Консультация для родителей «Развитие памяти у ребенка младшего дошкольного возраста».
консультация
Все дело в физиологических особенностях развития малыша. И чем больше внимания уделяется развитию различных видов памяти, внимания и воображения ребенка, тем выше интеллектуальный потенциал малыша. Для развития интеллекта необходимо включать в досуг ребенка игры и упражнения для развития всех видов памяти. Ведь при оценке готовности ребенка к школе важнейшим критерием является степень развития памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pamyat_rebenka.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие памяти у ребенка младшего дошкольного возраста».
Мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок с трудом заучивает стих, который дает воспитатель. А понравившийся стих или песенку запоминает легко и быстро, бесконечно повторяя не зависимо от ситуации.
От чего и почему так происходит? И можем ли мы контролировать и влиять на развитие памяти ребенка?
Все дело в физиологических особенностях развития малыша. И чем больше внимания уделяется развитию различных видов памяти, внимания и воображения ребенка, тем выше интеллектуальный потенциал малыша. Для развития интеллекта необходимо включать в досуг ребенка игры и упражнения для развития всех видов памяти. Ведь при оценке готовности ребенка к школе важнейшим критерием является степень развития памяти.
Обязательным условием должен быть положительно-эмоциональный контакт взрослого и ребенка, соблюдена игровая форма работы, игра "НА РАВНЫХ". И конечно же поощрение - похвала! Это стимул для дальнейших занятий, для формирования у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Старайтесь при этом развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ребенку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми образами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двигательных анализаторов и т.д.
Легче воспринимает и запоминает малыш тот материал, который присутствует в его активной деятельности. и имеет для ребенка значение, близок его интересам.
К концу дошкольного возраста малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить, что провоцирует развитие произвольной памяти. Здесь необходимы поощрения и контроль за правильностью усвоения информации.
Для развития памяти не обязательны специальные занятия. Используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребенок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы пришли в парк. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по тропинке. При этом объясните ребенку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный под деревом мяч. После прогулки спросите ребенка, что он увидел по пути в парк и в парке.
Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, чашка, вода), посоветуйте объединить близкие по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес – гриб, стол – чашка и т.д.). Это поможет припоминанию, и ребенок в последующих заданиях будет использовать такой прием.
Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользоваться различными приемами, помогающими им вспомнить тот или иной материал, находить свой «узелок на память». Это может быть картинка, смежное понятие.
Очень полезно для развития осознанного запоминания иллюстрирование текстов, которые предлагаются для пересказа. Вы читаете небольшой текст, а ребенок подбирает к нему подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разложены. На следующий день он должен воспроизвести текст по отобранным им иллюстрациям. Можно разыграть вместе с ребенком эпизод из рассказа или сказки, вылепить или нарисовать тот или иной персонаж, чтобы было легче вспомнить текст.
При заучивании стихотворения с голоса надо повторить его 2-3 раза вслух. В тех случаях, когда дети уже умеют читать, после вашего прочтения они читают текст сами по частям вслух и про себя. Повторяют 3-4 раза. Все слова должны быть для них понятны. Следите, чтобы при заучивании ребенок не допускал ошибок; первое же воспроизведение должно быть правильным.
Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Они могут быть использованы в практике семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Несколько игровых приемов для развития памяти.
"Что изменилось?"
Перед ребенком располагают 7-8 игрушек для запоминания на 1-2 минуты. Ребенку предлагают отвернуться и убирают одну игрушку, затем ребенка просят пояснить, что изменилось?
Усложнение игры:
а) увеличить количество выставленных игрушек,
б) ничего не убирать, а только менять местами,
в) придавать игре соревновательный характер - кто определит изменение быстрее,
правильнее и пояснит свой ответ.
«Узнай предмет»
Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
«Морской узел»
В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения).
«Делай, как я»
Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Задание: Необходимо вспомнить и показать движения.
Как прыгает зайка? Покажи!
Как ходит жираф? Покажи!
Как бодается козлик? Покажи!
Как кошка лежит на диване? Покажи!
Как бегает по рельсам трамвай? Покажи!
Как ты поднимаешься по лестнице? Покажи!
Как сотрудник ДПС своей палочкой останавливает машину? Покажи!
Как бабушка вяжет? Покажи!
«Чудесные слова»
Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
В качестве упражнений, развивающих память, можно предложить следующие:
Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:
клумба – цветок, лыжи – снег
чашка – чай, книга – буква
рука – палец, дорога – машина
После чего он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
Очень важно с самого раннего возраста развивать не только интеллектуальные, но и творческие способности малыша. В данной консультации предлагаются рекомендации для родителей как развивать творческие с...
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи вз...
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста"...
Вебинар для родителей "Развитие связной речи ребенка младшего дошкольного возраста в условиях семьи"
Вебинар для родителей "Развитие связной речи ребенка младшего дошкольного возраста в условиях семьи"...
Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как иформирование других психических процессов, происходит в процессе деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возра...
Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста"
Для вас, родители. «Игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста» "Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от...