Консультация для родителей
консультация
Здоровье детей – это будущее страны. Всё лучшее общество стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем, об их здоровье является одной из основных задач государства.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма.
Дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием.
Одним из методов улучшения состояния здоровья детей является совершенствование медико-педагогических подходов к воспитанию культуры здоровья с помощью физических упражнений. Физическая культура и здоровый образ жизни является надёжной защитой, способной помочь нашим детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, связанным со значительным ускорением ритма жизни, существенным обострением экологической обстановки как главного регулятора состояния и функций организма детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 46.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Организация адаптации детей дошкольного возраста к водной среде.
Здоровье детей – это будущее страны. Всё лучшее общество стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем, об их здоровье является одной из основных задач государства.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма.
Дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием.
Одним из методов улучшения состояния здоровья детей является совершенствование медико-педагогических подходов к воспитанию культуры здоровья с помощью физических упражнений. Физическая культура и здоровый образ жизни является надёжной защитой, способной помочь нашим детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, связанным со значительным ускорением ритма жизни, существенным обострением экологической обстановки как главного регулятора состояния и функций организма детей.
Ведь как мы знаем, что заложенный фундамент здоровья в детстве, это залог здоровья на долгие годы. Ведь только мы инструкторы-педагоги должны активно вовлекать родителей в систему мер поддерживающих и улучшающих состояние здоровья малыша.
Для решения этих важных проблем я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: разработать систему педагогической работы с педагогами, родителями и детьми, обеспечивающую адаптацию к водной среде детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы организации адаптации детей дошкольного возраста к водной среде в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать комплексы занятий и игровых упражнений для содействия смягчения адаптации к водной среде для детей с водобоязнью и детей, вновь прибывших в дошкольное учреждение.
3. Разработать рекомендации для родителей о значении плавания для сохранения и укрепления здоровья детей, привлечение их к активному участию в жизни ДОУ, педагогическое просвещение родителей.
4. Обогатить развивающую среду бассейна пособиями для преодоления водобоязни у детей.
2. Работая по теме самообразования «Организация адаптации детей дошкольного возраста к водной среде», и применяя свой инструкторский опыт, я предлагаю очень серьёзно отнестись к адаптационному периоду. Ещё теперь и потому что дети приходят в детский сад не с годика как раньше, а открываются группы с трёхлетнего «тепличного» возраста, значит адаптация к водной среде бассейна идёт вслед за адаптацией к детскому саду.
Но как не приобщить малыша к плаванию, если мы знаем все только положительные и благоприятные воздействия его на детский организм.
Как организовать адаптационный период, чтобы было еще больше заинтересованных малышей и их родителей?
Очень важно, чтобы первые впечатления ребёнка от знакомства со свойствами водной среды были положительными. Практически все взрослые люди осознают, насколько важно уметь держаться на воде и плавать. Ведь умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю жизнь и является тем навыком, который необходим человеку в самых разнообразных ситуациях, а также чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, т.к. сейчас идеально здоровых детей немного.
Но, к сожалению, не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди детей встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Бывают дети, страдающие от страхов. Они боятся непривычных изменений среды, боятся погружения в воду, когда вода, соприкасаясь со слизистой носа и глаз, вызывает неприятные ощущения, а предметы воспринимаются в искажённом виде. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затруднённость дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.
Обучение плаванию, как рекомендуют в пособии «обучение детей плаванию» Ю.А.Короп и С.Ф.Цвек, - это в первую очередь подготовка психики обучаемого к пребыванию в непривычной среде.
Поэтому вопросы психологической подготовки при начальном обучении плаванию приобретают первостепенное значение. В связи с этим я использую на занятиях нестандартное оборудование, схемы-модели к упражнениям, играм. У одних детей процесс обучения плаванию протекает сравнительно легко, без затруднений. У других он вызывает определённые трудности, требующие от обучаемого умения проводить специальную психологическую подготовку с этими боязливыми и нерешительными детьми. Кроме того были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание воображение мышление и др.), а так же упражнения, способствующие развитию физических качеств.
Работа по адаптации к водной среде большая и трудоёмкая. Есть много педагогической литературы которую я изучила о проявлениях «адаптационной» болезни, ведь многие дети, поступив в детский сад, начинают болеть. Так и у большинства детей, которые впервые сталкиваются с большой массой воды, пугаются и ни за что не хотят входить в воду. Это не случайность – дети переживают «эмоциональный стресс».
Акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека.
Но как научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде? С чего начать адаптационную работу?
Основная программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста «Обучение плаванию в детском саду», авторами которой являются – Осокина Т.И., Тимофеева В.А., Богинина Т.Л.. В этой программе раскрыты все этапы обучения и возрастные группы, начиная с младшего дошкольного возраста и заканчивая детьми старшего дошкольного возраста.
Я подобрала и применяю в работе комплекс для адаптации детей с водобоязнью.
Всю работу по адаптации я делю на периоды:
1 период – это создание условий по адаптации детей к водной среде.
* Изготовление психотерапевтических игрушек для снятия психогенной напряженности малыша.
* Разработка игр и игровых упражнений на преодоление водобоязни.
* Оформление фотоальбома с поэтапным посещением ребёнка бассейна.
2 период – работа с родителями.
Все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, физически и духовно красивыми. Работа по полноценному физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья детей невозможна без активного участия семьи, ведь семья – это первая и основная социальная группа, в которой закладываются основы личности ребёнка, его отношение к здоровью. Поэтому в ДОУ подготовила информации о значении плавания для физического развития детей, укрепления их здоровья. Для родителей 1 младшей группы провожу занятие в бассейне, где показываю, чем будут заниматься дети, знакомлю с помещением бассейна (знакомлю с требованиями ДОУ к посещению бассейна).
За 1-2 месяца до начала занятий плаванием на родительских собраниях в начальных группах необходимо провести беседы об организации и содержании занятий. В этих беседах следует обратить внимание на значение занятий плаванием, помощь родителей при обучении. Кроме того,нужно рекомендовать родителям проводить закаливающие процедуры: обтирания, ножные ванны со снижением температуры воды. Разработала правила поведения детей в бассейне, а затем ознакомила педагогов и родителей.
Работа с родителями детей, посещающих бассейн, является важной составляющей всей оздоровительной и обучающей программы занятий в бассейне.
3 период так же наиболее важный – знакомство с детьми или адаптационная работа с детьми.
Самая важная задача для инструктора:
Увлечь ребёнка, сформировать у него потребность, привычку заниматься плаванием. И ещё не менее важная задача – не напугать малыша и вводить его в «водный мир» плавно и постепенно, от известного к неизвестному. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста или ребёнка вновь прибывшего.
В своей практике я очень часто сталкиваюсь с боязнью воды даже детей 5-7лет, что было связано с попытками родителей самостоятельно научить их плавать. Таких детей очень трудно потом научить плавать и помочь им полюбить воду.
Для этого с первого занятия я использую психотерапевтические игрушки. Все они сшиты из красивой ткани, легко обрабатывающейся и быстро сохнущей. Эта ткань обтягивает мяч и малыш ещё раз убеждается, что если нужно полежать на поверхности воды, то делаем вдох, ну а если нужно что- то достать со дна выполняем выдох. Отказ от вспомогательных средств происходит после освоения движений ног и регулируемого дыхания. Последнее состоит из глубокого вдоха через рот, продолжительной задержке дыхания с погружением лица в воду и выдоха через рот и нос одновременно, после чего дыхательный цикл повторяется.
О том, что музыка – выражение гармонии, знал ещё Пифагор, который применял её и для лечения и для воспитания детей. Ученый ставил музыку на тот же уровень, что и математику.
Ритм музыки - это снятие психогенной напряженности, что является одной из главных причин водобоязни.
Второе занятие на малой воде познавательного характера проводим с каким либо персонажем.
Очень тихая и спокойная музыка, яркие игрушки и ребёнок уже « окунулся» в игру. Игра для них – лучший способ знакомства с окружающим миром. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову, активизирует внимание.
С третьего по восьмое занятие, так же проводим в форме игры, игровые упражнения.
Всё это для младших групп. Но здесь есть но, т.е те ребята которые всё же пропускают занятия по тем или иным причинам, а если он пропускает значит отстаёт в подготовке. Герхард Левин в пособии «Плавание для малышей» очень хорошо раскрыл тему «Организация начального обучения плаванию малышей», но он предлагает три варианта комплектования учебных групп. После нескольких занятий целесообразно перераспределить детей в зависимости от их успехов… Но я имея нарукавники воспользовалась такой возможностью, дети занимаются и те и другие. Мы даже выдвинули девиз: « Себя показать и другим помочь». Детям очень нравится показывать свои успехи так же малышам, даже если он в нарукавниках.
Обучение малышей плаванию проходят в три этапа:
1-этап – привыкание к воде.
Привыкание к воде – это прежде всего приспособление к свойствам воды. Надувные нарукавники удерживают ребёнка у поверхности воды, они так же помогают активней двигаться в воде, уберегают от неприятных ощущений, от неожиданного погружения в воду. В возрасте 3-5 лет активные, произвольные движения в воде очень важны, поскольку ощущения взаимодействия воды и тела ребёнка благоприятно сказываются на его здоровье, развитии.
Организуя первые занятия с детьми 3-4 лет, я даю общее задание двигательной активности, « что сделать», но не указываю « как сделать». Например: дана команда переместится от одного бортика бассейна к другому. Кто-то побежит по дну бассейна, кто-то, используя возможность удерживаться у поверхности воды (с помощью нарукавников), попытается продвигаться, выполняя плавательные движения. Такая свобода выбора движений при выполнении общего задания сделает занятие комфортным для каждого ребёнка и обеспечивает возможность успешно решать задачи занятий. Для повышения активности ребёнка в период адаптации к новой среде используются знакомые «сухопутные» движения и игры: «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Лодочки»,
«Приходите в гости к нам» и другие; различные варианты ходьбы и бега, прыжков и движений рук и ног (с поддержкой и без неё).
2- этап – освоение воды.
Полученный в процессе привыкания к воде опыт употребляется для того, чтобы постепенно освоить водную среду.
Стараюсь доступно объяснять детям, что свойства воды требуют от человека спокойных движений.
На первых занятиях особое внимание уделяю равновесию в воде. Приглашаю на занятие к малышам детей из группы чуть более старшего возраста т.е из средней группы. Ребёнок показывает, взрослый поясняет, что погружение начинаем выполнять с расставленными ногами на ширину плеч. Как уже говорилось, что объяснение упражнения должно снимать чувство страха, доказывать ребёнку уверенность в собственной силе и смелости. На первоначальном этапе обучения важно умело управлять бессознательной психической деятельностью детского организма, всячески поддерживать обучаемых в непроизвольном копировании плавательной техники, попутно объясняя ошибки.
На шестом-восьмом занятии мы пробуем скользить, но сначала скользим в рукавичке. Это наша весёлая помощница рыбка-озорница, она нам показывает как правильно скользить по поверхности воды.
3 – этап – овладение плавательными движениями.
Важно помнить, что прежде чем приступать к обучению плавательным движениям, нужно освоить погружение.
Зачем начинающему пловцу нужно уметь нырять?
Ответ на этот вопрос прост: лишь тот, кто попытается целиком погрузиться в воду, сможет обнаружить, что вода способна его держать. Человеческое тело испытывает на себе подъемную силу воды.
Это ощущение сразу же уменьшает страх утонуть. Опять приглашаем нашу Капельку, что она нам сегодня посоветует?
-Сначала нужно научиться задерживать дыхание, надутые щеки – «символ» этого упражнения.
-Погружение
Приседания в воду, при выполнении дети стоят вплотную спиной к стене где сливной желоб, так им проще если что, то можно сразу задержать падение за трубу. Только после упражнений на погружение мы начинаем надевать нарукавники. В них дети сразу (оживают), и мы приступаем к игре и только. Прыжки в воду доставляют детям радость и удовольствие. Важно включать ныряния и прыжки в каждое занятие, видоизменяя отдельные фрагменты заданий, добиваться, чтобы каждый раз возникали различные ситуации погружения и восстановления равновесия.
Погружение в воду с головой совершается с задержкой дыхания. Перед этим научить детей плотно закрывать рот и задерживать дыхание на вдохе.
Упражнения для освоения погружения в воду можно вводить с третьего - четвёртого занятия. Число погружений затем постепенно увеличивается.
Открывание глаз в воде.
Для плывущего человека умение открывать глаза и смотреть в воде
помогает сохранить правильное направление, облегчает ориентировку во время ныряния, доставания со дна предметов и т.д.
После того как дети научатся погружаться в воду с головой и делать выдох в воду, их надо учить и этому умению. Рассказать, что вода прозрачная и чистая. Для этого можно предложить рассмотреть, стоя в воде, различные предметы, находящиеся на дне бассейна. Затем следует показать, как под водой можно открывать глаза и осматривать всё вокруг. Дошкольники легко привыкают ориентироваться в воде с открытыми глазами. Они могут собирать несколько предметов, разложенных на дне. В старших группах строят «подводные замки», плавают в подводных лабиринтах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...