Консультация для родителей 2-3 лет
консультация (младшая группа)
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение помыть руки, убрать игрушки ребёнок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Это не возрастная особенность детей, дети не рождаются такими. Но всё же капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем же это вызвано?
Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребёнок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.
И всё – таки причины капризов и упрямства ребёнка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему. Ещё И. П. Павлов подчеркивал, что «образ поведения человека… обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания и обучения…».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Поговорим о капризах и упрямстве
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение помыть руки, убрать игрушки ребёнок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Это не возрастная особенность детей, дети не рождаются такими. Но всё же капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем же это вызвано?
Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребёнок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.
И всё – таки причины капризов и упрямства ребёнка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему. Ещё И. П. Павлов подчеркивал, что «образ поведения человека… обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания и обучения…».
Внешне капризы выражаются в возбуждённом эмоциональном состоянии ребёнка, беспричинной сменой желаний, которые, по мнению взрослых лишены смысла. Однако в капризах малышей есть своя внутренняя логика.
Капризы самых маленьких детей и старших дошкольников имеют разные причины. Так у ребёнка до года, капризов, как таковых нет. Плач, сигнализирующий необходимость в смене белья, кормлении, сне, - это ещё не капризы. Однако, если взрослые не умеют своевременно предвосхищать детский плач и ребёнок постоянно напоминает им о своих неудобствах, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения своих потребностей. Частые проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают предпосылку для зарождения капризов.
Капризы детей 2-3 лет часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость, с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, неудобная одежда и т. п.).
Капризы также могут быть предвестниками болезни. Ребёнок ощущает какие-то физические недомогания, но сказать об этом не умеет. Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворяемые желания не приносят ему физического облегчения, то он плачет и капризничает.
Иногда дети капризничают и в период выздоровления. После болезни ребёнок ещё слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его друзья. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что ребёнок привыкает к повышенному вниманию окружающих и, выздоровев, не хочет от этого отказываться.
Родителям необходимо разъяснять, что мягкость в обращении с больными детьми в сочетании с настойчивостью, разумной требовательностью (например, соблюдение режима дня, выполнение предписаний врача) могут предотвратить возможные капризы.
Также у ребёнка могут возникнуть капризы от перенасыщения впечатлениями.
Вот наглядный пример. Часто Серёжа остаётся вечером вдвоём с бабушкой. Основное его занятие в это время - смотреть все телепередачи, играть в игры на телефоне, смотреть мультфильмы. И только поздним вечером, когда возвращаются родители, его укладывают спать.
Мальчик, перевозбудившись, долго не засыпает, хныкает. Ночью спит очень беспокойно, а утром с трудом встаёт. В детский сад приходит хмурым, невесёлым, кушает плохо, конфликтует с детьми.
Детский ум и воображение нельзя перегружать множеством впечатлений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребёнку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые, желая доставить ребёнку приятное.
Но всё-таки часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребёнок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.
Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство – это также отрицательная реакция на требования, действия взрослых.
У самых маленьких упрямство может выражаться в нежелательной настойчивости. Например, 1,5 – годовалый малыш упорно хочет завладеть каким-либо предметом, привлекшим его внимание. Никакие «нельзя» его не останавливают. Когда же предмет убирают (прячут) в ящик комода, ребёнок пытается открыть его, стучит ладошками по ящику и упорно повторяет «Дай!». Подобные сцены обычно заканчиваются слезами. В данной ситуации необходимо переключить внимание ребёнка, отвлечь его.
Чем младше ребёнок, тем неосознаннее его негативные проявления, которые часто заменяют ему неумение объяснить взрослым своё желание. По мере взросления и развития сознания ребёнка капризы и упрямство начинают приобретать более осознанный, преднамеренный характер, становятся привычным способом поведения для достижения цели.
Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребёнок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложится на пол и кричит.
Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. Ребёнка поднимают с пола, уговаривают, утешают. «Нервный мальчик! Надо быть с ним помягче, не травмировать его», - думают взрослые, себя ругают за допущенную требовательность, ставшую причиной этого «нервного» взрыва.
