Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет
картотека

Савельева Галина Александровна

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи – всё это формирует речевое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи – всё это формирует речевое мышление.

1 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (С КАРТИНКАМИ)

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

«Вкуснятина»
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

Упражнение "Вкуснятина"

«Качели»
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

Упражнения «Качели»

«Рыбка»
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

Упражнение "Рыбка"

«Лошадка»
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Упражнение "Лошадка"

«Лопаточка»
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.

Упражнение «Лопаточка»

«Иголка»
Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнятьупражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

Упражнение «Иголка»

«Блюдце»
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

Упражнение "Блюдце"

«Маляр»
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

Упражнение «Маляр»

«Часики»
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

Упражнение «Часики»

«Ириска»
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

Упражнение «Ириска»

«Чистые зубки»
Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

Упражнение «Чистые зубки» 

2 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Одуванчик»
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

«Звоночек»
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

«Свеча»
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

«Колдун»
Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

«Шарик»
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

«Лягушонок»
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша. Дети 2-3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.

«Пароход» 
Пароход плывёт по речке, 
Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх – «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад – «прокладывает курс».)

Пальчиковая игра "Пароход"

«Котик»
Есть у котика на лапках 
Очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

Пальчиковая игра "Котик"

«Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал, 
Что поехал на вокзал. 
Чтобы встретить остальных, 
Чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».) 
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным
Второй в пластилине (
большой со средним
Третий в шоколаде (
большой с безымянным
Четвертый в мармеладе (
большой с мизинчиком
Склеились пальчики!!! (
сложить все пальчики в щепоть
Расклеились!!! (
раскрыть широко ладошку)
Кошка на ладошке

Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап (
пощекотать ладошку)

Пальчиковая игра "Теремок"

 

4 ПОТЕШКИ

Сова-совушка, сова, 
Большая голова. 
На колу сидела, 
На луну глядела, 
Глазами блестела. 
Глазоньки хлоп-хлоп, 
Лапочки топ-топ. 
И – полетела!

Птички сели на лужок, 
А котята – в уголок. 
Сели-посидели, 
Песенки запели. 
Прибежала кошка-мать, 
Домой деток стала звать. 
Птички песню спели, 
К деткам улетели.

Наши ручки в мыле были, 
Мы посуду с мамой мыли. 
Мы посуду вытирали, 
Нашей маме помогали.

Как у нашего кота 
Шубка очень хороша. 
Как у котика усы 
Удивительной красы. 
Глаза смелые, 
Зубки белые.

Баиньки-баиньки, 
Купим сыну валенки. 
Наденем на ноженьки, 
Пустим по дороженьке. 
Будет наш сынок ходить, 
Новы валенки носить.

Идёт коза рогатая, 
Идёт коза бодатая. 
Ножками топ-топ, 
Глазками хлоп-хлоп 
«Кто каши не ест, 
Кто молока не пьёт, 
Того забодаю, 
Забодаю, забодаю!»

Советы логопеда

  • Старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком: рассказывайте ему, что вы делаете, комментируйте свои действия, при этом чётко выговаривайте слова, чтобы малыш мог воспринимать отдельные слова на слух.
  • Обращайте внимание не только на свои слова, но и на мимику, жесты, позу, голос.
  • Делайте паузы между словами для того, чтобы ребёнок мог сконцентрировать своё внимание на звуках.
  • При разговоре с ребёнком ваша речь должна быть чёткой, правильной, неторопливой, не подделывайте её под детский язык. Особенно чётко произносите незнакомые и очень длинные слова.
  • Не забывайте, что развитие каждого ребёнка индивидуально. И всё же, если малыш упорно молчит или к 16 месяцам не реагирует на ваши просьбы — проконсультируйтесь по этому поводу у специалиста.
  • Помните, что главными помощниками для ребёнка являетесь вы — родители. Малыш должен быть уверен, что вы любите его и не станете ругать за неправильно сказанное слово, а, наоборот, поможете ему научиться говорить правильно.
  • Если ребёнок произносит некоторые слова нечётко или неправильно, не упускайте момента и начинайте заниматься его произношением. Ведь если не сделать это в раннем возрасте, то переучивать потом будет намного сложнее, чем научить заново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речи. Подготовка детей к школе.

Начало обучения в школе - очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Ребенок шести - семи лет очень актив...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)...

Развивающие игры и упражнения по развитию речи для детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственногоразвития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важнозаботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...