Семинар - практикум с родителями детей 6-8 лет «Оценка готовности ребёнка к обучению в школе»
материал (подготовительная группа)
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психологической готовности детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум с родителями детей 6-8 лет «Оценка готовности ребёнка к обучению в школе»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психологической готовности детей к обучению в школе.
Оборудование: ноутбук, доска
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте начнем нашу встречу с разминки.
Упражнение- Разминка «Нарисую я себя!»
Цель: эмоциональный настрой на семинар – практикум, снятие психоэмоционального напряжения, активизация познавательных процессов.
Ход упражнения:
«Возьмем альбом и цветные карандаши, будем рисовать себя
(умного, понимающего родителя, поддерживающего своего ребёнка - будущего первоклассника). Начинаем с головы, рисуем умную голову родителя, дающего мудрые советы, помогающую- ребёнку решать самые трудные логические задачки на уроках. Рисуем глаза, зорко следящие за тем, как ребёнок собирает портфель в школу. Рисуем рот, который произносит слова поддержки и ободрения, когда нашему первокласснику требуется помощь. Улыбку, которая появляется, когда наш ребёнок приносит нам отметку «5 баллов». Рисуем тело - в котором находится горячее, понимающее, любящее сердце родителя.
Рисуем, ласковые руки - обнимающие, ласкающие, поддерживающие своего ребёнка. Рисуем быстрые, резвые ноги, активно спешащие забрать своё любимое чадо из школы.
Смотрим на рисунок - «Вот я какой - умный, добрый, поддерживающий своего будущего первоклассника родитель!»
А теперь вытягиваем руки вперёд, поглаживаем себя по рукам и громко (хором) за мной повторяем: «Я – мудрый родитель, я – понимающий родитель, я – заботливый родитель, я – любящий родитель. Я люблю своего ребёнка!»
- Для того, чтобы перейти к теме нашего сегодняшней встречи, я предлагаю послушать стихотворение :
«Мама! Где тетрадь и книжки?!
Ты не видела рюкзак?!
Почему пенал без крышки?
Не найду её никак!
Мама! Где мои перчатки?!
Взять на полочке?! Внизу?
Принеси мне шоколадку,
А не с булкой колбасу!
Мам, ты циркуль положила
В тот кармашек, без замка?!
Про дневник не позабыла?!
Молодец! Ну всё! Пока!»
Школьный коридор осилив,
В класс спокойно захожу.
Педагог мне: «Ты, Василий,
Не спешишь! Как погляжу...»
Я в ответ, конечно прямо:
«Что-то долго в этот раз
Собирала в школу мама!»
........................
Почему смеётся класс?!
Как Вы думаете готов ребенок в стихотворение готов к обучению в школе? В чем именно проявляется его неготовность? (родители отвечают).
Очень важно перед началом обучения в школе сформировать у ребенка психологическую готовность к обучению; а именно интерес и потребность в познании нового, воспитать трудолюбие, усидчивость, развивать внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных знаний, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и со сверстниками. Успешно учиться в школе ребенок сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать, быть сообразительным, раскрепощенным, активным.
Но если же ребенок не обладает данными качествами и навыками, то после поступления проходит несколько недель, и ребенок уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника он начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучным и напряженным. Родители спрашивают его, что произошло?
Так получилось что ребенок не готов еще к той реальности, новой жизни, которая называется “школьные будни”.
Почему же такое может произойти? Дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс только с положительными переменами в их жизни. К сожалению, не все дети понимают, что школьная жизнь - это, прежде всего труд. Такой же труд как рабочая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная.
Как Вы думаете, если спросить будущего первоклассника: Почему ты хочешь идти в школу? Или может Вы интересовались у своих детей, какие ответы мы можем получить (родители отвечают, педагог-психолог также озвучивает результаты опросы - потому что я хочу стать взрослым, потому что в школе не надо спать днем).
В результате дети, которые ожидают, что школа – это больше праздник, чем труд вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что им не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
Но если же правильно подготовить ребенка к школьному обучению, сформировать психологическую готовность, то дальнейшая учеба не вызовет проблем и будет приносить удовольствие и Вам и ребенку.
Итак, что же такое психологическая готовность к школьному обучению и как ее правильно сформировать?
Психологической готовностью к школьному обучению это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
То есть ребенок должен быть развит на таком уровне, чтобы он мог освоить программу обучения в школе. Как же правильно сопоставить уровень развития и программу?
Для того чтобы лучше разобраться в данном понятии, мне нужен один доброволец (педагог-психолог выводит одного родителя в центр круга).
Представьте, что перед Вами стоит ребенок, который через год пойдет в школу. Каждый из Вас будет выбирать и школу и программу, по которой он будет учиться. Как вы думаете, программа должна быть какой? (по силам, т.е. у него должны быть необходимые знания и умения, а также и способность научиться чему- то новому).
Я прошу Вас ответить какие дела, ребенок может сделать сам без помощи взрослого. Какие, например? (родители отвечают и кладут шарик в коробку).
Но есть дела, которые ребенок может достичь только в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может – это будет зона ближайшего развития. Какие дела мы можем положить туда? (родители отвечают и кладут шарик в коробку). Зона дел вместе – золотой запас ребенка, его потенциал на будущее. А дела с родителями, будут увеличиваться за счет дел, которые ребенок еще не умеет делать.
И есть зона за пределами круга, это дела которые ребенок пока не может совершить. Какие дела мы можем положить туда? (родители отвечают и кладут шарик в коробку).
Посмотрите все пространство ребенка, мы разделил на три группы – “Я сам”, “Вместе с родителями”, “Не могу”.
Допустим, что школьная программа требует от ребенка знать цифры и буквы, то что он умеет делать сам. Что может произойти в данном случае? В данном случае дети, которые уже прошли данный материал не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них также могут возникнуть некоторые проблемы с учебной деятельностью.
Допустим, что школьная программа требует от ребенка – читать бегло, уметь быстро складывать цифры в уме. Что может произойти в данном случае? Ребенку будет тяжело учиться по такой программе, и как следствие - неуспеваемость.
И в данном случае, Вам как родителям предстоит очень ответственное дело, правильно выбрать школу для своего ребенка. На какую зону мы будем обращаться внимание, с чем мы будем сопоставлять требования школы? (“Зона вместе с родителями”).
Конечно, через какое-то время шарики из зоны “не умею” будут переходить в зону “вместе с родителями”, и из зоны “вместе с родителями” в зону “я сам”. И для того чтобы перенести шарик все ближе к ребенку необходимо его тренировать или другими словами (родители отвечают). А как это делать и на что эта тренировка должна быть направлена, мы сейчас с Вами и разберем.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя четыре основных компонента:
1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
2) эмоционально-волевая готовность
3) определенный уровень интеллектуального развития
4) личностная готовность
Сейчас я познакомлю Вас с каждым компонентом психологической готовности.
1.Мотивационная готовность к обучению в школе — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Другими словами, мотивационная готовность - это наличие у ребенка желание учиться.
Как Вы думаете, что поможет сформировать положительную мотивацию к обучению ребенка к школе?
Обсуждение с ребенком важности школы и образования. Сформируйте у ребенка положительный образ школы и положительный образ ученика. Объясните смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен многое знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе: в школе ты научишься читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.);
Чётко ставьте цели перед ребенком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения: “Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?”;
Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти;
Представляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает “открытия” сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. Сами проявляйте интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон, очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку;
Отмечайте “рост ребенка”, его терпение и старания. Пусть он ощущает свои успехи и достижения. Например: “Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!”. Такой подход будет ориентировать вашего ребенка на собственное совершенствование;
Поддерживайте и любите ребенка.
А что может понизить мотивацию к обучению в школе?
Не пугайте ребенка школой. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения;
Не допускайте негативных ошибок деятельности ребенка, распространяющихся на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведения (“Не ты плохой, а поступок плохой” и т.д.). Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, заниженную самооценку и уровень притязаний;
Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, сравнение допустимо только с ним самим.
В отношениях с ребенком не допускайте резкого перехода от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.
2. Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого. Будущему первокласснику необходимо уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели.
В школе детям придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнять домашние задание, не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять.
Как Вы думаете, как в школе будет проявляться слабое развитие эмоционально-волевой сферы? (не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; не умеет работать по правилу; не умеет работать по образцу; нарушает дисциплину).
Как сформировать эмоционально-волевую готовность к обучению в школе?
1. Формировать учение работать по правилу, умения сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания предлагаемые в устой форме. И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы (игры с кубиком и фишками, домино, шахматы, шашки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и др.).
2. Развивать произвольные сенсомоторные действия у ребенка: игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли); классики, прыгалки, прыгание через веревку; игры на развитие тонкой моторики (с бирюльками, рассыпанными палочками, шнуровки и др.); ритмика.
3. Формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух): постройки из кубиков по образцу, работа с различными конструкторами по образцу, лепка по образцу, складывание мозаики по образцу; графический диктант; срисовывание.
3. Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающего мира, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, пространственно-графическая подготовка).
Как сформировать интеллектуальную готовность к обучению в школе?
Для формирование интеллектуальной готовность к обучению в школе необходимо тренировать познавательные процессы ребенка.
4. Личностная готовность включает в себя сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем; способность к коллективным формам деятельности; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умение верно оценить свои реальные и потенциальные возможности, способность к самооценке.
Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.
Как сформировать личностную готовность?
Составление рассказа по картинке.
Нахождение нелепиц в картинках-небылицах.
Наблюдения детей за природными явлениями, ростом комнатных растений, поведением домашних животных с последующим рассказом о своих наблюдениях в группе.
Способствовать развитию литературной речи (родной язык) и свободному владению языком,
Ежедневно читать художественную и научно-популярную литературу с объяснением новых слов и речевых оборотов, с последующим обсуждением и ответами на вопросы по тексту.
Создавать условия, при которых дети будут рассказывать о произошедших с ними событиях, о наблюдениях за животными, растениями, природными явлениями и др.
Составлять рассказы по последовательным сюжетным картинкам.
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение
Ритуал прощания
Передавая мячик по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь своему ребенку стать хорошим учеником, я ...”
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
- Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе / Н.К. Авраменко. – М.: Аспект-Пресс, 2002.
- Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание, 2008.
- «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе»
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:• физиологическая готовность,•...
Тест для родителей Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе
Тест для родителей Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе...
Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."
Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...
Журнал для родителей. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.
Семью будущего первоклассника ждут серьёзные изменения- ребёнок готовится поступать в школу. И во многом успешность ребёнка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом и дети и родител...
Консультация родителям "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"
Успешность обучения будущего первоклассника зависит от правильной позиции родителя....
Семинар-практикум для родителей детей раннего возраста «Кризис 3-летнего ребёнка»
Данное мероприятие познакомит родителей с психологическими особенностями развития детей 3 лет, информирует родителей о симптомах кризиса 3-х лет, поможет сформулировать рекомендации по преодолен...