Работа с родителями.
материал

Хадуш Алла Владимировна

                              Работа с родителями

                 «Знай и чти корни свои»

Оборудование:фонограмма  песни «Ээҗин дун», мнемодорожки,,

фотовыставка, генеалогические деревья,2 клубка ниток, 2 машинки,

Звучит фонограмма песни «Ээҗин дун»

Ведущий:Тема нашей сегодняшней беседы «Знай и чти корни свои». Как вы думаете о каких «корнях» будет наш сегодняшний разговор?  Действительно, Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.
Дорогие друзья! Мамы и папы, дедушки и бабушки, тёти и дяди! Мы собрались, чтобы поговорить о семье, о предках, о родственных узах. Начнём наш разговор с калмыцкой пословицы:«Һанцхн күн-күүнд тоолгдго, Һанцхн модн – модн болдго» - одинокое дерево – не дерево, одинокий человек – не человек.Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья (өрк- бүл) – главное богатство в жизни. Та семья, где были папа и мама, а потом та, которую ты построишь сам.  Какое красивое слово – семья. Как греет душу это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий. Например: слово семья можно разделить на два слова «семь» и «я». И тогда это слово говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И, правда, в семье все чем-то похожи друг на другалицом, голосом, взглядом, характером. Исредоточием всех воспитательных начал и родительского счастья у калмыков, как и у других народов, была семья. Семья имело свой уклад, свои обычаи, традиции, праздники и обряды, с помощью которых воспроизводили себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющихся друг друга поколения.Формирование личности определяет семья. Быть родителем, воспитывать детей можно только через семью.

Ведущий: 1  - народная мудрость
Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки буду говорить я, вам надо будет вспомнить её окончание. 

  • Күн болх баһасн, күлг болх – унһнасн
  • Замг сәәнд заһсн хурдг, заң сәәнд күн хурдг.
  • Эвтә туһл хойр эк көкдмн.
  • Төрскән һолсн күүкн му

Төрлән һолсн көвүн му

  • Альмн ишәсн холд   ундго.
  • Күүнә  экн - наһцнр

Усна экн - булг

  • Күүнәс күн һардг, күлгәс күлг һардг
  • Күн сәәрхлә – элгн дала

 

  • Күн – үрнә төлә, хөн – сүүлиннь төлә
  • Садта кун - салата модн
  • Экин санан – үрнд, үрнә санан – көдәд.
  • Негнәс – олн күчтә.

 

  1. Вся семья вместе, так и душа….. на месте.
    2 .Дерево держится корнями, а человек….. семьей.
    3. За общим столом еда…. вкуснее. 
    4  При солнышке тепло - а при матери… добро
    5. Не будет добра, коли в семье…. вражда.
    6. Отца с матерью почитать….. горе не знать.
    7. У кого есть бабушка и дед, тот…. не ведает бед.
    8. Человек без семьи, что ….. дерево без плодов.
    9. В гостях хорошо, …. а дома лучше

 

В семейном кругу мы с вами растём, 
Основа основ – родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизнь ты выходишь из семьи. 
В семейном кругу мы жизнь создаём, 
Основа основ – родительский дом. 

Существовала такая общечеловеческая ценность, как культ предков, благоговейное отношение к ним. В семейной этнопедагогике калмыков четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной и прививалось бережное отношение к своим корням. Первые же строки калмыцкого эпоса «Джангар», где описывается родословная главного героя, несут вековечные педагогические идеи народа, что человек должен знать своих предков до седьмого и девятого колена. Знать историю своей семьи, рода, племени, своего народа, знать свое место в этой традиции, стараться сберечь в чистоте имя своих предков. Знать историю своей семьи, рода, племени, своего народа, знать свое место в этой традиции, стараться сберечь в чистоте имя своих предков, прославить его добрыми делами – вот одна из главных заповедей народной педагогической мысли.

Расставаясь со своим сыном Шовшуром, Джангар говорит: «Помни, мой мальчик, от отца рождается сын, чтобы стать надежной опорой страны». Исстари калмыки учили брать пример со старейшин рода, прославлять отцов своими хорошими делами и поступками. Тому пример - пословица: «Достойный потомок прославляет имя своего отца, недостойный потомок позорит имя отца».

Родство в воззрениях калмыков составляет своеобразный культ. Мысли о дружбе и единстве семьи, рода и племени выражены в  калмыцких пословицах: «Ветвистое дерево обильно цветет, а человек, имеющий родственников, счастлив».

 

«Человек без прошлого, что дерево без корней» гласит народная пословица. Из поколения в поколение передавалось, что знание своих корней, бережное их сохранение является спасением любого этноса. Поэтому каждый должен знать своих предков до седьмого колена, историю своей семьи, рода. Каждый должен осознать свою роль и ответственность как звена в этой цепи, стараться, чтобы она не порвалась, стремиться прославить свой род добрыми делами.(родословная -этоперечень поколений одного рода, род - это ряд поколений, происходящих от одного предка, 
предок -это древний родственник по роду).

Уважаемые родители я предлагаю вам поделиться сведениями своей родословной.

 
 

                              2.Выступления семей «Генеалогическое древо моей семьи». 

