наказание и поощрение?
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей:

наказание и поощрение?

 

Мечта каждого родителя – это безотказные методы воспитания. Но увы, нам каждый день приходится заново приспосабливаться к ситуациям в семье с нашими детьми, ведь дети растут и изменяются.

Вопрос про наказания детей в семье рано или поздно встаёт перед каждым родителем. Можно ли наказывать ребенка? И если можно, то как? Прежде всего нужно вспомнить свои переживания: что наказывать ребенка всегда неприятно, портятся мирные отношения, вызываемый наказанием огонь испепеляет мир в семье. Мы видим недовольство, обиду и гнев ребенка. Чувствуем свое бессилие, слышим совесть, ощущаем на уровне тела негатив и собственную агрессию. А если мы будем следить за своими обращениями к детям, то заметим, что 80% в нашей речи - это запреты и указания.

Что же делать и как правильно поступить? Не выдерживая роль недруга вообще не доставлять ребенку неприятности и не огорчать его? Или же вообще не церемониться и наказывать ребенка иногда даже просто ради профилактики «что бы знал!»?

Родителям прежде всего нужно помнить, что наказание – это прежде всего сигнал ребенку о его нарушении установленных правил, норм, заведенного порядка, а не причинение умышленной и запланированной обиды или боли. Наказанием мы не изменяем поведение, потому что поведение – это не набор рефлексов и не их выработка. Наказание несущее в себе только оттенок подавления и авторитаризма лишь иногда оправдывает себя, и то только в краткосрочной перспективе. Стоит властному родителю отвернуться, и ребенок тут же перестает «властвовать собой».

 Выбирая наказание или поощрение необходимо задавать такие рамки, чтобы ребенок был самим собой и чтобы усвоить самодисциплину ребенку больше нужно свободы чем запретов. Но! Правильной свободы! И правильного выбора в созданной авторитетным родителем домашней и социальной среды (иначе у ребенка сложится впечатление вседозволенности).

В этом могут помочь следующие советы и рекомендации в этом нелегком родительском вопросе воспитания.

1.     Совершенно недопустимы физические наказания. Они унижают и ожесточают ребенка. Физические наказания ничего не воспитывают и не прививают, а только разрушают взаимоотношения, отдаляют ребенка, делают его агрессивным, замкнутым и тормозят развитие.

2.     Нельзя делать наказание чрезмерным. Наказание – это подчеркивание смысла слов взрослого. Наказание – это сигнал о важности того или иного правила. Поэтому классические «cтояние в углу», «сидение в кресле» или «уменьшение времени игр» вполне подходят.

3.     Нельзя наказывать унижением, грубым тоном, обзыванием, недоброжелательной критикой и сравнениями.

4.     Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно сразу следовать за нарушением правила, грубым поведением. При этом возраст ребенка не имеет значение: чем раньше ребенок встретиться с безусловностью ваших конструктивных правил, тем лучше.

5.     Важно при наказании объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл вашего недовольства и что конкретно вы от него ждете.

6.     Наказание назначать необходимо в спокойном тоне.

7.     Вся семья должна придерживаться общих к ребенку требований и приятых семейных правил. Так ребенок сможет легче научиться и принимать семейные системы требований и саморегулировать свои эмоции и поведение.

А что же такое поощрение?

Поощрение – более действенный институт воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал и обязательно захочет повторить его.

Ведь это не просто хороший педагогический прием, а и стимул для хорошего поведения. Как найти ту золотую серединку, которая бы помогла ребенку правильно воспринять это поощрение, а родителю грамотно похвалить его?

Родителям, говорят психологи, следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Они уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  • Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  • Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  • Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  • Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия.
  • Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

 

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.

  • Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  • Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  • Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

 

Воспитатели: Литвинова М.В., Мигунова А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_nakazanie_i_pooshchrenie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

наказание и поощрение?

Мечта каждого родителя – это безотказные методы воспитания. Но увы, нам каждый день приходится заново приспосабливаться к ситуациям в семье с нашими детьми, ведь дети растут и изменяются.

Вопрос про наказания детей в семье рано или поздно встаёт перед каждым родителем. Можно ли наказывать ребенка? И если можно, то как? Прежде всего нужно вспомнить свои переживания: что наказывать ребенка всегда неприятно, портятся мирные отношения, вызываемый наказанием огонь испепеляет мир в семье. Мы видим недовольство, обиду и гнев ребенка. Чувствуем свое бессилие, слышим совесть, ощущаем на уровне тела негатив и собственную агрессию. А если мы будем следить за своими обращениями к детям, то заметим, что 80% в нашей речи - это запреты и указания.

Что же делать и как правильно поступить? Не выдерживая роль недруга вообще не доставлять ребенку неприятности и не огорчать его? Или же вообще не церемониться и наказывать ребенка иногда даже просто ради профилактики «что бы знал!»?

Родителям прежде всего нужно помнить, что наказание – это прежде всего сигнал ребенку о его нарушении установленных правил, норм, заведенного порядка, а не причинение умышленной и запланированной обиды или боли. Наказанием мы не изменяем поведение, потому что поведение – это не набор рефлексов и не их выработка. Наказание несущее в себе только оттенок подавления и авторитаризма лишь иногда оправдывает себя, и то только в краткосрочной перспективе. Стоит властному родителю отвернуться, и ребенок тут же перестает «властвовать собой».

 Выбирая наказание или поощрение необходимо задавать такие рамки, чтобы ребенок был самим собой и чтобы усвоить самодисциплину ребенку больше нужно свободы чем запретов. Но! Правильной свободы! И правильного выбора в созданной авторитетным родителем домашней и социальной среды (иначе у ребенка сложится впечатление вседозволенности).

В этом могут помочь следующие советы и рекомендации в этом нелегком родительском вопросе воспитания.

1.     Совершенно недопустимы физические наказания. Они унижают и ожесточают ребенка. Физические наказания ничего не воспитывают и не прививают, а только разрушают взаимоотношения, отдаляют ребенка, делают его агрессивным, замкнутым и тормозят развитие.

2.     Нельзя делать наказание чрезмерным. Наказание – это подчеркивание смысла слов взрослого. Наказание – это сигнал о важности того или иного правила. Поэтому классические «cтояние в углу», «сидение в кресле» или «уменьшение времени игр» вполне подходят.

3.     Нельзя наказывать унижением, грубым тоном, обзыванием, недоброжелательной критикой и сравнениями.

4.     Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно сразу следовать за нарушением правила, грубым поведением. При этом возраст ребенка не имеет значение: чем раньше ребенок встретиться с безусловностью ваших конструктивных правил, тем лучше.

5.     Важно при наказании объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл вашего недовольства и что конкретно вы от него ждете.

6.     Наказание назначать необходимо в спокойном тоне.

7.     Вся семья должна придерживаться общих к ребенку требований и приятых семейных правил. Так ребенок сможет легче научиться и принимать семейные системы требований и саморегулировать свои эмоции и поведение.

А что же такое поощрение?

Поощрение – более действенный институт воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал и обязательно захочет повторить его.

Ведь это не просто хороший педагогический прием, а и стимул для хорошего поведения. Как найти ту золотую серединку, которая бы помогла ребенку правильно воспринять это поощрение, а родителю грамотно похвалить его?

Родителям, говорят психологи, следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Они уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  • Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  • Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  • Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  • Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия.
  • Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.

  • Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  • Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  • Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Воспитатели: Литвинова М.В., Мигунова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Наказание и поощрение.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...