Консультация для родителей "Почемучка"
консультация

Если ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы для него значимы и авторитетны. Вопросы ребенка взрослому – проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает взрослым ни минуты покоя!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7konsultatsiya_dlya_roditeley_pochemuchka.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что делать с «почемучкой»?»

Если ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы для него значимы и авторитетны. Вопросы ребенка взрослому – проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает взрослым ни минуты покоя!

Часто случается, что малыш задает один и тот же вопрос помногу раз в день, при этом почти не меняя формулировки и интонации. Например: «А где папа?» – «Папа на работе». Проходит пять минут: «А где папа?» (тем же голосом) – «Папа на работе, тебе уже сказали». Еще через некоторое время: «А где папа?» (интонация не меняется). В третий раз мама не выдерживает: «Зачем тебе папа? Тебе что, с мамой плохо?» Конечно, нет, и дело совсем не в этом! Просто двухлетним детям очень важно убедиться, что в мире все находится в том же порядке, что и пять минут назад, а главное – об этом ему сообщает компетентный источник.

Одно да потому

Задавая один и тот же вопрос несколько раз подряд малыш рассчитывает получить от взрослого тот же ответ, что и в прошлый раз. «Это шляпа?» – «Шляпа». Через десять минут: «Это шляпа?» – «Конечно, шляпа». Через некоторое время вам начинает казаться, что он говорит это специально, издеваясь над вами. И если, отвечая в десятый или двадцатый раз на тот же вопрос, вы захотите внести хоть какое-нибудь разнообразие в свои ответы (чтобы не чувствовать себя испорченной пластинкой) и скажете: «Это кепка», в ответ малыш, скорее всего, начнет возмущаться (иногда даже со слезами): «Нет, это шляпа, шляпа!» Такая реакция вполне обоснованна: малышу очень важно убедиться в том, что один и тот же предмет называется одним и тем же словом. Но при этом в глазах ребенка появляется хитринка. Почему?

«Ответы на вопросы уже не так важны: все равно, шляпа это или кепка, понятно, что не кошка: не убежит и не оцарапает, – поясняет детский психолог Мадина Ахметова. – Зато очень интересно понаблюдать, что происходит со взрослым, сколько раз он еще сможет ответить на вопрос и можно ли заставить его повторять ответ бесконечно? Покажите ребенку, что вы поняли его намерения или откликнетесь на игру. Начните задавать ему тот же вопрос или придумайте какой-нибудь свой, похожий. «Это рука? А это мишка?». Для обоих участников смысл игры можно будет выразить так: «Мы с тобой знаем, как это называется, и отлично понимаем друг друга».

Если вы не настроены «играть», можете просто показать, что поняли ребенка, но не хотите участвовать в его развлечениях. Добрым, доверительным тоном поясните ему, что он сам знает, что перед ним шляпа, а кепка – тоже в каком-то смысле шляпа. Однако если вы ответите резко, с раздражением отмахнетесь от ребенка, в нем может зародиться неуверенность и недоверие ко всем взрослым. У малыша даже может возникнуть мысль, что взрослые сами ничего не понимают в окружающем мире или, что этот мир понять вообще невозможно. В результате таких размышлений количество вопросов у ребенка уменьшится, но ему придется искать новые способы исследования мира, правда, уже без вашего участия».

Ужасно интересно, все то, что неизвестно

Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Интересно, что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: «Куда едут машины?», «Где живут микробы?», «Почему зима?» или «Что такое развод?» Чаще всего эти вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все происходящее вокруг, не случайно. Ребенок достигает возраста «почемучки», и у родителей начинаются тяжелые времена.

«Ответить на все вопросы необходимо, – продолжает Мадина. – Но как сделать это грамотно, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной точки зрения, но и из собственного опыта. Однако малыш, которому едва исполнилось два года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ. Из длинной подробной лекции о микробах, двигателях и физиологии ребенок сможет выделить два-три важных для него момента и связать их между собой. Но все же не усложняйте свой ответ разными техническими подробностями, которые ребенок не сможет понять, поскольку еще слишком мал для этого».