                                    1.Семья Балданова Аюки.
                                     2.Семья Горяевой Яны

                                      3.Семья Тарвеновой  Тани

 

Ведущая: Славная вещь - родословное дерево. Когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала честным, порядочным, уважающим своих родных, заботящимся о них.Уважаемые родители обратите внимание на экран. На экране кроссворд, вам необходимо, отгадывая слова, найти ключевое слово.

                                    3.  Кроссворд

 

Ведущая:  Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать, насколько они знают своих родственников.

4. Родственники

Родня по матери – нахцнр

родня по отцу - тѳрлмүд

дедушка по отцу -   аав

бабушка по отцу  - ээҗ

дедушка по линии матери   - нахц аав

бабушка по линии матери  нахц ээҗ

отец  - эцк

мать   - эк

дочь  -күүкн

сын   - көвүн

старший брат - ах

старшая сестра –эгч

младший брат – дү көвүн

младшая сестра–дү күүкн

брат отца - авһ

сестра отца – һаһа

брат матери - нахцх

сестра матери - – нахц  эгч

внук – ач көвүн,

внучка по линии отца  - ач күүкн

внук по линии материзе көвүн

внучка по линии матери  - зе күүкн 

дети родных сестер –  бѳл, бѳлнр

дети родных братьев -  үй, үйнр

 

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща./

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

ВедущаяУважаемые родители много песен сложено о семье, о дружной семье, о родственных узах и отношениях. Предлагаю вам угадать названия  песен

по мелодиям

 

                                              5. Узнай  названия песен

«Ээҗиндун», «Төгрәш», «Төрлмүд», «Һурвнальмн», «Нүүдля», «Богшурһас»

Ведущая Вот на такой музыкальной ноте я хочу с вами попрощаться. Спасибо, что пришли сегодня к нам. Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы берегли семейные традиции предков и передавали их своим детям.
Күндтә эк – эцкнр, аав-ээҗнр!

Суусарн өнр болтн,

Бәәсәрн байн болтн,

Күүкд  - шуухттаһан,

Элгн – садтаһан

Эрүл менд бәәҗ

Амулң эдлҗ йовтн!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hadush_a.v._znaya_i_chti_korni_svoi.docx13.36 КБ

Предварительный просмотр:

Человек без прошлого, что дерево без корней.

Каждый человек должен знать своих предков. Без рода и племени человека не бывает. Род определяется у калмыков по отцовской линии. Человек, хорошо знающий историю своего рода, вызывает уважение, как у своих родственников, так и у знакомых. Родственники семи поколений в роду по отцовской линии называют себя «торлмуд». Но и в этих семи поколениях своя градация, а именно: первые четыре колена считаются близкими родственниками, а уже пятое, шестое и седьмое колено относятся к дальним родственникам. Впрочем, деление элгн-садн -родственников ( на близких -оорхн и дальних - хол) носит условный характер. Однако при этом существовали свои традиции. Например, юноши и девушки, связанные родственными узами по линии отца, не имели права создавать семью, вступать в брак между собой. Смешение родственных кровей у калмыков, да и не только у них, считалось большим грехом. От таких браков рождались болезненные дети, а значит, и сам род постепенно слабел, вымирал. А вот по линии матери дальние родственники могли вступать в брак между собой. Существовало даже поверье, что такой брак бывает крепким и счастливым. Отцовская родня во всех отношениях занимала главенствующее положение, потому что это люди одной крови, и поэтому относиться к ним надо было с должным почтением и уважением: их усаживают на самое почетное место за столом, им предоставляется первое слово для произнесения йоряля, они возглавляют делегацию сватов, которые отправляются за невестой. Если в роду отца оказывался сирота, то к нему проявляли особое отношение, никогда не оставляли без внимания. Когда сирота подрастал и принимал решение о создании своей семьи, то все родственники по линии отца должны были помочь ему в этом серьезном шаге, как материально, так и духовно. Если сиротой оставалась девочка, то ее выдавали замуж из дома дяди или брата. Родственники по линии матери, пусть даже и близкие, считались людьми другой крови, другого рода, поэтому решающего голоса при обсуждении важных вопросов не имели, хотя дядя (брат матери) занимает второе место в делегации сватов, отправляющихся за невестой. Раньше калмыки жили кланами, то есть вся родня (по отцовской линии) составляла один хотон. И назывался такой хотон по имени главного человека в роду: Манджихн, Санджихн, Дорджихн. Калмыки придавали очень большое значение родовым связям. Потому и первый вопрос при встрече двух человек звучал так: «Чей ты? Откуда родом?» И, когда в ответ говорили: «Би манджихна ковун»..., то становилось ясно к какому роду-племени принадлежит новый знакомый. Таким образом и сохранялась фамилия среди калмыков, а значит продолжал жить род. Потому что, если в памяти людей будут сохраняться имена предков, будут живы и традиции нации. А традиции надо сохранять, потому что они станут гордостью для последующих поколений народа. Источник: Традиции калмыков, Ользеева С.З.

Источник: http://kalmykia-online.ru/tradition/3388
© Калмыкия-онлайн.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...