарность и гиперопеку на партнерское общение и самостоятельность (в разумных пределах, конечно), то все конфликты и трудности данного возрастного периода могут иметь временный характер, либо не возникнуть вовсе. Станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Проявляйте твердость и последовательность. Устанавливайте четкие обоснованные запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов должно быть не больше 5. Эти требования должны поддерживать все члены семьи без исключения. Обязательно подчёркивайте, какой Ваш ребёнок уже большой, не «сюсюкайтесь» и не делайте все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным человеком, мнение которого Вам интересно. Для удовлетворения потребности в лидерстве периодически можно устраивать «день обмена», когда взрослые становятся детьми, а малыши — взрослыми. Игры в продавца, доктора, воспитателя детского сада помогают крохе проявить свою самостоятельность мирным путём. У ребёнка возникает ощущение собственной значимости, ведь его слушаются старшие родственники. Позволяйте малышу помогать вам в несложных хозяйственных делах , выполнять элементарные действия по самообслуживанию, уборке за собой, чтобы он мог почувствовать свою значимость и новый социальный статус. Полезные советы для родителей 3-летнего бунтаря:

Слайд 9

Помните, что фантазия, игра, чувство юмора и гибкость в собственном поведении главные помощники родителей на первом этапе взросления ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис 3-х лет . Признаки, пути преодоления.

Консультация для родителей на тему "Кризис 3-х лет. Признаки, пути преодоления."...

Советы родителям .Конфликты между родителями и детьми: причины и способы преодоления.

Конфликты между родителями и детьми:причины и способы преодоления Возник конфликт между ребёнком и родителем и, к сожалению, не решён, а углубляется…Как разрешать противоречия так, чтобы выигрыва...

Детская агрессия. Причины и способы преодоления

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio - нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ...

Кризис трех лет. Основные признаки и способы его преодоления.

Каждый год, когда я начинаю работать в младшей группе, второе родительское собрание полностью посвяшаю кризису трех лет. Несмотря на то, что интернет в наше время доступен практически в  каждой с...

Консультация для родителей "Гиперактивный малыш. Признаки, причины, способы коррекции"

В статье описываются признаки, причины и способы коррекции гиперактивных проявлений у детей раннего возраста....

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ У РЕБЕНКА: СИМПТОМЫ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ.

Синькова Екатерина Михайловна воспитательГБДОУ детский сад №65 комбинированного вида Приморского районаСанкт - Петербурга КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ У РЕБЕНКА: СИМПТОМЫ, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ.Кризис 7 лет у реб...

Консультация для родителей «Агрессия у ребенка: проявление, причины, способы преодоления»

Агрессивный ребёнок. Какой он? Рекомендации родителям агрессивного ребёнка...