Комплект консультационного материала для родителей, направленный на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
картотека

Грунина Дарья Васильевна

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_111.odt127.97 КБ

Предварительный просмотр:

Комплект консультационного материала для родителей, направленный на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста


«Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте»

 

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки

Лев Семёнович Выгодский.

 

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес. Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.

В детском саду и во всевозможных развивающих школах для малышей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае. Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний.

В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

        Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?).

Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.
        Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать

скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

        Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене – о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать. Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

        К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности.

В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».


«Развиваем познавательную активность у детей»

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

В дошкольном возрасте важно  активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают  наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Изучение нового должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Особо остроту  приобретает проблемная ситуация в которой  обнаружены противоречия, оно ( противоречие) должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации:

Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями).

Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению).

Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование).

Находим решение (радость, восторг).

Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа).

Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, неоднотипный.

Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Семья играет важную роль в развитии познавательной активности, любознательности и интереса детей к экспериментальной и исследовательской деятельности.

Советы хорошим родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей

Что нельзя делать

Что нужно делать

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму.

Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.



«Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребенка дошкольника»

Ребёнок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвётся, лёд тает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то они нечаянно режут салфетки, так как хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат игрушки с целью узнать, почему они двигаются. Ребёнок растет, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.

Любознательность – недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательному ребёнку хочется познавать, а что именно – не столь важно.

Для чего же нужно растить детей любознательными? 

Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, но направлен на определенную сторону жизни, определенное явление или предмет. В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему, которая противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний и выполнению работы без напряжения мысли, без радости успеха. А ведь все это является залогом успешного обучения в школе. Ведь определенную категорию успевающих составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети. Для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Как же развивать любознательность и познавательный интерес?

Это осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).

Чтобы любознательность была созидательной, её надо культивировать. Когда родители препятствуют его исследовательской деятельности, ребёнок вряд ли захочет продолжать ее или, по крайней мере, станет приобретать знания со значительно меньшей настойчивостью.

Слушайте его вопросы и отвечайте на них. Малышам нужно узнать очень многое, поэтому неудивительно, что когда они начинают говорить, их вопросы так и сыплются. Конечно, очень хочется после пятидесятого вопроса «Что это?» промолчать или вовсе одернуть ребёнка, но постарайтесь не делать этого. Все вопросы малыша заслуживают ответа. Если он не получает ответа на свой вопрос или ответ не удовлетворяет, например, когда ему говорят «потому» или «ты слишком мал, чтобы понять его», он может перестать спрашивать. Разумеется, отвечать нужно, учитывая возраст ребёнка, просто и коротко.

Примиритесь с исследовательской деятельностью ребенка и поощряйте её. Мир полон захватывающих вещей, и, хотя для родителей это часто беда, детям надо с ним экспериментировать. Поэтому сдержите желание одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: вы можете помешать приобретению необходимого для обучения опыта.

Любознательному малышу интересно: что произойдет, если сорвать лист комнатного цветка? Что будет, если швырнуть песок в лицо товарищу по игре или кинуть игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент становится разрушительным или опасным, необходимо остановить его, но малышу нужно дать понять, что вас не устраивает результат, а не сам процесс. Попробуйте направить исследовательскую мысль ребёнка на другой объект. Если вы не хотите, спасая дом, подать в малыше учёного, придумайте эксперименты, которые можно выполнять под вашим контролем: сдуть пух с одуванчика, просеять песок через сито, смешать пищевой краситель с водой.

Поощряйте импровизации ребёнка. Малыша учит не только реальный мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам. Поощряйте любые игры. В собственном воображении ребёнок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом – в общем, кем захочется.

Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребёнок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.

Включайте обучение в повседневную жизнь. Это достигается самыми небольши-

ми усилиями. Вы можете познакомить ребёнка с числами «Тебе дать одно печенье или два?», с цветами «Ты наденешь красный свитер или синий?, с буквами «Вон видна буква «М» с неё начинаются «мама» и «молоко». Ваша цель не в том, чтобы научить малыша считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения.

