«Путешествие в страну Сенсорику»
учебно-методический материал (младшая группа)

Бундеева Ирина Леонидовна

            Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем  не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня я  хочу  поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском  саду.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_sensoriku.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну Сенсорику»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия    цвета,  формы, величины предметов ,положений в пространстве и др.); активизировать педагогический  опыт родителей по теме  собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

                                                   ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Добрый день, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

        Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

            Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем  не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня я  хочу  поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском  саду.  И проведём мы нашу встречу  не совс«Путешествие в страну Сенсорику»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия    цвета,  формы, величины предметов ,положений в пространстве и др.); активизировать педагогический  опыт родителей по теме  собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

                                                   ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Добрый день, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

        Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

            Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем  не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня я  хочу  поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском  саду.  И проведём мы нашу встречу  не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

             

Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок,

разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на

помощь сенсорное развитие, с помощью которого «строится» фундамент

умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в

школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и

систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Сенсорное развитие — это развитие его восприятия ребенком и

формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является

основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание,

воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного

запаса ребенка.

Сенсорное развитие способствует усвоению сенсорных эталонов.

Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы

(треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой,

маленький, самый маленький и т.д.). Эталоны пространственных

представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий,

колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности.

Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление

представлений об окружающем мире. Сначала ребёнок постигает то, что его

окружает дома, в детском саду.

Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой.

Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать

как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с

сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без

специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами

можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся

сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами

предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя,

ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать

предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор

картинок по парам, и подбор по общему признаку, разрезные картинки и кубики.

Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги

с изображением окружающих предметов, животных.

Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры,

загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание

правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация

словаря.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного

осуществления разных видов деятельности, формирования различных

способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и

систематически включаться во все моменты жизни.

 

Забудьте  на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику  повезёт!

1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Это станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры.

Игра 1. «Построим башню»

Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой».

      Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим  башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их( «такой» «не такой»).Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни:» Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (демонстрация игры с 1 родителем).

  В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (играют все родители)

Игра 2. «Разноцветные флажки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры

 Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает

красный флажок – дети должны  подпрыгнуть;

зеленый – хлопнуть в ладоши;

синий – шагать на месте,

желтый – взяться за руки и т.п.

Игра 3. «Разложи по корзиночкам»  

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше,  в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.  Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов(по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

А это станция Фигурная. Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами –кругом , квадратом, треугольником, овалом, прямо угольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 1. «Волшебный мешочек».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными  геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.(звучит музыка) Едем дальше!

3. Станция "Следопыты"

ВКУС: Игры для голодных. Поставьте на стол несколько тарелочек с разными продуктами – чем-то сладким, соленым, густым, кислым. По вашему выбору. Дайте детям сначала посмотреть, что на столе. Потом одному из них завяжите глаза. Другие дети будут выбирать тарелочку и давать ее на дегустацию. Водящему надо отгадать, что он ест.

Узнай по запаху

Три  мешочка, с наиболее знакомыми запахами, например кофе, апельсин, мята. Вспомнить  их названия и назвать запах.

 -Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей.

Наша задача, как говориться, дёшево и  сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас  с некоторыми  из них мы познакомимся. (знакомство с играми)

.-А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю всем дружно вместе изготовить развивающую дидактическую игру  Она изготавливается быстро и не требует особых усилий.  И так, начнём!

Дидактическая игра по сенсорике "Варежки" для первой младшей группы. Цель: учить различать цвета, правильно называть геометрические фигуры, развивать зрительную память, развивать мышление, мелкую моторику рук. Расширять и активизировать словарь по лексической теме "Геометрические фигуры". Воспитывать у детей усидчивость. Развивать навык группировать предметы по цвету. Воспитывать дружеские взаимоотношение сверстников.

Материалы: варежки разных цветов, вырезанные из картона, геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Ход игры: воспитатель показывает детям варежки и предлагает их украсить. Ребенок должен вставить подходящую геометрическую фигуру в варежку.