В такой ситуации можно посоветовать родителям показать ребёнка врачу- специалисту, чтобы исключить предположение о нервности. Когда родители убедятся, что их опасения напрасны, наша задача – проанализировать сложившиеся в семье отношения между взрослым и ребёнком и раскрыть причину «нервных» взрывов малыша.
Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов? Прежде всего необходимо научиться внешне спокойно относиться к крику ребёнка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдёт это состояние.
Рассмотрим пример подобной ситуации.
Трёхлетняя Соня громко требует:
-Хочу на улицу! Хочу гулять! Хочу кататься на качелях.
Она не слышит уговоров, что уже пора обедать и ложиться отдыхать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами.
Мать, стараясь казаться спокойной, уходит в комнату и плотно закрывает за собой дверь. Соня остаётся в прихожей одна. Вскоре крик прекращается. Но как только открывается дверь снова, крик возобновляется с удвоенной силой.
Затем мать говорит спокойным тоном, как бы рассуждая вслух: «Сейчас вымою пол в прихожей, там грязно».
Услышав это, Соня сразу садится, ведь на ней новое платье, которое она надела первый раз! Всё ещё всхлипывая, она спрашивает сквозь слёзы:
-А платье можно выстирать?
-Можно. Только после стирки оно не будет уже таким красивым.
Соня поспешно встаёт с пола, бежит в комнату.
- Мама, сними платье.
- Вот это правильно! Сейчас переоденемся, наденем халатик, вымоем руки, лицо и - обедать! Уже пора…
Надо иметь в виду и то, что бурные сцены рассчитаны на зрителей и сочувствующих. Если малыш будет постоянно убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.
Упрямство проявляется в основном избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.
Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребёнка любым требованиям взрослого. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, когда родители стараются уговорить ребёнка, теряются перед непослушанием, с другой – когда взрослые без конца одёргивают ребёнка, всё ему запрещают, покрикивают на него. В этом случае упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер. Ещё советский врач, психолог, педагог Е. А. Аркин писал: «В случаях упрямства педагог должен иметь ввиду, что корень упрямства очень часто лежит не в ребёнке, а в поведении окружающих его взрослых…».
Следует предостеречь родителей и от ещё одной распространённой ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью. С внешней стороны в поведении ребёнка они проявляются одинаково. Но упрямство – отрицательное проявление, и его следует искоренять, а настойчивость – положительное качество, которое, безусловно, требует поддержки.
Папа и мама называют своего 6-летнего сына упрямцем за то, что он может часами упрашивать их почитать ему книгу или ответить на волнующие его вопросы. Если отец пытается отделаться односложным ответом, то сын, неудовлетворённый объяснением, снова бежит к нему с вопросом.
Это не упрямство, это настойчивость, основанная на любознательности, упорство в достижении цели. Такие качества надо всячески поддерживать и развивать в ребёнке.
Вот, например, как поступает педагог в таких случаях. Полина тщательно наводит порядок в шкафу. Даже тогда, когда все ребята ушли из группы, девочка продолжает своё занятие.
- Ещё минуточку…сейчас закончу, - просит она воспитателя.
-Хорошо, - соглашается педагог, т. к. понимает, ребёнку нужно дать возможность завершить начатое. Если же время не позволяет, объясняет девочке, что сейчас придётся подчиниться общему распорядку («Ведь все ребята не могут ждать одного!», а закончить работу можно будет по возвращении с прогулки. Конечно же, воспитатель должен выполнить своё обещание, а если ребёнок забыл, то напомнить ему об этом.
Иногда взрослые усматривают упрямство там, где его по существу нет. Мальчика уговаривают спеть или рассказать стихотворение. Все на него смотрят, ждут, а он только ниже опускает голову и молчит.
-Ну, не упрямься, расскажи, ты же умеешь, - подбадривают взрослые, считая его поведение выражением упрямства.
В этом случае взрослые должны быть очень осторожны и не принимать заторможенность нервных процессов, застенчивость ребёнка за упрямство. Такое состояние мнимого упрямства может возникнуть под влиянием сильных раздражителей – необычной обстановки, присутствия незнакомых людей, всеобщего внимания.
Воспитатель должен предостеречь родителей от попытки сломить упрямство силой, физическим наказанием, нацелить родителей на разумное решение из сложившихся ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...