Cтатья "Мой педагогический опыт. Поговорим о главном или воспитание начинается с семьи."
статья

Елена Николаевна Банникова

В статье представлен опыт работы педагога-психолога с детьми и их родителями, направленный на укрепление семейных отношений. Приведен пример консультации, адресованной родителям, которая содержат в себе рекомендации по воспитанию детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание начинается с семьи18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Медвежонок» г.Химки, Московской области.

Автор: Банникова Елена Николаевна, педагог-психолог.

Название статьи: Мой педагогический опыт. Поговорим о главном или воспитание начинается с семьи.

Аннотация статьи: В статье представлен опыт работы педагога-психолога с детьми и их родителями, направленный на укрепление семейных отношений. Приведен пример консультации, адресованной родителям, которая содержат в себе рекомендации по воспитанию детей. А также представлен мастер-класс по проведению совместного досуга.

Положительные отзывы родителей и интерес детей, стали основой для работы в данном направлении.

Статья предназначена для педагогов, педагогов-психологов и родителей.

Всем давно известно, что воспитание ребенка – это очень важный и ответственный процесс. Но к сожалению, все чаще ему отводится второстепенная роль. Не будем забывать о том, что только родители в начале жизненного этапа могут научить ребенка самое главному - это любовь, забота и вера в себя.

На сегодняшний день существует много подходов по теме воспитания. Педагоги и психологи дают рекомендаций о том, как надо воспитывать детей. Но не всегда у родителей получается воспользоваться данными советами. Основная причина в том, что мы привыкли опираться на модель поведения своих родителей. Особенно, если многие поколения в семье преобладал авторитарный стиль общения. Поэтому важно понять на начальном этапе, а это за долго до рождения ребенка, какие ценности вы хотели бы взять за основу в процессе воспитания.

Основная идея, которую я использую в работе с детьми и их родителями, заключается в следующем - совместная деятельность укрепляет семейные отношения.

Что же подразумевается под понятием «совместная деятельность»? Это все то, что родители могут сделать с участием ребенка, будь то уборка по дому, приготовление пищи, уход за домашними животными, игры, прогулки, просмотр телевизора и т.д.

Исследуя данную тему, я сделала несколько очень интересных выводов: оказывается, многие родители сами не хотят привлекать детей к совместной деятельности, например, к уборке дома, считая, лучше сделать все самому быстро и качественно. Или другой пример, часто можно услышать от родителя: «включу мультик ребенку и спокойно сделаю все домашние дела». Таким образом, ребенок лишен инициативы и самостоятельности, а со временем, желание помочь родителям просто исчезает.

Так как же найти «золотую середину», чтобы процесс воспитания был наполнен яркими красками и положительными эмоциями.

Все очень просто, если мы хотим что-то изменить в отношениях со своим ребенком, то для начала стоит вспомнить себя в тот момент, когда мы сами были детьми. Какие вы испытывали чувства, когда предлагали свою помощь, а ответ родителей всегда был один и тот же «не надо (не лезь) я сам (а)», или вы хотели проявить инициативу, порадовать родителей, а слышали: «зачем ты это сделал (а), кто тебя просил…». Благодаря таким ярким воспоминаниям, пусть даже не всегда радостным, и складывается представление о том, какими не должны быть отношения родителей и детей.

В своей работе, на начальном этапе, я провожу диагностику семейных отношений с помощью рисуночного теста «Моя семья». Данная методика помогает проанализировать отношения в семье, разобраться с возникшими проблемами и вовремя обратить на них внимание.

Стоит отметить, что для диагностики семейных отношений могут использоваться различные арт-терапевтические техники: рисование семейного герба, изображение сцен семейной жизни, изображение значимых семейных событий (приятных или неприятных), изображение дома с находящимися в нем членами семьи, занимающимися какими - либо делами и т.д.

Семейная арт-терапия направлена на решение диагностических и коррекционных задач:

  • выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи;
  • диагностика актуальных семейных конфликтов;
  • коррекция родительского поведения;
  • обогащение опыта, связанного с решением семейных проблем;
  • изучение прошлого или текущего опыта семьи и т.п.

Особый интерес у детей вызывает использование психогимнастики. Психолог дает задание ребенку, показать, какое бывает выражение лица у папы или мамы, когда они:

а) сердятся, ругают вас;

б) радуются, хвалят вас.

В рамках данного вопроса, я также использую видео обращения в виде консультаций, адресованные родителям, которые содержат в себе рекомендации по воспитанию детей. Пример такой консультации можно просмотреть в приложении в виде презентации.

Работая в данном направлении и опираясь на основную идею – совместная деятельность родителей и детей укрепляет семейные отношения и является залогом успешного воспитания, проводятся мастер-классы по проведению совместного досуга. Данный материал также прилагается в приложении в виде презентации.

И в заключении, хотелось бы отметить важный момент, какой бы метод не использовали педагоги в процессе работы с детьми, только родитель может почувствовать, понять своего ребенка и найти к нему особый подход.

Список используемой литературы

  1. Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. Двадцать одна ситуация из практики детского психиатра и психотерапевта. – М.: Прометей, Книголюб, 2002. – 48 стр.
  2. Болотова Т.Е.  Как помочь себе и своему ребенку. Жила – была психология. Серия «Психология ребенка». – СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 160 стр.
  3. Вестник практической психологии образования 2010. Том 7, № 1 статья Копылова А.И. «Техники семейной арт-терапии». -  С.97-103
  4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести.- М.: ИНТОР, 1996. – 160 стр.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012 – 238 стр.
  6. Иванова Т.Е., Лагутина Н.Ф., Микляева Н.В., Полякова Л.А., Садовникова Ж.В., Самойлова Н.М.  и др. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 стр.
  7. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 стр.
  8. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 120 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРИТЕТ И ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ, КАК ГЛАВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

   Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это граждане нашей страны. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспиты...

Главные условия воспитания детей в семье

Семейный климат. Как надо воспитывать своего ребенка?...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема «Взаимодействие в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения»

В моём опыте работы представлены различные виды работы по взаимодействию с семьями воспитанников...

Воспитание начинается в семье

Ребенок учится тому, что видит у себя вдому,Родители пример ему!Кто при жене и детях груб,Кому язык распутства люб,Пусть помнит, то с лихвой получитОт них все то, чему их учит.Там, где аббат не враг в...

"Главные условия воспитания детей в семье"

Статья предназначена для родителей. В ней раскрываются основные условия воспитания детей в семье в которых ребенок развивается  ребенок наиболее полноценно....

Главные условия воспитания детей в семье

Семейный климат. Как надо воспитывать своего ребенка?...