Консультация для родителей и воспитателей по финансовой грамотности
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей и воспитателей по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley_i_roditeley_po_finansovoy_gramotnosti_detey.docx | 127.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по финансовой грамотности детей
«Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Процесс финансового воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно – тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать финансовое воспитание понятным помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных финансовых знаний.
Одной из форм познавательно – игровой деятельности является комплексно – тематическое занятие. Так, финансовым содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи финансового воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно – тематических занятий новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), разыгрывание «финансовых» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты.
Особый интерес вызывают развлечения («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», «Бизнес-клуб», «Аукцион»), включающие финансовые, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.
Для усвоения финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение финансовым содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с финансовым содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой финансовый опыт народа, используются для воспитания таких «финансовых» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.
В них финансовое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – финансовую грамотность.
Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.
Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Работа по воспитанию финансовой грамотности дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Однако это в настоящее время представляет собой определённую проблему. Родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность финансового воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру финансов.
Работа и помощь родителей очень важна для развития финансовой грамотности у детей, поэтому родителей нужно привлекать к совместному развитию ребёнка: информирование родителей о задачах и содержании воспитания финансовой грамотности у детей в детском саду и в семье;
участие родителей в работе по воспитанию финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (ярмарки, праздники, конкурсы); создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях; семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй.
Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к воспитанию у детей финансовой грамотности.
"Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми.
Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте.
Закономерно, что проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста я определила, что дети непосредственны, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. В целом психологическая обстановка в группе хорошая. Свои взаимоотношения с детьми строила, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Проблема воспитания финансовой грамотности возникла в процессе наблюдения мною за разнообразной деятельностью детей. Я обратила внимание на то, что в самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и
т.д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками. «Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. И опыта работы можно привести много примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течении всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью. Насторожило что, также, излишняя требовательность детей, потакание родителей детским капризам «купи», «хочу» и т.д.
Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак, «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой. Прошла курсы по повышению квалификации, «Обучение дошкольников финансовой грамотности»
Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаю, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна. Ни для кого не секрет, что мы воспитывались в обществе, где глушился всякий интерес к деньгам, способам их зарабатывания, накопительства.
Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников я решаю в разных видах детской деятельности и развития:
Изодеятельность – дети изготавливают различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям. Развитие речи – дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение.
Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «больше- меньше», «быстрее - медленнее», «на сколько больше - на сколько меньше».
Ознакомление с окружающей средой – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.
Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей была проведена консультация «Ребенок и финансы». Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель в индивидуальных беседах заинтересовать родителей, дать понять, что проблемы могут быть решены только при активном содействии детского сада и семьи. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению с основами финансовой грамотности. В родительский уголок ежемесячно помещала статьи под рубрикой « Добрые дела веками живут», устраивала выставки детских работ «Мир вокруг нас». Привлекла родителей к созданию развивающей среды: оформили библиотеку детской книги, изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр, приобрели настольно-печатные игры по познавательному развитию.
Что может стать содержанием финансового воспитания в семье? Это, прежде всего, домашнее хозяйство. В беседе с детьми я выяснила, что почти у всех детей есть определенные и постоянные обязанности. Дети ухаживают за комнатными растениями или домашними животными, кто-то убирает за собой игрушки или помогает маме в уборке квартиры.
Совместный труд в семье удовлетворяет потребность детей в общении, приучает к бережливости и экономности, а это показатели общей культуры человека, его зрелости. В разговоре с детьми я выяснила, что «бережливость» они оценивают как положительное качество. Никита В.: «Бережливый – это умный. Моя мама, когда стирает, берет мало порошка. Она пользуется специальной лопаткой».
Иногда дети берут работу на дом, чтобы вместе с папой или мамой отремонтировать что-то. Я никогда не забываю подчеркнуть значимость работы детей для других людей.
Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно видят, что использование механических и электрических приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Например: «Мне мама шьет костюм для новогоднего утренника. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается ровный, красивый и работается быстро»;
«Микроволновая печь быстро готовит и разогревает обед» и т.д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека. На занятии «Волшебные помощники» я предложила детям отгадать загадки:
- Идет пароход то взад, то вперед,
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).
- От работы вас избавлю,
Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).
- Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).
- В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).
Дети с удовольствием отгадывали загадки, а также придумывали свои. Обсуждая ответы, дети убеждались в том, что человек делает много разных машин, которые облегчают труд, экономят время, повышают качество труда. Ребята подбирали своим любимым сказочным героям Золушке, Федоре и др. «волшебных помощников» и объясняли, как они помогут им в труде. На занятиях у детей развивается речь, воображение, самостоятельность мышления.
Дети и деньги... Наблюдая за играми детей, увидела, как легко они пользуются такими понятиями, как «бабки», «штука» и т.д. Я решила провести беседу с детьми, чтобы выяснить знания и представления детей о деньгах. Были заданы вопросы:
- Как ты думаешь, откуда деньги берутся?
-Зачем людям нужны деньги?
-Можно ли деньги выбрасывать?
-Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?
Моей целью было выяснить, связывают ли дети происхождение денег с трудом. Выяснилось, что дети знают, что деньги берутся: «С работы родителей»; «в кассе получают», «взрослые работают и получают денежки». На второй вопрос дети отвечали уверенно: «Чтобы делать покупки». Ответы на третий вопрос меня несколько удивили: «Отдал бы бедным»; «купила бы много-много нарядов»; «построил бы красивый детский сад»; «купила бы для папы и мамы большой дом». Многие дети потратили бы свои деньги на покупку сладостей, игрушек, купили бы животных. На четвертый вопрос дети ответили, что деньги выбрасывать нельзя, их нужно « беречь». Ответы детей свидетельствуют о том, что многие семьи не обладают нужным достатком, испытывают нужду в самом необходимом.