«Почемучесть» ребенка распространяется и на ситуации, которые изначально не должны были вызывать долгого обсуждения. Например, во время завтрака вы говорите малышу, чтобы он не трогал чайник. И слышите в ответ: «Почему?» Любопытно, что в этот момент его меньше всего интересуют чайник и горячая вода, просто так он пытается понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз разобраться в правильности запретов, а заодно и убедиться в компетентности взрослого.

«Почему нельзя трогать провода? Почему надо ложиться спать? Почему нельзя взять еще одну шоколадку? Почему надо идти к доктору?» – все эти вопросы задаются не столько для того, чтобы выяснить причину запретов, сколько с целью еще раз уточнить права взрослого и ребенка.

За этими совершенно разными вопросами стоит один общий, очень важный для ребенка вопрос: «Почему я должен вас слушаться? Почему вы все время говорите мне, что нужно делать, а чего делать нельзя?» Конечно, в ответ взрослый может показать силу и власть старшего, ответив: «Ты должен, потому что я так сказал».

«Однако такой ответ произведет впечатление один или два раза, а потом вам придется подтверждать свою власть, наращивая силу голоса и увеличивая количество сказанных слов, – поясняет Мадина. – Гораздо лучше построить свой ответ так, чтобы малыш понял, что провода нельзя трогать ни в коем случае, и это правило едино для всех, что ночью спать надо всем (и взрослым, и детям), чтобы быть здоровыми и сильными».

Вместо «почему»

Обычно на смену бесконечной череды «почему?» приходят новые вопросы, которые можно объединить в группу «А что, если...». Причем чаще всего ответ ребенок хорошо знает, потому что уже пробовал проверить, что будет, если... Ребенок спрашивает себя и окружающих, что будет, если сделать что-нибудь не так. Например, что скажет папа, увидев деловые бумаги разложенными по полу? Малыш ждет возгласа «ай-ай-ай» или другого традиционного проявления недовольства. Получив ожидаемую реакцию, малыш подтверждает правильность своих предположений. «А если не убирать игрушки? Или поставить стул на стол и сверху еще табуретку?» «Ребенок сверяет свой вариант ответа с вашим и убеждается в правильности своих предположений, если ответы совпадают, – говорит психолог. – Что, в свою очередь, делает его более уверенным в собственной компетентности: «Я так и знал, что все упадет!»

Есть еще одна серия каверзных вопросов, это могут быть вопросы о разводе, смерти, рождении детей или других событиях семейной жизни. Очень быстро ребенок понимает, с какими вопросами лучше обращаться к маме, а с какими – к папе, брату или деду. Каждый взрослый может показать ему мир с какой-то новой стороны. И даже, если ответы разных членов семьи не всегда совпадают, малыш всегда может выбрать подходящий вариант. Хорошо, когда в семье кто-то может ответить серьезно и научно, еще лучше, когда кто-нибудь способен дать простое и понятное объяснение. И когда каждый член семьи занят подбором ответов на вопросы ребенка, главное проследить за тем, чтобы этот процесс не перерос в спор между взрослыми: кто же из них самый лучший «отвечатель».

«Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство и желание узнать как можно больше нового. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь, – уверяет Мадина. – Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревога и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. «Ты, правда, меня любишь?», «Ты видишь, какой я умный?», «Объясни мне, что происходит...». Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен, значит, маленький почемучка верит в его разумность, в то, что старший способен понять, поддержать, разъяснить, дать совет. Когда ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе. «Всё равно мне ничего не понятно: слишком много слов и раздражения. Да и сам я еще такой маленький и бестолковый. Что со мной разговаривать?»

Дорогие родители, какими бы надоедливыми ни были ваши дети, им все равно нужно уделять внимание, и кто, кроме вас объяснит им сначала простые, а потом уже и сложные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....