Развитие навыков звукового анализа слова
консультация
Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_anal_slova.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков звукового анализа слова
Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.
Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:
- соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;
- соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
- соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:
- формирование навыков элементарного анализа;
- обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
Первый период, в свою очередь, состоит из частей:
- выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
- нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).
По количеству операций первый период является более развернутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры.
Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
∙ сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
∙ далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
∙ затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
∙ и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.
Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове.
Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.
Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек.
Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.
В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.
Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава? Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков — позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.
Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения.
Таким образом, рекомендована к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу такая последовательность позиций анализируемых звуков.
Для узнавания, звука в слове:
∙ ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова);
∙ согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки P, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
∙ любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).
Для определения первого звука в слове:
∙ ударные гласные
∙ сонорные согласные;
∙ щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
∙ остальные согласные звуки.
Для определения последнего звука:
∙ ударные гласные;
∙ сонорные согласные;
∙ щелевые согласные.
Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.
Приведем теперь последовательность предъявляемых для полного звукового анализа слов. Общее правило при подборе слов состоит в том, чтобы не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами. Не подходят, следовательно, слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, 3 на конце слова ив середине перед согласными (типа ложка, грядка). Что касается слов с безударными гласными, то они берутся не на ранних этапах, А после предварительной работы с односложными словами, причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У и Ы, как наименее подверженные редукции. Совсем же отказаться от слов с безударными гласными не стоит, просто можно произносить их орфографически - [коза], а не [каза], как мы произносим по нормам орфоэпии. Дети будут запоминать данные слова, и это будет пропедевтика правописания безударных гласных.
Итак, порядок анализируемых слов следующий:
∙ слова из двух гласных (типа ау);
∙ слова из двух звуков (типа ум);
∙ слова из трех звуков (типа рак);
∙ слова из двух открытых слогов (типа мама);
∙ слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
∙ слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
∙ слова из двух слогов (типа сумка);
∙ слова из трех открытых слоте (типа корова).
Чтобы родителям не ошибиться в отборе нужных слов для проведения анализа, приведем примерный список слов, отвечающий названным правилам. Конечно, родители могут использовать, и свои слова, главное, чтобы они соответствовали перечисленным требованиям.
Элементарные формы звукового анализа
Слова с ударными гласными в начале слова (используются для узнавания гласных в слове).
А: адрес, Алла, Анна, Ада, август, автор, азбука, аист, алый, ангел, арка, астра, атом;
О: Оля, обруч, облако, общий, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осень, ослик, остров, отдых, отпуск;
У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, узкий, улей, улица, умный, устный, утка, утро;
И: Ира, Игорь, ива, имя, ирис,, иней, искра; Э: Эля, эхо, эта, это, этот.
Слова с ударными гласными в середине слова (используются для узнавания гласных в слове).
А: зал, мац, рак, парк, март, нас, кран;
О: столб, ночь, зонт, дом, лом., сом, слон, сноп, порт;
У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук, руль, звук, жук, внук;
И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис;
Ш: дым, сын.
Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (используются для выделения первого звука в слове).
Л, Л: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна, лиса, лист, лодка, луг, лук, лыжи;
М, М: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска, море, мост, муха, мыло;
Н,Н: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки, низкий;
Р,Р: радио, радуга, рак, ракета, рама, роса, рис, рейка, рельсы.
Слова с сонорными согласными на конце слова (используются для выделения последнего звука в слове).
Л, Л; стол, стул, пыль, плыл, носил, косил, вокзал, пенал, узел, мел, орел, футбол, угол, пол, быль, мель, даль; М,М: терем, крем, холм, лом, сом, атом, шум, дым, изюм;
Н, Н: барабан, диван, океан, стакан, карман, банан, тюльпан, кран, каштан, орден, клен, пингвин, ужин, магазин, павлин, графин, горн, ремень, камень, пень;
Р, Р: самовар, базар, сахар, шар, тигр, кедр, клевер, ковер, веер, номер, тренер, катер, вечер, мир, кефир, календарь, букварь, словарь.
Слова с глухими согласными на конце слова (используются для выделений последнего звука в слове).
К: веник, звонок, щенок, кубок, гудок, чулок, замок, урок, каток, ток, жук, лук, паук, галстук, бык;
П: сироп, укроп, карп, серп, суп;
С; квас, час, лес, пес, рис, бокс, нос, насос;
Т: байт, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет, кит, щит;
Ф: шкаф, шарф;
X: мох, горох, петух;
Ц: перец, ранец, дворец, огурец, песец, отец;
Ч: врач, меч, кирпич, луч, мяч;
Ш: шалаш, душ, ландыш, малыш, камыш;
Щ: плащ, лещ.
Полный звуковой анализ
Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, мае, дом, сом, сыр, рис, пир, 6ор, кот,
Слева из двух слогов: аист, утка, овцы, ив.а, уши.
Слова из двух открытых слогов: мама, рама, ваза, гуси, шуба, лыжи, мыле, ножи, чаем.
Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, грач, шкаф, план, плот, плащ, врач.
Слова из одного слога со стечением согласных: волк, торт, шарф, бобр, март, зонт, куст, мост, лист, лифт.
Слова из двух слогов со стечением согласных: сумка, кошка, маска, парта, палка, лампа, щетка, мышка, мишка.
Слова из трех открытых слогов: корова, лопата, солома, ворона, сорока, дорога, Марина, собака.
Принимая во внимание данную последовательность в работе по формированию навыков звукового анализа, можно придумать много игр. Хорошие советы приведены в книге Е. А. Бугрименко и Г. А. Цукерман «Чтение без принуждения». Авторы предлагают детям игры на разных этапах формирования навыков звукового анализа, а также побуждают взрослых к созданию игровых ситуаций в обучении, помогающих весело и непринужденно ввести ребенка в мир звуков и помочь ему разобраться в звуковом составе слова. Воспользовавшись советами, приведенными в названной книге, а также прочитав внимательно данную главу, родители смогут грамотно подготовить своего ребенка к обучению в школе.
Какие игры необходимы на первом этапе работы?
Начинается обучение с введения понятия «речевой звук» Что за звуки слышим вокруг себя? Задайте детям вопрос, и они должны будут назвать и звучание автомобилей, и шум ветра и дождя по крыше, и музыку, и голоса людей. Важно показать, что звуки родной речи несут смысловую нагрузку, мы не только слышим их, но и понимаем. Слова звучат по-разному, потому что обозначают разные предметы, действия, признаки. И это разное звучание слов получается потому, что в словах мы произносим разные звуки, по-разному их сочетая. Ошибки при произнесении того или иного звука в слове могут привести к искажению смысла слова, оно начнет обозначать совсем другой предмет или явление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.
Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слов является основой успешного обучения дошкольника грамоте. В данной картотеке подобраны игры, которые помогут научить ребенка выделять звуки...
ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА НА ТЕМУ: «Развитие навыков звукового анализа слова».
познакомить родителей с особенностями работы по формированию звукового анализа....
Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слова
Звуковой анализ включает:1. определение первого и последнего звука в слове.2. определение наличия звука в слове;3. определение места звука в слове...
Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Консультация для родителей...
Картотека игр на развитие навыков звукового анализа слов
Представляю вашему вниманию подборку игр на развитие умения у старших дошкольников дифференцировать звуки (гласные- согласные, определять место звука в слове, количество звуков)...
Картотека Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов
КартотекаИгры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов...
Консультация для родителей "Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей 5-7 лет"
Рекомендации родителям по развитию звукового анализа слова у детей 5-7 лет....