Итак, наши дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни человека, а вот из анкет и личных бесед с родителями, мне стало ясно, что опыта карманных денег у них нет. Конечно, в повседневной жизни у детей формируется естественным путем некоторый опыт общения с деньгами (покупка сладостей, мороженного и т.д.). Это закономерно, так как ребенок неотделим от современной действительности.
Для усвоения детьми основ финансовой грамотности, я использую самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь финансовое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей (финансовую).
Например, сказка С. Маршака «Кошкин дом»:
Какую нужду испытывали котята?
Какие возможности были у тети Кошки?
Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.
Процесс воспитания финансовой грамотности я реализую через различные формы его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.
Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому я предпочтение отдаю таким формам как игра, вечера досуга и др. Сделать экономику для детей понятной мне помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Они знакомы с профессиями своих родителей и родных: Мой папа работает на железной дороге. Он машинист и перевозит грузы, а мама работает в школе. Учит детей»; «Моя мама работает на очистных сооружениях. Там очищают воду, чтобы мы могли ее пить». На занятии «Значение воды на земле» дети учились решать противоречия, научились бережному отношению к воде. Теперь у нас в группе ни один кран не течет. Дети за этим следят. В своих беседах с детьми, я внушаю им, что профессия, работа – это достойная жизнь. Учу детей с уважением относиться к любой работе, так как работа – это личная защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже финансовая грамотность. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Реклама», «Дорого- дёшево» уточняю и закрепляю представления детей о мире финансовых явлений. Дети приобретают новые финансовые знания, умения и навыки и учатся реализовывать их в разных условиях и с разными объектами. Это повышает прочность и осознанность усвоенных знаний. Детям даю задание определить доходы семьи крокодила Гены. Как можно увеличить доход? Какие составные дохода? Домой детям даю задание составить модель семейного бюджета своей семьи.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания финансовых явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Решение таких задач повышает интерес детей к знаниям финансовой грамотности, учит видеть за названиями и терминами жизнь.
Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку- напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи?
Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам?
Решая эти задачи, дети задумываются над вопросами: «Почему хозяйка не продала все 10 литров молока?» «Почему пчелы заболели и погибли?» «Как нужно было поступить пасечнику?» Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети проявляют любознательность, стремление глубже познать явления природы.
Продуктивная деятельность детей в воспитании финансовой грамотности рассматривается как вид трудовой деятельности. Вместе с детьми мы изобретаем игровые деньги, товарные знаки, лотерейные билеты, рекламу. Хочу сказать несколько слов о рекламе. Безусловно, проблема рекламы актуальна. Но я думаю, что нужно очень осторожно подходить к этой проблеме. У детей нужно формировать правильное отношение к рекламе, поэтому я использовала самые разнообразные приемы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы с детьми, чтение специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности. Я провела игру «Реклама: хорошо-плохо». Игра превратилась в целый спектакль. Наш город небольшой, поэтому больших рекламных щитов мало. Дети говорили, в основном, про телерекламу. Вот некоторые высказывания: «Реклама-это хорошо. Когда по телевизору идет реклама, можно пойти попить водички»; «Реклама-это плохо, потому, что она прерывает фильм или мультик на самом интересном месте»; «Из рекламы мы узнаем о новых лекарствах. Человек посмотрит, купит и вылечится». На вопрос, для чего нужна реклама, дети отвечают: «Для того чтобы люди сначала подумали, надо или не надо это покупать, а потом купили»; «Для того, чтобы люди покупали хорошие товары». Из своего опыта, хочу сказать, что дети младшего возраста реагируют на рекламу подругому. Они ее заучивают, повторяют по несколько раз в день. Их интерес к рекламе очень высок. Детей старшего дошкольного возраста больше интересуют рекламные буклеты с яркими иллюстрациями, вырезки из журналов с изображением рекламы игрушек, автомобилей и т.д. Они с удовольствием рассматривают их, рассказывают о них.
Поэтому, несмотря на то, что адресатом рекламы являются взрослые, детей от ее восприятия изолировать невозможно, и моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы в доступной для детей форме рассказать, что такое реклама. Например: «Реклама – это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы они знали, где какие товары продаются».
Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д. С детьми своей группы я изготавливала рекламу различных предметов. Обучение детей основам финансовой грамотности предусматривает решение задач по реализации национально-регионального компонента. На занятиях дети получили знания о природных богатствах края, расширились знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве.
Большой популярностью у детей пользуются развлечения и вечера досуга. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи, используя, разнообразные способы и средства.
Работая по данной теме, могу с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга. Дети занимаются с удовольствием. Этому способствовали создание развивающей среды и подбор художественной литературы. В дальнейшем планирую продолжить работу по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников. Для себя поставила цель: повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу и продолжить работу с детьми младшего и среднего возраста.
Финансовая грамотность детей дошкольного возраста
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена - «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена.
В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи.
В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
Задача взрослых - объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово - экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена - и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно - не выгодно», «выигрыш - проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуальносемейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социальнокоммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Список использованных источников
1. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5- 7 лет.
[Текст ] / А.Д. Шатова.- Москва.- 2018.- 3с.- 6 с.
Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Родители и педагоги должны объяснить детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными –
«бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Цель: Ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности на доступном уровне
Образовательные и воспитательные задачи:
- Сформировать элементарные экономические знания;
- Расширить знания детей о возникновении денег;
- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Через какие же образовательные области можно решить эти задачи?
В области познавательного развития (ФЦКМ) знакомство с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними.
А именно:
Что же такое Финансы?
Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.
А что представляют собой деньги? И как они возникли?
Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.
У первобытных людей не было ни металла, ни бумага, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. И они пришли к выводу, что нужны деньги. Первыми деньгами были шкурки зверьков (белок, зайцев). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками, перьями редких птиц.
Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные. Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному. На одной стороне монеты изображен двуглавый орел – символ российского государства, поэтому ее называют орлом, другую сторону, где обозначена цифра – называется решкой от слова «решетка», узора, которым раньше украшали монету.
Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство. На рисунке банкноты обычно изображают города, достопримечательности России или портреты людей, чьими именами гордится страна.
