Консультация для родителей "ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Ермакова Наталья Александровна

Консультация для родителей "ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=650x10000:format=png/path/s7740ddfca2aa283f/image/i0ab1ed51f136b4e5/version/1475773087/image.png

     Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребёнка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему скучно?     Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

 

     Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребёнка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счёте. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребёнок наиболее предрасположен.

 

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребёнка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «ещё и ещё». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

 

Черпать свои знания по математике ребёнок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребёнка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребёнка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребёнка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

 

     Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

 

     Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

 

Пожертвуйте ребёнку немного своего времени и не обязательно свободного  по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

 

     Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребёнок покажет их. И чего по одному.

 

     Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счёта, путём по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребёнок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

 

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше). Рисует ваш ребёнок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребёнок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще - тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрёшки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски верёвок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой - маленький. Ребёнок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

 

     Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте всё вокруг по величине.

 

     Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

 

     Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

 

     Приобретите ребёнку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счёте.

 

     Поиграйте в игру «Кто больше найдёт цифр в окружении?» вы или ребёнок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребёнок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребёнок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

 

     Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребёнка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребёнок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

 

     Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребёнка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

 

     Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребёнок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

 

     В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребёнка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

 

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребёнка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

 

«Математические игры в домашних условиях»

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=438x10000:format=jpg/path/s7740ddfca2aa283f/image/i19d638e5147f401d/version/1475775609/image.jpg

     Предлагаю вашему вниманию консультацию, как играть с детьми в математические игры в домашних условиях вместе всей семьёй. Не стоит надеяться только на детский сад и ждать, что там дети научатся читать, писать, считать. Давайте ещё дома поработаем со своими детьми – это будет и полезно и увлекательно. Тем более, что сейчас разработаны методики, позволяющие учёбу превратить в увлекательное занятие.

Итак, Вашему вниманию предлагаются несколько игр, которые помогут детям научиться ориентироваться в мире цифр, а также производить с ними элементарные математические действия.

Игра «Спрятанные цифры». Данная игра научит ребёнка различать цифры, запоминать их написание, а также ориентироваться в несложном подсчёте. Играть в неё чрезвычайно просто: необходимо на предложенной картинке отыскать спрятанные цифры и разложить в соответствующие клетки. Если на первых порах этот поиск займёт у Вашего ребёнка более долгое время, то после нескольких тренировок он будет прекрасно ориентироваться в числах, что, несомненно, облегчит ему жизнь в школе на настоящих уроках математики.

Игра «Весёлый поезд», поможет даже маленьким деткам научиться считать. На специальный макет – смешной паровозик, необходимо погрузить груз, ромашки. Но, только погрузив необходимое количество, поезд сможет двигаться – для этого в игре используется семафор. Вашему ребёнку будет очень интересно это занятие, и кроме того, что он научится считать без особых хлопот, игра будет мотивировать развитие повышенного внимания и заставит ребёнка сосредоточиться.

Простейшие арифметические задачи в пределах 10. В этой игре основное задание – научиться хорошо считать, для упрощения задания малышам даётся подсказка – в виде звёздочек, подсчитав которые, малыш узнает верный ответ. Таким образом, идёт привязка количества предметов к принятому обозначению этого числа в цифрах. В качестве награды – мультик, для детей это прекрасная мотивация.

Игра «От 1 до 10», учит не только считать, ориентироваться в цифрах, но также и поможет ребёнку научиться быть терпеливым. На тренажёре расположена несложная таблица с указанием цифр, а также разбросанные по всему полю ромашки. Юному математику нужно будет необходимое число предметов разложить по ячейкам. Внимание, терпение, запоминание написания цифр плюс элементарный подсчёт – вот на что направлена данная игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста модификации подвижных игр"

Консультация предназначена для воспитателей старших и подготовительных к школе групп. В ней представлен небольшой опыт работы, направленной на повышение интереса дошкольников к подвижным играм, развит...

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

Консультация. Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Это методический материал в помощь инструктору по физической культуре о строении и особенностях развития организма ребенка старшего дошкольного возраста....

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В консультации говориться о том, что у детей с общим недоразвитием речи накопление словарного запаса происходит постепенно и замедленно. Их словарный запас отличается скудностью и однообразием. Особен...

Групповая консультация "Страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста"

Групповая консультация «Страхи и тревожность у детей старшего дошкольного возраста»Цель: познакомить педагогов с результатами обследования эмоционально – волевой сферы детей 5-7 лет, обобщить пон...