Обучение должно быть забавой. Если ребёнок почувствует, что его заставляют учиться, ругают или высмеивают за неудачи, если перед ним ставят трудные не по возрасту задачи, то он будет страшиться учебы, а не любить её. Покажите пример. Пусть малыш поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться – как для вас, так и для ребенка – заразительно.

Как отвечать на детские вопросы:

1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?»

6. В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7. Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты ещё мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Рекомендации родителям:

1. Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.

2. Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.

3. Выслушивайте рассуждения ребёнка, не перебивая.

4. Не говорите ответа, если ребёнок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.

5. Читайте с ребёнком познавательные книги.

6. Исследуйте различные предметы, например, когда идете по дороге в детский сад.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!




"Познавательное развитие дошкольников"

В течение всего дошкольного периода у ребенка проявляется потребность в получении и поиске знаний. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, игре, познавательной, поисковой и других видах деятельности позволяет сформировать положительное отношение к учебе, желание учиться в школе. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. Осмысленный, интересный, эмоционально привлекательный  материал усваивается легко и надолго. В играх могут решаться различные задачи - от психологических до познавательных. Дети в различных видах деятельности узнают интересные факты, знакомятся с  художественными произведениями, историей, традициями, бытом людей, рисуют, лепят, конструируют, учатся считать и читать. Все это способствует развитию кругозора, формированию навыков общения.                               Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Познавательная активность дошкольников  высока. Поэтому экспериментирования, наблюдения, проектно - исследовательская деятельность являются в обучении  и развитии детей подготовительным этапом для успешного обучения в школе.                                                                    Ребенок познает мир в ходе практической деятельности с ним. Это происходит потому, что дошкольник выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить, предлагает возможные решения, проверяет эти решения исходя из данных, делает выводы на основе полученного результата, умозаключения, устанавливают причинно -  следственные связи между явлениями и фактами, т.к. еще психолог Д.Б. Эльконин говорил, дети «создают собственную картину мира» и применяют их на практике. Такая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами элементарных математических знаний, с этическими нормами и правилами жизни в обществе и т.п.

В силу того, что ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые, малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш понимает и принимает социальный мир по - своему. И не учитывать этого нельзя, а знать необходимо. Дети очень наблюдательны, многое замечают: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению вмир.Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. И многочисленные «Как?», «Зачем?», «Отчего?», «Почему?», «Когда?» - лучшее проявление этой особенности.                                                                                  На характер восприятия окружающего мира определенное влияние оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление или событие, видят его    по - разному и разное в нем запоминают. Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают.                  При организации процесса воспитания и образования, направленного на познавательное развитие, взрослому важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи. И отделить одни от других невозможно. Во время преподнесения различной информации важно настроение взрослого: мастерство его речи, собственные внутренние переживания и внешние их проявления, т.к. это вызывает у детей ответные чувства и отношения. Эффективность процесса развития познавательной активности во многом зависит от того, какими средствами пользуется взрослый:

  •  социальная действительность - этоне только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Главное - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя.                                          
  •  предметы рукотворного мира– те, с которым ребенок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении.В каждом предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического процесса. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям, назначению. Мир вещей существенно влияет на формирующиеся потребности маленького человека, является своеобразной опорой в общении с другими людьми.
  •  игрушка - через игрушку малыш познает разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества. Даже его моральные ценности и идеологические установки. Игрушки различны по своему назначению и возможности стать средством познания мира:                           
  •  техническая игрушка позволяет познакомиться с достижениями технической мысли. Способами управления предметом приобщает к способности человека воздействовать на окружающий мир;         
  •  сюжетная игрушка обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности;
  •  народная игрушка помогает приблизиться к национальным корням, к собственному народу, что значимо для социализации личности;
  •  кукла стимулирует развитие социальных чувств.
  •  художественная литература - она является источником знаний и источником чувств ребенка. Художественная литература самоценна, становится незаменимым средством приобщения к социальному миру. Детям нужны произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни и стихи разного содержания: познавательные, юмористические, лирические, т.е. те, из которых он может почерпнуть новую информацию и в которых ярко представлена мораль.
  •  изобразительное искусство - произведения больших художников затрагивают душу ребенка и способны не только информировать о каких-то предметах, явлениях. Но и вызывать поистине высокие нравственные чувства. Детей затрагивают и взрослые социальные проблемы на картинах и необычность красок.
  •  музыка - так же отражает чувства и отношения и находит отклик в детской душе.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития познавательных способностей ребенка - дошкольника в разных видах деятельности. В основе этого лежит овладение разными формами опосредованного решения познавательных задач, построения и использования образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения окружающего мира, свойств предметов, их связей и отношений. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста имеет существенный общеразвивающий эффект, который проявляется в:

  1. Умении самостоятельно анализировать ситуацию;
  2. Развитии децентрации, т.е. умении менять свою точку зрения;
  3. Развитии   умения создавать идею будущего продукта и план его реализации.

Исходя из выше изложенного, мы, выяснили, что разнообразные средства становятся источниками познания мира при доступности восприятия, соответствие возрастным возможностям, эмоциональной насыщенности.                                      

Целенаправленная, продуманная деятельность под руководством разумного взрослого будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает. Высокий уровень познавательных способностей оказывается более важной предпосылкой успешного обучения в школе.

«Cовременные подходы к познавательному развитию  старших дошкольников» 

В 5-6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания  «большого мира» знаний, которые человечество накопило на пути своего развития. Дети смело «пересекают пространство и время». Им все интересно, все привлекает их внимание. Они с одинаковым интересом пытаются освоить и то, что уже доступно их пониманию на данном возрастном этапе, и, то, что пока они не в состоянии глубоко осознать.

Познавательные потребности детей 5-6 лет можно выразить девизом «Хочу все знать». Однако имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста знания, еще не позволяют им справиться с потоком сведений о большом мире.

Несоответствие между познавательными потребностями детей  и их способностью переработать информацию может привести к перегрузке различными разрозненными сведениями и фактами, что наносит вред процессу формирования целостной картины мира, может привести к угасанию познавательных интересов и даже к изменениям в психике.

Для удовлетворения познавательных потребностей детей имеются различные способы познания. К ним относятся:

- действия и собственный практический опыт;

- слово, объяснения, рассказы взрослых;

Можно выделить задачи и основные направления познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

1. Обогащать сознание детей, таким содержанием, которые способствуют накоплению представлений о «большом мире», готовит его к элементарному осмыслению некоторых основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

  • Познакомить с конкретными знаками (буква, цифра) символами (флаг, герб).
  •  Вызвать интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.

2. Систематизировать уже имеющиеся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация)

3. Продолжать формировать бережное отношение к миру.

Стремление узнавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.

        Основа  познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребенка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти.  Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Широкие  интересы  охватывают разные области действительности, а узкие только одну область.

Что лучше: широкие или узкие по содержанию интересы?

Психологи считают, что чем меньше ребенок,  тем  шире должны быть  его 

познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребенка попробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.

Между развитием   интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует  взаимная  связь.  Интерес  побуждает  ребенка  к  приобретению

знаний. Прочные знания  -  основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».

 Родители – гиды детей на пути  их познании 

Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.Младенец  требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он предоставлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а  ведь эффективнее было бы подключить игру, показ, действие. Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души»  родители воспитывают своих  детей, проявляя свою беспомощность?! Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько  всего знают!

Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

§  Как и с кем они разговаривают;

§  Как относятся к людям, к работе, к животным;

§  Чем увлекаются, что любят и не любят;

§  О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;Родители для ребенка до 5-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

§  О чем говорят родители с детьми;

§  Как родители организуют режим детей;

§  Как и за что поощряют, наказывают;

§  Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

Познавательный  интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создавать условия для такой  деятельности. Например, ваш сын или дочь интересуется транспортом.

Приобретите ему (ей) соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним какие- либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие.

Предложите ребенку нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на  тему.  Интерес, возникающий в деятельности, становится  стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника. Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются  в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение.


В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний     

  1. Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач, интернете.
  2. Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания. Все они помогают детям ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем. К таким вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка.

Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам? – побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы.В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.   Последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить  мудрый совет В.А.Сухомлинского: 

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно. Но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он знал. По возможности, надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос»

  

«Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Рекомендации по «организации развивающей среды в семье для познавательной активности детей»

Источником воспитания ребѐнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.

Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдѐт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуальнопсихологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребѐнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребѐнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми: 

  • Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребѐнком.
  • Говорите с ребѐнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  •  Задавайте ребѐнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?» - Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребѐнка и никогда не смейтесь над ними.
  • По возможности путешествуйте с ребѐнком.  
  • Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребѐнка «поиграть в соседней комнате».
  • Ходите с ребѐнком в музеи.
  •  Проводите совместные наблюдения и опыты.
  •  Эмоционально поддерживайте исследовательскую деяятельность ребѐнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  • Сделайте свои увлечения предметом общения с ребѐнком.

В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

  • измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
  •  познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
  • азбуки картинные, книги для первого чтения;
  •  былины, мифы, легенды;
  • часы настенные и календарь;
  •  настольно-печатные игры – лото, пазлы;
  • настольные игры – домино, шашки, шахматы;
  • чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
  • оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даѐт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребѐнком. Сотрудничество сплачивает семью.

Рекомендуем провести дома с детьми:

 Эксперименты, которые семья ребѐнка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет)

На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?». Важно отметить, что природа даѐт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребѐнку листы плотной бумаги, тѐртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др.), несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др.), у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Волшебный материал (для детей старшего дошкольного возраста) Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Музыкальные бутылочки (от 3 до 5лет) 

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребѐнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребѐнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям. Реактивный шарик Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Свеча в банке

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

Волшебный человечек (от 4 до 6 лет)

Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребѐнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс- салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зелѐные «волосики», и ребѐнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребѐнок тренирует ещѐ и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие выводы.

Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит. Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:

  • Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)
  • Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)

Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

  • Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.) Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей. Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира.

Наша консультация подошла к завершению, надеемся, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам формирования познавательной деятельности у детей.

Успехов вам и вашим детям!


 Памятка для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы

  • Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
  • Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
  • Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упустите ее. Совместные прогулки- это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
  • Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?»
  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
  • Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
  • Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково – исследовательской активности детей.

Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

  • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность;
  • Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании;
  • Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых;
  • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием;
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка;
  •  Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно;
  • Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности;
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего;
  • Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?;
  • Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон


«Игры развивающие познавательную активность»

Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитее познавательной активности. Главное преимущество игры перед другим видом деятельности заключается в том, что ребѐнок довольно подчиняется определѐнным правилам, выполнение этих правил приносит ребѐнку максимальное удовольствие. Поведение ребѐнка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитее всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

Игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время лѐгкая и радостная для ребѐнка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувствительного опыта. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: либо они сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребѐнка.

В игре ребѐнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о мире. Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе помощь взрослых, в особенности родных и близких.

К сожалению в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра всѐ чаще заменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо менять, ведь игра так необходима нашим детям для познания окружающего мира. Игровые ситуации вызовут к ребенка интерес, если вы играя с ним учитываете его жизненный опыт. Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.

Вот несколько игр, которые принесут вам радость общения с ребенком: «Волшебная корзина»

Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка. В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе.

«Магнит»

Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком ,бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.

«Таинственные отпечатки»

Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаѐт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Правда, для этих игр нужно специальное оборудование. Помимо красок и кисточек, необходимы клеѐнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеѐнку на стол или на пол и пр.

«Мыльные пузыри»

Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружѐнную другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям и они захотят сделать то же.

Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.

Поиграйте в игры «наоборот» (твердый – мягкий, холодный - теплый, сухой – мокрый, день – ночь, высоко – низко и тд), о пространственных понятиях: где предмет? (на столе, в коробке, над . . ., под . . ., за , , и тд).

Нельзя ограничивать познавательное развитие в виде обычного созерцания, а полученные от вас впечатления и знания следует закреплять в чтении сказок, рассказов, песенок, потешек, стихов.

 Очень важно, например, при наблюдениях выделять более яркие, характерные особенности животных (у коровы и козы – рога, - а для чего они? Зачем? У петушка – гребешок; у зайчика – длинные уши). Ничто в природе не существует раздельно, просто так. А когда ребенок узнает, он начинает сравнивать, обобщать. А если он затрудняется, помогайте ему разобраться в окружающем мире: на глазах ребенка покажите, как надо ухаживать за животными, растениями, покажите пример бережного отношения к ним: например, растения – они живые, растут, пьют воду, любят свет, тепло, солнце, дышат. Если вы будете хорошо ухаживать за ними, он увидит, как вырастают новые листочки, цветы.

На огороде дети видят особенности произрастания овощей (например – морковь растет в земле, а листики находятся на поверхности грядки). Здесь внимание надо обратить на цвет, форму, величину овощей, вкусовые качества и обязательно можно сравнивать и обобщать, загадывать загадки и самим придумывать загадки об овощах и фруктах, прочесть сказку «Репка» и обыграть ее дома.

Познавательные интересы ребенка начинают формироваться с первых детских вопросов: почему? Зачем? Что это? Часто эти вопросы надоедают взрослым, и они начинают отмахиваться, но, чтобы ребенок развивался, необходимо родителям не только поддерживать, но и стимулировать интересы к новому. Нужно не только отвечать на вопросы, но и рассказывать новое, придумывать интересные ответы на вопросы, всегда быть рядом с ребенком и не скупиться на похвалу.

Особое внимание надо обратить на развитие внимания, памяти, мышления, воображения детей, так как с нарушением интеллекта все психические процессы развиты слабо. Как это сделать? Конечно же, с помощью специальных, развивающих игр. Поиграйте с ребенком, и вы увидите, как спокойная, свободная и веселая обстановка игры помогут в его развитии, а вы будете участвовать в игре на равных, незаметно обучая его.

Для развития интеллектуальных задач следует развивать мышление ребенка. Для этого и педагогам, и родителям надо применять основные средства решения этой задачи – наглядную модель: схемы, чертежи, планы. Применять их можно с 3х летнего возраста. Например, в игре можно применять вместо градусника – палочку, а в 5-6 летнем возрасте выступают уже не реальные предметы, а условные обозначения, полоски различных цветов и размеров (вместо лисы – оранжевый кружок, вместо волка - серый).

В сказке «Три медведя» Михаил Потапович замещается самым большим кружком, Настасья Петровна – кружком поменьше, а Мищутка - самым маленьким. Прочитав любую сказку, вы можете отрицательный персонаж обозначить черным кружком, а положительный – белым.

Играя с детьми дома, вы можете нарисовать план комнаты, обозначив мебель геометрическими фигурами, а спрятанную игрушку - кружочком, а чтобы поддержать интерес к игре, прятать можно любимую игрушку. Постепенно можно задание усложнять. Выйдя на улицу, можно рисовать план двора, улицы, парка, в котором вы гуляете.

Кроме сенсорных и интеллектуальных способностей следует развивать еще и творческие способности, связанные с такими психическими процессами, как воображение. Здесь следует, чтобы ребенок научился наоборот видеть и выделять в нереальном предмете – нереальный (в красном кружочке, например, видеть яблочко, помидор, мяч, цветок и тд).

Еще можно усложнять задание: дорисовать любой предмет, чтобы он мог увидеть и убедиться, что было, а что можно еще с помощью воображения создать любой предмет.

Эти творческие задания воспитывают в ребенке эмоциональную сторону жизни и позволяют видеть за каждым действием его определенный этап развития.

Рекомендации родителям:

  1. Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.
  2.  Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.
  3. Выслушивайте рассуждения ребѐнка, не перебивая.
  4. Не говорите ответа, если ребѐнок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.
  5. Читайте с ребѐнком познавательные книги.
  6. Исследуйте различные предметы, например, когда идете по дороге в детский сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Рекомендации для родителей на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ при ознакомлении с окружающим миром.

В данном материале представлены методические рекомендации учителя-дефектолога для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации представлены по одном...

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста....

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...

Комплект консультационного материала для родителей, направленный на развитие речи раннего возраста по средствам русского народного фольклора

Комплект консультационного материала для родителей, направленный на развитие речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора....

Консультация для родителей на тему: «Техническая игрушка как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей  на тему:«Техническая игрушка как средство развитияпознавательной активностиу детей дошкольного возраста»...