Например: на банкноте 500 рублей изображен Петр 1 – основатель государства российского на фоне парусника в порту Архангельска. На другой его стороне – Соловецкий монастырь.
Денежные единицы России - это рубли и копейки.
Разные страны имеют свои деньги - денежные единицы.
В Америке – это доллар и центы, в Европе – это евро и центы.
Денежные единицы или деньги других стран называются валютой.
Интересные факты для детей, названия валюты в других странах.
Болгария – лев, Грузия – лари, Польша – злотый, Киргизия – сом, Монголия – тугрик.
Но есть деньги, которые называются безналичными, т.е. их нет в наличии. Их заменяют банковские карты. Деньги, которые хранятся на банковской карте можно обналичить, т.е. снять с карты в банкомате, тогда их можно назвать наличностью.
Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: - Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образ, заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим.
Игра «Как купить папе автомобиль?»
Прослеживаем логическую цепочку: автомобиль – деньги – работа – профессия – учеба – труд.
Беседы с детьми о профессиях. Все профессии нужны – все профессии важны. Следующая образовательная область – Познавательное развитие (ФЭМП)
На занятиях по формированию элементарных математических представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах, и их количественным содержанием. А также упражняем детей в решении примеров и задач. Например: Тетрадь стоит 10 рублей. При помощи, каких монет можно составить эту сумму? Рассмотреть все варианты слагаемых. Упражнять в решении задач со сдачей, самостоятельном придумывании задач о покупке и продаже.
Интеграция Образовательных областей – Развитие речи, социально – коммуникативное, физкультура.
Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р.н.с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).
Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность. - Не все покупается. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Загадки. Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок, у него всегда есть пятачок.)
Пословицы и поговорки о деньгах, бережливости, дружбе.
Предложить детям расшифровать пословицу, чтобы они поняли и оценили глубину, и мудрость народной мысли: с древности люди ценили деньги, заработанные честным трудом и считали важным умением грамотно распоряжаться своими доходами и планировать расходы – именно это и есть основа личной финансовой грамотности.
Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями.
Золотые руки – мастер искусный в своем деле.
Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.
Золотой дождь – богатство, много денег.
Золотой голос - очень красивый певческий голос.
Пополнение и обогащение словаря (финансы, монета, банкнота, банковская карта, банкомат, банк, валюта, услуги, купля, продажа, спонсор, предприниматель цена, и др.)
С детьми можно поиграть в дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», «Бистро», «Вкусно и полезно», «Доход - расход», «Что и когда лучше продавать?», «Какие бывают доходы?», «Чей труд важней»,
Можно изготовить совместно с детьми коллекции денег, копилки, денежное дерево.
Сделать атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».
Объяснить откуда берутся деньги и как заработок зависит от вида деятельности. – Сначала заработать – потом тратить.
Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Финансовая грамотность с пеленок: 10 советов в помощь ответственным родителям
Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Мамы и папы не могут прийти к единому мнению во многих вопросах, например, с какого возраста нужно заниматься с малышом иностранными языками, учить его читать и писать. Взрослые редко задумываются о том, что стандартный набор знаний – это далеко не все, что необходимо для гармоничного развития личности. Родителям кажется, что дети смогут грамотно распоряжаться финансами без особого их участия, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе.
Малыш и копилка
Однако такой подход в корне неверный. Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пеленок – с того момента, когда ребенок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по мановению волшебной палочки, чтобы их заработать нужно приложить немало усилий. Важно помочь ребенку выработать правильное отношение к деньгам, вдохновить на серьезные достижения, уделить внимание творческому подходу к заработку, а не просто воспитать трудолюбивого работника, который выполняет дела на автомате.
Как достичь успеха в этом непростом деле? Ответственным родителям поможет подборка полезных советов:
- Старайтесь чаще брать ребенка с собой в магазин. Объясняйте ему свой выбор: почему в тележке лежит именно этот товар, а не какой-то другой. Можно зарабатывать миллионы и при этом быть постоянно без денег. По-настоящему богат только тот, кто умеет разумно распоряжаться финансами и не спускать все деньги на ненужные вещи.
- Перед тем, как купить сыну или дочери желаемое, напомните, что похожие игрушки у него уже есть дома. Предложите такой вариант: если вы купите сейчас то, что он хочет, то от новой покупки придется в другой раз отказаться. Ребенок может попробовать манипулировать вами, говоря, что родители знакомых покупают им все, что душе заблагорассудится. Не идите на поводу и не переживайте. Объясните, что сравнивать нет смысла. Вы, например, никогда не сравниваете его с другими детьми. Хочется рассчитывать на взаимность – чтобы вас с другими взрослыми в один ряд не ставили. Общество потребления диктует свои правила. Мы живем в мире, где продаются не товары и услуги, а ощущение принадлежности к тем избранным, кому доступна покупка желаемых вещей. Постарайтесь рассказать это ребенку простым и понятным его возрасту языком.
- Один из символов самостоятельности – это копилка. Предложите своему отпрыску хранить деньги в трех разных местах. Из одной копилки пусть он берет деньги на приятные повседневные мелочи, например, мороженое или билеты в кино. Во вторую откладывает средства на дорогостоящие покупки. Третья – для инвестиций, этими деньгами он сможет воспользоваться только во взрослой жизни. Важно не только предложить такой способ ребенку, но и постоянно ненавязчиво подсказывать, как лучше распределить финансы. Для начала вы можете предложить следующую схему: 40% — текущие расходы, 50% — сбережения и 10% — инвестиции. Постепенно ребенок сможет вывести для себя удобное соотношение и научится принимать взвешенные решения самостоятельно.
- Важно научиться нести ответственность за собственные траты. Если выделенные деньги исчезли быстрее запланированного или были потеряны, то не стоит давать сразу же новую сумму. Объясните, что важно бережно относиться к финансам, расходовать деньги экономно и совершать обдуманные покупки, а не импульсивные.
- Многие родители допускают серьезную ошибку, когда начинают платить детям за выполненные домашние дела. Так поступать нельзя. Важно воспитать именно любовь к труду, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, а не только рассчитывал на материальное вознаграждение.
- Перебирайте старые игрушки вместе. Если у ребенка есть вещи, которыми он больше не пользуется, то предложите ему такие варианты: ненужное можно продать или поменяться в друзьями.
- Научите ребенка отдавать просто так, не ожидая ничего в ответ. Занимайтесь вместе благотворительностью.
- Финансовой грамотности можно и нужно обучать в развлекательной форме. «Монополия», «Денежный поток» и другие настольные игры отлично справятся с этой задачей. С их помощью можно моделировать ситуации, с которыми ваши дети встретятся во взрослой жизни. Помогите сформировать правильное отношение к ошибкам. Любые неудачи – это опыт, который пригодится в дальнейшем.
- Без силы воли и терпения правильное отношение к финансам не сформировать. Интересен так называемый «маршмэллоу-тест». Психолог Уолтер Мишел в 1960 году оставил группу детей в комнате. Каждому из них он дал по маршмэллоу и рассказал правило: если не съесть лакомство сразу, а подождать 15 минут, то можно получить второе такое же. Дети, которым удалось справится с соблазном, во взрослой жизни стали успешными. Те, кто не удержался, серьезных результатов не достигли. Важно управлять своими желаниями и уметь ждать.
- Самое главное, что можно сделать для ребенка, чтобы научить его грамотно пользоваться финансами, — во всем подавать личный пример. Глупо объяснять, как правильно распоряжаться финансами, а затем спускать деньги на ветер.
Дети и деньги. Топ-5 шагов обучения ребенка финансовой грамотности
Новые знания проще всего усваивать в детстве, и сфера управления финансами в этом плане не является исключением. Независимый финансовый советник Наталья Смирнова полагает, что обучать ребенка управляться с деньгами должны люди, которые проводят с ним больше всего времени – его родители. Весь этот процесс Смирнова разделила на 5 этапов.
- Вовлечение в мир финансов
Здесь уместна аналогия с обучением родному языку. Во главе угла должен быть личный пример. Нужно озвучивать ребенку свои финансовые действия. Делать это несложно, поскольку все решения претворяются в жизнь с помощью компьютера или телефона. Современные дети с удовольствием следят за происходящим на экранах гаджетов. Для них интересно не только смотреть, как папа бродит по лабиринтам в смартфоне – любопытство ребенка вызовут любые денежные операции. Главное, параллельно объяснять, что происходит. Можно, не устраивая нудную лекцию, объяснить ребенку, что вот, мол, получил зарплату и планирую семейный бюджет. Одну часть откладываю на отпуск, другую – на счет, который потом будет использован на твое образование. А третью часть потратим на еду, квартплату и прочие текущие расходы.
Ребенок будет постепенно вникать в семейные финансы, на этом этапе ему отводится роль наблюдателя. Начинать процесс вовлечения в мир доходов и расходов можно, когда малышу 6-7 лет, и он уже имеет представление о числах, может их сравнивать.
- Постановка финансовых целей
Следующий этап – научить ребенка ставить цели. Речь идет о финансовых задачах на месяц, год и более продолжительные периоды. Какие расходы впереди? На что? Зачем? Постепенно подводите ребенка к мысли, что планирование финансов – это компромисс между текущими расходами и решением каких-то более глобальных задач. Он должен понять, что нельзя все тратить сразу, иначе не достичь финансовых целей.
- Первые заработки
После постановки финансовой цели можно обсудить способы ее достижения. На этом этапе у ребенка уже должны быть карманные деньги. Хорошо, когда появление этих небольших средств идет параллельно с приучением к труду. Пусть ребенок учится зарабатывать – убирается в комнате, добивается хороших оценок в школе, помогает родителям и т.п. Тогда он поймет, что деньги с неба не падают – для их появления нужно прилагать определенные усилия. Следующий шаг – показать на примерах работу финансовых инструментов. Начать можно с депозитов. Один из вариантов – завести детский вклад и накопить средства, которые пойдут на серьезные покупки для ребенка. Постепенно можно знакомить его с более сложными финансовыми инструментами, различными способами инвестирования. Для этого, конечно, он должен повзрослеть, получить знания в средней школе.
- Учим тратить
Четвертый этап имеет смысл проводить параллельно с третьим. Научите ребенка основам бюджетирования, покажите, как работают программы, упрощающие планирование и распределение расходов по категориям. Продемонстрируйте работу онлайн-банкинга, для этого будет полезно оформить детскую карту. Школьнику уже можно объяснить, что такое бонусы, кэшбэк, остаток на счете.
- Учет рисков, мониторинг доходов и расходов
От последнего этапа будет толк только после прохождения четырех предыдущих. Ребенку нужно рассказать о важности подушки финансовой безопасности на случай потери работы, болезни, серьезной поломки автомобиля и т.п. Если он научится учитывать критические сценарии, ему будет проще выходить из трудных ситуаций, которые порой возникают по независящим от нас причинам. Хорошее подспорье для оценки ситуации по итогам года – чек-лист финансов. Пусть ребенок учится ориентироваться в основных параметрах: минимальном размере заначки, лимите по кредитным выплатам и т.п. Пусть научится мониторить процесс достижения финансовых целей, оценивать процент достижения каждой из них.
Чтобы обучение шло успешно, вы должны подавать хороший пример на каждом этапе. Ничего из этой затеи не выйдет, если вы пытаетесь научить грамотно распоряжаться финансами, а сами не вылезаете из долгов.
Как учить детей управлять деньгами?
В этом вопросе нельзя полагаться на государство. Обучение старшеклассников – это конечно хорошо, но прививать азы финансовой грамотности нужно маленьким детям. Для этого не обязательно быть великим педагогом – достаточно иметь здравый смысл и уметь подавать информацию в игровой форме. Для детей детали и цифры – не главное, их скорее заинтересует суть вопроса, механизм движения денег. Основная задача родителей – популярно объяснить смысл и основы использования денег, попутно прививая семейные ценности.