 (звучит мелодия «Куда уходит детство»)

Ну вот  настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

 -Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Решения родительского собрания

1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3.Принимать активное участие в жизни детского сада.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидан ем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок,

разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на

помощь сенсорное развитие, с помощью которого «строится» фундамент

умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в

школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и

систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Сенсорное развитие — это развитие его восприятия ребенком и

формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является

основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание,

воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного

запаса ребенка.

Сенсорное развитие способствует усвоению сенсорных эталонов.

Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы

(треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой,

маленький, самый маленький и т.д.). Эталоны пространственных

представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий,

колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности.

Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление

представлений об окружающем мире. Сначала ребёнок постигает то, что его

окружает дома, в детском саду.

Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой.

Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать

как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с

сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без

специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами

можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся

сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами

предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя,

ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать

предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор

картинок по парам, и подбор по общему признаку, разрезные картинки и кубики.

Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги

с изображением окружающих предметов, животных.

Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры,

загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание

правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация

словаря.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного

осуществления разных видов деятельности, формирования различных

способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и

систематически включаться во все моменты жизни.

 Забудьте  на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику  повезёт!

1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Это станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры.

Игра 1. «Построим башню»

Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой».

      Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим  башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их( «такой» «не такой»).Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни:» Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (демонстрация игры с 1 родителем).

  В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (играют все родители)

Игра 2. «Разноцветные флажки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры

 Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает

красный флажок – дети должны  подпрыгнуть;

зеленый – хлопнуть в ладоши;

синий – шагать на месте,

желтый – взяться за руки и т.п.

Игра 3. «Разложи по корзиночкам»  

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше,  в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.  Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов(по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

А это станция Фигурная. Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами –кругом , квадратом, треугольником, овалом, прямо угольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 1. «Волшебный мешочек».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными  геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.(звучит музыка) Едем дальше!

3. Станция "Следопыты"

ВКУС: Игры для голодных. Поставьте на стол несколько тарелочек с разными продуктами – чем-то сладким, соленым, густым, кислым. По вашему выбору. Дайте детям сначала посмотреть, что на столе. Потом одному из них завяжите глаза. Другие дети будут выбирать тарелочку и давать ее на дегустацию. Водящему надо отгадать, что он ест.

Узнай по запаху

Три  мешочка, с наиболее знакомыми запахами, например кофе, апельсин, мята. Вспомнить  их названия и назвать запах.

 -Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей.

Наша задача, как говориться, дёшево и  сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас  с некоторыми  из них мы познакомимся. (знакомство с играми)

.-А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю всем дружно вместе изготовить развивающую дидактическую игру  Она изготавливается быстро и не требует особых усилий.  И так, начнём!

Дидактическая игра по сенсорике "Варежки" для первой младшей группы. Цель: учить различать цвета, правильно называть геометрические фигуры, развивать зрительную память, развивать мышление, мелкую моторику рук. Расширять и активизировать словарь по лексической теме "Геометрические фигуры". Воспитывать у детей усидчивость. Развивать навык группировать предметы по цвету. Воспитывать дружеские взаимоотношение сверстников.

Материалы: варежки разных цветов, вырезанные из картона, геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Ход игры: воспитатель показывает детям варежки и предлагает их украсить. Ребенок должен вставить подходящую геометрическую фигуру в варежку.

 (звучит мелодия «Куда уходит детство»)

Ну вот  настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

 -Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Решения родительского собрания

1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3.Принимать активное участие в жизни детского сада.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»

Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»...

Путешествие в страну Сенсорики

Закрепить знания свойств предметов: цвет, форма. Вызвать интерес к загадкам, стремление их разгадывать. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования (пальчиками и ладошкой). ...

Нетрадиционное родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)

предлагается родительское собрание нетрадиционной формы проведения, вместе с детьми....

Родительское собрание "Путешествие в страну "Сенсорика".

Родительское собрание по сенсорному развитию детей в форме игрового практикума....

Мастер-класс для родителей "Игротека. Путешествие в страну Сенсорику"

Представляю вашему вниманию родительсткое собрание в форме мастер-класса. С каждым годом ваш ребёнок поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой ...