Развивающие игры
картотека
Развивающие игры — игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Роль игры в жизни детей настолько велика, что право на игру зафиксировано, среди других жизненно важных прав, в Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры с ребенком в домашних условиях | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям детей с речевыми нарушениями
(развивающие игры)
Месяц | Игры на развитие фонематического восприятия | Игры на развитие артикуляционной моторики | Развитие импрессивной речи | Игры на развитие речевого дыхания | Развитие экспрессивного словаря | Формирование грамматического строя речи | Мелкая моторика |
октябрь | Упражнения, направленные на узнавание неречевых звуков, различение их на слух. Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушать вместе с ребенком шум воды, шелеста газеты, звон ложек скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. насыпьте в мешочки (контейнеры от шоколадных яиц) крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка(контейнера), что там внутри. | Артикуляционная гимнастика для мальчиков. Автор: Волошина И.А. Упражнения: Гараж, Труба, Улыбка, Широкая дорога, Узкая дорога, Мостик Артикуляционная гимнастика для девочек. Автор: Волошина И.А. Упражнения: фея улыбается, Трубачи, Улыбка, Наш ковёр - самолёт, Золушка полы метёт, Карета по мосту летит. | Учить понимать обобщающие слова (игрушки, оде одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные дикие птицы, животные; цветы). Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они),притяжательных местоимений (мой, твой), . | Сделать рыхлый комочек из ваты, объяснить, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, не надувая щек, а вдыхать через нос. | Произносить односложные, двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Расширять, уточнять, активизировать словарь по лексическим темам (игрушки, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы). | Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже(кот-коты, мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы, нога-ноги). | Работа ведется обеими руками. Самомассаж подушечек пальцев. Массаж поверхностей ладоней мячиками- ежиками, мячиками Су-Джок. Массировать пальчики ребенка, 5-10 минут в день. Массаж поверхностей ладоней. Вертеть их в руках. Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет. Взад-вперед его качу, вправо-влево как хочу. Сверху — левой, снизу — правой. Я его катаю, браво. |
ноябрь | Различение звуков речи по тембру, силе, высоте. Игра «Узнай свой голос». Запишите на диктофон голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит. Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. | Упражнения: Гараж, Труба, Улыбка, Широкая дорога, Узкая дорога, Мостик, Экскаватор, Красим машину Упражнения: Двери настежь распахни, Фея улыбается, трубачи, Большущая тыква, кощей, ковёр - самолёт, окно, Принцесса под дождём гуляла. | Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать-снимать, завязывать-развязывать; большой-маленький, длинный-короткий) Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные от- ношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа). Формировать различение количественных числительных (один, два, три). | Бабочка. Вырезать из бумаги бабочку и подвесить ее на нитке длиной 15–20 см. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). | Произносить односложные, двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Расширять, уточнять, активизировать словарь по лексическим темам (игрушки, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы). | Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите). | «Готовим чай». Научите размешивать ложкой сахар в чае. Игры – шнуровки. |
декабрь | Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку. | Упражнения: Гараж, Труба, Улыбка, Широкая дорога, Узкая дорога, Мостик, Экскаватор, Красим машину, заводим мотор, Дворники, Лошадка Упражнения: Облизала губки Маша, Горошина, Золушка полы метёт, помоет Золушка стекло, потолок потом потрёт, Гуси - лебеди, мостик, конь бежит, дракон, крыльями дракон захлопал, замок. | Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет-играют, спит-спят); глаголы прошедшего времени по родам (сидел-сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает- умывает-ся). | Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями, выдувать и дуть на них, чтобы они дольше не падали. | Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой). Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они). | Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин). | «Фасоль» пересыпаем из большой чашки в маленькие. |
январь | Игра «Волшебная палочка». Взять карандаш или любую палочку, постучать ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску … Потом усложните Задание пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка Игра «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. | Артикуляционная гимнастика для мальчиков. Автор: Волошина И.А. Упражнения: Гараж, Труба, Улыбка, Широкая дорога, Узкая дорога, Мостик Артикуляционная гимнастика для девочек. Автор: Волошина И.А. Упражнения: Лукошко, рак клешнями шевелит, гребешок, Гармошка, ветер завывает, Зонт | Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они),притяжательных местоимений (мой, твой), . | Покатай любимую игрушку. Ребёнок лежит на ковре, на живот кладется игрушка. Сделать глубокий вдох и выдох через нос, надуваем живот: Воздух набираем – живот надуваем, Воздух выходит – живот уходит | Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов. Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам. | Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов по падежам | С волчками Закручивание и раскручивание разных по размеру крышек. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. |
февраль | Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Игра «Поймай звук». Взрослый предлагает ребенку поймать определенный звук, хлопнуть в ладоши, когда услышит его. Взрослый произносит звуки с паузами. | Упражнения: Гараж, Труба, Улыбка, Широкая дорога, Узкая дорога, Мостик, Экскаватор, Красим машину Артикуляционная гимнастика для девочек. Автор: Волошина И.А. Упражнения: фея улыбается, Трубачи, Улыбка, Наш ковёр - самолёт, Золушка полы метёт, Карета по мосту летит. | Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода, понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода. имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят). | Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик. Можно бумажный кораблик поставьте на стол с гладкой поверхностью, дуть на него, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола. | Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов. Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам. | Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали). Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша). | «Нарисуй-ка». Насыпьте на поднос манку. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. |
март | Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. | Упражнения: Гараж, Труба, Улыбка, Широкая дорога, Узкая дорога, Мостик, Экскаватор, Красим машину, заводим мотор, Дворники, Лошадка Упражнения: Двери настежь распахни, Фея улыбается, трубачи, Большущая тыква, кощей, ковёр - самолёт, окно, Принцесса под дождём гуляла. | Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов. | Волшебные пузырьки. Свеча. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, плавно, иначе свеча потухнет, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. | Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой). Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они). | Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко). | « «Выловим из воды». Предложите малышу с помощью ложки выловить предметы из воды. |
апрель | Различение слогов. ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. | Упражнения: Гараж, Труба, Улыбка, Широкая дорога, Узкая дорога, Мостик, Экскаватор, Красим машину, заводим мотор, Дворники, Лошадка, Горка, Машинка буксует Упражнения: Двери настежь распахни, Фея улыбается, трубачи, Большущая тыква, кощей, ковёр - самолёт, окно, Принцесса под дождём гуляла. | Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет-играют, спит-спят); Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов. | Футбол. Соорудите из конструктора или поставьте два кубика в качестве ворот, возьмите шарик от пинг-понга или скатайте ватный шарик. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. Трубочка. Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе. Игра учить регулировать силу воздушной струи. Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными). | Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой). Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они). | Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко). Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне. | Массаж бельевыми прищепками (поочередно «кусать» ногтевые фаланги). Массаж шестигранными карандашами. Пропускать карандаш: между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке. Карандаш: в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. «Посыпаем дорожки». Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой) на столе дорожку шириной 3-5 см. «Волшебное сито». Отделение крупы от орешек с помощью сита. «Забавные картинки». По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки. |
май | Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. | Упражнения: Гараж, Труба, Улыбка, Широкая дорога, Узкая дорога, Мостик, Экскаватор, Красим машину, заводим мотор, Дворники, Лошадка, Горка, Машинка буксует Упражнения: Облизала губки Маша, Горошина, Золушка полы метёт, помоет Золушка стекло, потолок потом потрёт, Гуси - лебеди, мостик, конь бежит, дракон, крыльями дракон захлопал, замок. | Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе). Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова. | Цветок. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-а" или произнести фразу «ах, как вкусно»). Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха) дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки. | Проговаривать все новые слова с похлопыванием. Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно). | Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне. Формировать двухсловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.)Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.) | «Пересыпаем ложкой». Научите ребенка с помощью чайной ложки пересыпать крупу из одной чашки в другую. «Собираем ягоды». Наколите «ягоды» на «веточки» (скрепки) и предложите ребенку срывать «ягоды» по одной тремя пальцами правой руки. Левой придерживаем скрепку. «Забавные картинки». По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».
1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...
Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)
Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...
Сетевое взаимодействие садов. Фестиваль по развивающим играм. Презентация развивающей игры с видеофрагментом "В гостях у Снежной королевы"
Презентация развивающей игры с видеофрагментом "В гостях у Снежной королевы" (октябрь 2019г.)...
Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок с чем-то не справляется, следует упростить задание до максимума, д
Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок...
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".
Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....