Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.
материал
укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_v_usloviyah_semi_i_detskogo_sada.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.»
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мной был разработан День заботливых родителей по данной теме.
Цель – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
Данная форма позволяет провести несколько форм работы: мастер –класс, тренинг, круглый стол, педагогическая площадка, выставка и др.
Мастер – класс для родителей «Играя развиваем речь детей».
Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. На помощь в становлении речи могут приходить традиционные игры. Развитие речи в игровой деятельности естественно. Через игру ребенок познает мир и перерабатывает полученный жизненный опыт.
Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:
«ЦЕПОЧКА СЛОВ».
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов – существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:
Воспитатель: Кошка бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная…
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор…
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым…
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд… и т.д.
«СЕМЕЙНАЯ ОЛИМПИАДА»
Цель- уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьей, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребенка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов – признаков, отвечающих на вопросы: «какой?, какая?, какое?, какие?». Например: трава (какая она?) – зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная… Побеждает тот, кто назовет последним слово – признак.
«НАЙДИ ПО ЦВЕТУ»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребенок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное – яблоко, кресло, платье.
Желтая – репа, краска, сумка.
Синий – василек, баклажан, карандаш.
«ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНО СЛОВО»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребенку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует…(жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились…(зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес…(сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости…(осенью, весной, зимой).
Собака живет…(в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры понадобится мяч.
Бросаем мяч ребенку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают все наоборот. Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот – светло.
ДРУГ…ВРАГ
ДЕНЬ…НОЧЬ
РАДОСТЬ…ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА…ХОЛОД
ЗЛО… ДОБРО
ПРАВДА…ЛОЖЬ
ХОРОШО…ПЛОХО
ТЯЖЕЛО…ЛЕГКО
ВЫСОКО…НИЗКО
МОЖНО…НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО…ЛЕГКО
БЫСТРО…МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ…МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ…ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ…ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ…ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ…ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ…ТУШИТЬ.
В конце мастер –класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....
Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...
Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Собрание во 2 младшей группе проходит в форме семинара - практикума...
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...
Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
Игровые формы занятий с детьми по развитию речи...