Не нужно придумывать небылицы. Если ребенок интересуется взрослой темой, ответьте честно, не вдаваясь в детали. К примеру, он должен быть в курсе, что на работу люди ходят ради зарплаты, потом на полученные деньги покупают продукты, оплачивают счета, едут на отдых и т.д. Но не обязательно рассказывать, как тяжело достаются деньги. Вам, возможно, не повезло с начальством или местом работы, но у ребенка может все сложиться по-другому: труд помимо финансов будет приносить массу положительных эмоций. Не нужно заранее прививать ему установку, что работа – это неприятная повинность.
Следующий важный момент – ведение семейного бюджета. Ребенок, как часть семьи, может участвовать в принятии финансовых решений. В процессе составления списка покупок объясните ему, что существуют обязательные расходы и траты на «удовольствия». Причем важно распределять семейный бюджет так, чтобы прежде всего денег хватало на первоочередные потребности.
Составив список покупок, возьмите с собой в магазин ребенка. Следование составленному перечню трат поможет приучить его избегать спонтанных расходов. Если планируется потратиться на что-то дорогостоящее, объясните, как подготовиться к этому: собрать информацию о предложениях магазинов, сравнить варианты, почитать отзывы в интернете, проконсультироваться со знающими людьми.
Возможно, не все покупки окажутся удачными. Извлекайте из минусов плюсы: объясните ребенку, почему вы сохраняете чеки и гарантийные талоны, необходимые для возврата товара. Научите, как правильно обращаться с продавцом, чтобы товар забрали без лишней нервотрепки.
Подарите ребенку копилку. Так он быстрее убедится в целесообразности накоплений, увидит, как маленькая сумма превращается в значительную.
В школьном возрасте дети начинают принимать участие в экономических отношениях: распоряжаются карманными деньгами, некоторые – даже банковскими картами. На этом этапе уместно рассказать ребенку о работе банков, коснуться темы займов, поговорить о рациональном расходовании средств. Пусть пластиковая карта ребенка подконтрольна родителям, но для него это игра во взрослого. Пускай пробует: лучше ошибиться, неправильном потратив незначительную сумму, чем наломать дров во взрослой жизни, поставив под удар благосостояние всей семьи. Задача взрослого – помогать, корректировать финансовое поведение. Часто родители мотивируют школьников деньгами, добиваясь от них хорошего поведения и положительных результатов в учебе. Такой подход ошибочен, поскольку имеет одно неприятное последствие – при отсутствии денежного поощрения ребенок может начать вредничать и перестать нормально учиться. Не стоит ставить сферу финансов на первое место в воспитании ребенка. Когда в семье все разговоры о деньгах, престижных профессиях и богатстве, нематериальные ценности отходят на задний план. Такой перегиб приводит к искаженному восприятию реальности, неудачи на финансовом фронте во взрослой жизни могут стать причиной серьезных эмоциональных проблем. Общаясь с подростком, можно затрагивать сложные темы. В старших классах молодые люди уже начинают знакомиться с инвестиционным рынком, к примеру, узнают о краудфандинге. В подобных темах важно сначала самому разобраться, а потом уже давать советы. Желательно в финансовых вопросах самому быть положительным примером. Вряд ли ребенок воспримет информацию о рациональном расходовании средств от человека, привыкшего тратить деньги без всякой логики. Или станет обсуждать инвестиции с родителем, у которого все накопления «под матрасом».
Как научить детей обращаться с деньгами
Как научить детей обращаться с деньгами? Многим родителям трудно найти золотую середину в решении этого вопроса. С одной стороны, мы хотим дать свои детям все то, о чем сами когда-то мечтали, и сделать их детство по-настоящему счастливым и ярким. С другой, – боимся испортить детей легкими деньгами. Когда у ребенка все есть, ему становится не к чему стремиться, у него пропадает мотивация экономить деньги, которые он получает на карманные расходы или в виде денежных подарков на праздники. Однако, если вам удастся научить свое чадо основам финансовой грамотности в детстве, во взрослой жизни они обязательно дадут плоды, за которые он будет вам очень благодарен.
-Учите детей быть трудолюбивыми. Как деньги попадают к детям? Обычно они получают их в качестве подарков от родителей и родственников на различные праздники. А в некоторых семьях дети с ранних лет выполняют какие-то работы, чтобы зарабатывать. Например, помогают родителям в сборе урожая, выращивании цветов на продажу и т.д. Дети постарше могут подрабатывать во время каникул в кафе или магазине.
Очень важно, чтобы, покупая детям по их просьбе незапланированные в семейном бюджете игрушки или другие вещи, родители брали при этом хотя бы небольшую сумму из личных сбережений детей. Если выяснится, что ребенок не хочет тратить «свои» деньги на эту вещь, значит, она ему не сильно и нужна. Если он способен купить за собственные деньги подарок родителям, друзьям, или оказать помощь детям из детского дома, это говорит о том, что в семье растет социально ответственный гражданин и достойный сын или дочь своих родителей.
Ребенок должен понимать, что для того, чтобы получить деньги, нужно трудиться, иначе из него вырастет неприспособленный к жизни лентяй. Для воспитания в ребенке трудолюбия, ему можно поручать мелкие задания с их отдельной оплатой. Конечно, это не касается регулярных домашних обязанностей, которые имеет каждый член семьи.
-Научите ребенка ценить время. Как говорится, время — это деньги. Мы тратим свое время и усилия на выполнение определенных обязанностей на работе, и за это получаем зарплату, которую можем тратить на себя и на детей. Обучая ребенка финансовой грамоте, ему обязательно следует объяснять, сколько времени и сил родные тратят на то, чтобы заработать деньги на ту или иную покупку.
Ребенок должен научиться ценить то время, которое вам приходится проводить с ним врозь ради того, чтобы зарабатывать деньги. Спросите, понимает ли он, что ему придется на час, день или неделю больше побыть без вас, пока вы будете зарабатывать на его желание, или потерпеть, пока вы будете работать дома? Тогда деньги из его копилки приобретут в его глазах совсем другую ценность.
- Приучайте ребенка к экономии. Родители должны учить ребенка расходовать деньги экономно. По мере того, как он будет взрослеть, разъясняйте, почему деньги следует расходовать постепенно, и не стоит покупать ненужные вещи. Взрослые знают, что интерес к новым игрушкам быстро проходит, а одежда и обувь становятся ребенку малы, так зачем копить в шкафах и коробках ненужные товары?
Дети должны понимать, на что расходуются семейные деньги. Поэтому, им нужно рассказывать о том, сколько средств требуется на оплату счетов за коммунальные услуги, покупку продуктов, бензина для авто и т. д. Идя в магазин за покупками, берите ребенка с собой, называйте ему цену товаров, учите сопоставлять их стоимость. Это поможет вам научить его понимать ценность денег, и делать в будущем правильный выбор.
- Не забывайте поощрять ребенка. Научить ребенка разбираться в финансовых вопросах можно с помощью различных поощрений. Например, если он сделал больше, чем ему поручалось, можно поощрить его премией, посоветовав отложить ее на покупку ценной вещи, о которой ваше чадо мечтает.
Старайтесь привить ребенку навык откладывать часть заработанных денег. Для этого, конечно, вы и сами должны так поступать. Ребенку будет проще научиться откладывать деньги, если у него будет цель накопления, например, обучение в хорошем вузе или осуществление другой мечты. Научив ребенка терпеливо копить деньги на достижение поставленной цели, вы внесете бесценный вклад в развитие у него правильного отношения к деньгам.
-Прощайте ребенку ошибки. Спросите у своего отпрыска, сколько стоят чипсы или кола, и вы поймете, что он согласовывает с вами далеко не все свои покупки. И это совсем не страшно. Личный опыт обращения с финансами является бесценным! Когда ребенок покупает ненужные, на ваш взгляд, вещи, не ругайте его. Метод проб и ошибок лучше других поможет ему научиться распоряжаться деньгами, когда он станет взрослым. Поэтому, просто объясните, в чем он ошибся, и расскажите, как бы поступили вы сами.
- Показывайте ребенку пример. В семье дети получают свое первое представление о том, что такое деньги, и как с ними следует обращаться. Они слышат разговоры родителей, и копируют модель их финансового поведения. Ребенок считает, что папа или мама лучше всех разбираются в денежных вопросах (как и в других). А значит, на них и следует равняться. А какую модель обращения с финансами наши дети возьмут за основу, если половина взрослых россиян не умеет грамотно обращаться с деньгами?
Если вы хотите в будущем видеть своих детей богатыми и успешными, подавайте им достойный пример! Делитесь с ними собственными достижениями, целями и планами. Самыми устойчивыми являются привычки, которые появляются у нас в детстве. Поэтому, грамотное финансовое поведение родителей – это залог благополучного будущего их детей!
Как научить ребенка экономить и считать деньги
Многие родители не привлекают детей к планированию семейного бюджета. А между тем, обучать своих чад финансовой грамотности нужно обязательно, и начинать такое обучение следует с шести-семи лет.
Расскажите ребенку о том, что такое номинал
Объясните малышу, что у каждой купюры есть своя ценность. Расскажите ему, чем бумажные деньги отличаются от металлических, сколько копеек в рубле, как подсчитывать разное количество мелочи. Для наглядности, лучше разложить перед ребенком несколько стопок монет разного достоинства.
Поиграйте в игру «продавец-покупатель»
Если ваш ребенок пока не совершал самостоятельных покупок, проиграйте с ним ситуацию купли-продажи. В роли товаров могут выступать игрушки, булочки и т.
д. Купюры и мелочь лучше использовать настоящие, чтобы научить ребенка правильному подсчету суммы и сдачи, и вообще, приучить его к обращению с деньгами. Благодаря таким играм, малыш научится понимать, хватит ли ему имеющихся средств, чтобы купить в настоящем магазине ту или иную вещь. Чтобы сделать обучение более эффективным, полезно предлагать ребенку товары, имеющие различные свойства и цену.
Ходите вместе с ребенком в магазин
Настанет день, когда ваш отпрыск самостоятельно пойдет в магазин, и хорошо бы, чтобы к этому времени ему уже была понятна суть денег. Поэтому, иногда берите его с собой, идя за покупками. Перед этим составьте небольшой список товаров, которые нужно купить. Разрешите ребенку самостоятельно брать продукты с полки и класть их в корзину, вычеркивая при этом из списка. Заметив, что маленький покупатель берет товар, первый попавшийся в руки, или руководствуется красочностью упаковки, объясните ему, как и для чего нужно читать ценники, изучать стоимость товара и вес.
Объясните ребенку, что, выбрав товар немного дешевле, вы получите больше сдачи, и сможете купить еще какой-нибудь товар, которого нет в списке. При этом, акцентируйте внимание малыша на том, что сначала нужно брать те товары, которые необходимы, а не те, которые просто хочется. В конце вашего посещения магазина, попросите ребенка расплатиться на кассе, получив чек и сдачу (разумеется, под вашим контролем).
Дайте малышу возможность зарабатывать
Подумайте, когда вы сможете давать ребенку вознаграждение за его труд, и выработайте вместе с ним определенные правила. Это должны быть не хорошие оценки или выполнение домашних обязанностей, а нечто, что делается им дополнительно, и может оцениваться материально. Главное, чтобы все происходило в рамках ваших с ребенком договоренностей. Поняв, как достаются деньги, он не захочет сразу же тратить их на пустяки.
Помогите ребенку понять, что деньги имеют свойство заканчиваться
Для наглядности, составьте список, в верху которого будет написана сумма, а под ней – перечень необходимых затрат: на питание в школе, проезд в транспорте, кино, сладости. Каждый день вычеркивайте графу с расходами, на которые уже были потрачены средства, записывая остаток суммы. Так малыш поймет, что количество денег уменьшается. Если же ему захочется купить что-то сверх запланированного, то придется отказаться от статьи расходов, занесенной в список.
Учите ребенка понятиям «возможность» и «потребность»
Чтобы научить ребенка расходовать средства рационально, объясните ему, чем отличаются потребности, возможности и развлечения. Важно донести до своего чада, что нужно тратить не больше того, что у тебя есть. При этом, следует избегать выражений вроде «мы не можем себе это позволить», чтобы у малыша не развился комплекс бедности. Ваша цель – просто помочь ему понять, что деньги нужно расходовать рационально.
Научите ребенка отказываться от покупок ради какой-то цели
Приучите ребенка к мысли, что ему иногда нужно будет отказываться от покупки той или иной вещи. И причиной этого может быть не нехватка денег, а, например, необходимость копить на покупку более дорогой вещи, о которой он давно мечтал. Если вы увидите, что все заработанные деньги (совет №4) малыш потратил, и не отложил ни рубля, не покупайте ему сами игрушку, на которую он копит. Поняв рано или поздно, что его мечта не исполняется из-за его расточительности, ребенок сократит расходы и начнет копить деньги.
Научите ребенка копить
Для этого можно купить две копилки или сделать две прозрачные банки. Одну нужно подписать «на текущие расходы», а другую – «на мечту» (мелкую электронику, игрушку, аксессуар и т д.). Средства из первой емкости, которая должна быть чуть меньше, ребенок сможет тратить на все, что ему захочется купить «сейчас». Напомните ему, что эти деньги очень быстро иссякнут, если он будет покупать слишком много безделушек, и тогда ему придется сидеть без денег до следующего «заработка».
Совет № 9: Объясните, как действует реклама
Школьники и подростки легко поддаются влиянию рекламы. Расскажите ребенку, что целью любой рекламы является управление покупателем, побуждение его к покупке даже ненужных вещей. Объясните, что если малыш вдруг очень сильно захотел приобрести ту игрушку, о которой раньше и не думал, значит, на него подействовала реклама. Посоветуйте подождать с покупкой пару недель. Скорее всего, ребенок просто забудет про эту вещь, и тогда следует напомнить ему об этом, и объяснить, что покупка была и не нужна, раз интерес к ней пропал.
Совет № 10: Приучайте ребенка не брать в долг
Никогда не помогайте ребенку с покупкой вещи, на которую он никак не может накопить, чтобы у него не возникло иллюзии, что деньги можно в любой момент взять, где угодно. Зная о наличии рядом доступного источника, ему будет трудно научиться зарабатывать и сохранять деньги. Отказавшись от такой линии поведения, вы поможете своему отпрыску избежать разочарований, связанных с отсутствием денег на желаемый предмет, и предотвратите развитие у него склонности брать в долг. Постепенно ребенок овладеет наукой управления имеющимися суммами, и научится находить баланс между доходами и расходами.
Начав с малых лет учить своего ребенка обращению с деньгами, вы поможете ему сделать первые и очень важные шаги в освоении науки правильного управления финансами. Когда он подрастет, ему будет легко планировать бюджет, ведь он будет четко понимать, сколько средств можно потратить сейчас и сколько потом, и какую сумму нужно откладывать для покупки дорогой вещи.
Как познакомить маленького наследника с миром финансов: практические советы для родителей
Всем доводилось видеть в магазинах рыдающих мальчиков и девочек, которым отказали в покупке понравившейся игрушки. Наблюдать такую картину не очень приятно. А каково быть родителями кричащего ребенка, ведь успокоить его не так уж легко.
Ребенок и семейный бюджет
Если папа и мама своевременно не расскажут ребенку о ценности денег, о том, как они зарабатываются и тратятся, он сделает свои собственные выводы, которые, возможно, будут далеки от истины. А ведь переучивать кого-то гораздо труднее, чем учить. Поэтому формировать правильное отношение человека к деньгам необходимо с ранних лет.
Возраст 5-8 лет лучше всего подходит для введения ребенка в мир денежных отношений. В это время нужно сформировать у него правильное отношение к деньгам, объяснить их суть и назначение. Важно понимать, что дети, словно губка, впитывают всю информацию, получаемую извне. Если родители будут демонстрировать скупость или транжирить деньги, их ребенок, скорее всего, переймет эту модель поведения.
Конечно, в столь юном возрасте мальчики и девочки не восприимчивы к долгим лекциям о ценности денег. Гораздо лучше они усвоят информацию, преподнесенную им в игровой форме. Поэтому посвящение ребенка в мир финансов должно осуществляться интересно и ненавязчиво.
- Рассказывайте детям истории, затрагивающие тему денег, которые имели место в реальной жизни знакомых ему людей – родственников, друзей.
- Познакомьте ребенка в форме «игры в цифры» с реальным материальным положением семьи. Сообщите ему сумму своего дохода, расскажите о необходимых тратах, которые вы осуществляете ежемесячно или ежедневно, обязательно объясните, в чем их важность. Тогда ребенку будет легче понять, почему он не может получить новую игрушку прямо сейчас: она стоит слишком дорого или деньги нужны для более важных покупок. Не стесняйтесь говорить о том, что вещь слишком дорогая, или что у вас запланированы совсем другие, более важные расходы.
- Давая ребенку деньги на карманные расходы, представьте это как упражнение по самостоятельному распоряжению финансами. Если ребенок потратит деньги раньше положенного или не уложится в нужную сумму, пусть сам справляется с последствиями.
- У ребенка должно быть в распоряжении 3 коробочки с надписями «Потратить», «Сэкономить» и «Отдать». Помогите ребенку распределить деньги по коробочкам. Это поможет ему понять, как нужно распределять финансы и планировать траты. Расскажите ему, что, откладывая часть карманных денег, можно через какое-то время накопить на дорогую игрушку или другую вещь, которую малыш хотел бы иметь.
- Покажите ребенку, как с помощью таблицы можно вести учет полученных и потраченных денег. Всегда сообщайте ему, в какую сумму вам обошлись его любимые лакомства.
- Сделайте своего ребенка ответственным за сбор мелких монет в доме. Поручите ему считать их и убирать в определенное место. Пусть у ребенка появится его первый кошелек.
- Составьте перечень работ, которые может выполнять ребенок (кроме повседневных обязанностей, имеющихся у всех домочадцев) и укажите примерные расценки. Каждую неделю ребенку нужно будет выбирать работу из списка и обсуждать сумму оплаты. Заработок должен расти пропорционально сложности работ. Лучше выбрать для расчетов повременную оплату. Сроки выполнения также должны быть оговорены заранее, чтобы у ребенка не возникло соблазна тянуть время ради увеличения заработанной суммы.
- Перед тем, как отправиться с ребенком в магазин за игрушками или на интересное мероприятие, оговорите сумму, на которую может рассчитывать ребенок. Обсудите несколько вариантов расходов: возможно, он предпочтет купить одну дорогую игрушку или выберет несколько недорогих безделиц.
- Делегируйте ребенку подсчет расходов на домашнее животное. Пусть он сам принимает решения о его содержании и определяет бюджет для питомца.
- Отправляясь вместе в магазин, предложите ребенку калькулятор и попросите его подсчитать общую сумму предполагаемых покупок. Покажите малышу хороший пример, тратя деньги с умом.
- Давайте ребенку в долг небольшие суммы, которые он сможет компенсировать из своих карманных денег. Важно, чтобы он научился отдавать долги, а не создавать их. Совершая покупку с помощью кредитки, возьмите чек и покажите ребенку, сколько денег вы теперь должны вернуть банку.
Как научить ребенка быть финансово успешным?
(инструкция по Бодо Шеферу)
Увы, умение правильно обращаться с деньгами могут привить своим детям немногие родители. Тем не менее каждый из нас хочет, чтоб его ребенок вырос успешным, умел добиваться поставленных целей и не испытывал нехватки денег в будущем.
В свое время детская книга «Пес по кличке Мани» от немецкого бизнесмена Бодо Шефера покорила сердца не только миллионов детей, но и многих взрослых читателей. В очень легкой доступной форме автор раскрывает секреты обращения с деньгами, умения верить в свои силы и правильно планировать будущее.
Бодо Шефер. Пес по кличке Мани
Вот всего несколько советов из книги, которые значительно помогут вам и вашему ребенку в постановке целей и достижении личных побед:
- Альбом желаний и копилки мечты
Чтобы захотеть зарабатывать деньги нужно определить для чего они тебе нужны. Главная героиня повести — 10-летняя девочка Кира очень хочет поехать на каникулы в Америку, купить компьютер и помочь родителям рассчитаться с долгами. Наверно у вашего ребенка тоже есть свои сокровенные желания? Создайте вместе с ним альбом желаний, куда можно вклеить фото всех тех вещей, о которых мечтает ваш малыш. Отдельно создайте несколько копилок — под это дело можно использовать несколько картонных коробок — туда будут откладываться деньги на осуществление мечты.
- Превратить хобби в заработок
Приучать ребенка зарабатывать деньги с детства на постсоветском пространстве считается чем-то постыдным. В связи с этим автоматически вспоминается цитата из известного романа Айн Рэнд: «Люди содрогнулись бы, увидев, как птицародительница вырывает перья из крыльев своего птенца, а затем выталкивает его из гнезда, чтобы он научился выживать, – а ведь именно это они делают со своими детьми».
Умение раскрывать свои способности и, главное, умение зарабатывать на этом деньги, это главное чего вы должны научить своего ребенка. В противном случае Вы поступите с ним также жестоко, как это описано в примере выше. Наверно у Вашего ребенка есть какое-то хобби, будь это умение делать красивые открытки или талант к садоводству, а возможно у него хорошо получается писать минирепортажи, и он может стать начинающим журналистом. Обязательно помогите ребенку организовать свой первый маленький бизнес — и в будущем он Вам будет очень благодарен за этот опыт.
- Журнал успеха
Ведите с ребенком журнал успеха. Каждое достижение, каждую, даже самую маленькую победу, Вы должны запоминать. Ведь нередко даже в нашей взрослой жизни бывают моменты, когда хочется остановиться на полпути и все бросить, а что говорить о силе воли у маленького ребенка. Журнал успеха поможет вспомнить те прекрасные моменты, когда все трудности были преодолены, и поставленная цель была достигнута. Вы не представляете насколько он может помочь ребенку опять поверить в себя, если у него возникли какие-то временные проблемы.
- Главные советы о деньгах
Зачем убивать курицу, которая несет золотые яйца — основной вопрос книги Бодо
Шефера. Автор советует в любом бизнесе примерно половину денег откладывать «на потом» или же вкладывать в свое дело, часть прибыли использовать для личных нужд, и оставшуюся сумму откладывать в копилки мечты для исполнения заветных желаний.
В книге есть еще очень много самых разных и полезных советов, поэтому ее однозначно стоит прочитать — не пожалеете. И пусть эта статья принесет пользу всем родителям, которые желают счастья и успеха для своих детей.
Воспитатель Сиволапова Ольга Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как обучить детей финансовой грамотности"
Советы родителям по воспитанию финансовой грамотности у детей...
Консультация для родителей «Как обучить детей финансовой грамотности»
Консультация для родителей«Как обучить детей финансовой грамотности» Вы можете приготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами, следуя советам из этой статьи.Данное руководс...
Консультация для родителей «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»
Консультация для родителей«Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»...
Консультация для родителей "Помогите ребенку стать финансово грамотным. Рекомендации для родителей"
Консультация по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Помогите ребенку стать финансово грамотным. Рекомендации для родителей"
Консультация по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Дошколята и основы финансовой грамотности» Финансовая грамотность детей.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления ...