"Влияние окружающей природы на развитие личности ребенка".
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Аксана Александровна

«Влияние окружающей природы на развитие личности ребенка,

это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных 

чувственных восприятий к четким понятиям»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   И.Г.Песталоцци

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние окружающей природы на развитие личности ребенка,

это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных

чувственных восприятий к четким понятиям» 

И.Г.Песталоцци 

Бесконечно разнообразен, богат и прекрасен окружающий нас мир природы. Раскрыть красоту, неповторимость этого мира, научить любить и беречь природу- задача и долг педагога и родителей.

Природа окружающая нас -важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Первые представления у ребенка об окружающем мире, возникают в период дошкольного детства. В это время формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни.

Детям очень свойственно самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Многообразие окружающего мира -это и семья, и детский сад, и родной город.

Ребенок познает окружающую действительность через мир предметов, через общение со взрослыми.

 Природа окружает ребенка с ранних лет, нужно постараться ввести ребенка во все многообразие окружающей природы. Единственный подлинный фундамент человеческого познания -созерцание природы.

 «Логика природы, есть самая доступная и самая полезная логика для детей» , считал К.Д. Ушинский. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы …» составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логическая речь и понимание.

Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, яркими образами природы, потому что все, что есть в речи логического протекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Знакомить ребенка с окружающим миром нужно через игру. Игра «Пожарная безопасность» . Цель игры научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при  пожаре.

. 

          

Также знакомство с окружающим миром  проводится через  рассказы, беседы и наблюдения.

Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. В воспитании детей дошкольного возраста широко используется богатый опыт изучения природы. Представления о природных объектах строятся на взаимосвязи научных связей и непосредственного восприятия дошкольниками природы. Изучение природы раскрывает для детей элементарные естественно- научные основы природных явлений, понимание их сути, что очень важно для закладки базы правильного мировоззрения.

 

 Благодаря экспериментированию дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовали себя учёными, исследователями и первооткрывателями. В процессе экспериментальной деятельности развивается экспериментальная сфера ребенка, творческие способности.

    

Проблема своеобразия способов формирования ценностных представлений к окружающему миру у дошкольников принадлежит к числу малоисследованных. Не исследованы продуктивные средства, условия перевода ценностного отношения к миру на действенный уровень в настоящем и будущем.Именно поэтому поиск адекватных способов формирования  ценностного отношения к тому образу мира, который актуализируется в представлениях детей, является проблемой сегодняшней дошкольной педагогики.

Игры для формирования знаний об окружающем мире.

  1. «Угадай по описанию». Нужно дать минимальное описание животного и постепенно добавлять его характеристики пока малыш не угадает , какое именно животное загадали.
  2. «Что сначала, что потом». Задание заключается в том, чтобы правильно определить порядок вещей, предметов, животных, растений. Например, что сначала стебелек или зернышко, бабочка или гусеница.
  3. «Волшебный мешочек» Нужно положить в мешок как можно больше предметов и попросить малыша на ощупь достать ту или иную вещь.
  4. «Угадай чей звук». Нужно спрятаться, оставаясь в поле слуховой досягаемости малыша, издавая звуки. Например, переливать воду, шуршать пакетом.
  5. «Узнай по вкусу». Нужно с закрытыми глазами по вкусу определить продукт.
  6. «Чем пахнет?». В доме можно найти массу ароматов, постарайтесь создать набор из различных запахов (чай, кофе, лук, чеснок, лимон, шоколад) и попросите малыша угадать продукт.

Можно придумать массу увлекательных игр на познание окружающего мира.

Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей дет.сада-2-е изд. доп. – М. Просвещение 1982

2.Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников. Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/104757.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние разновозрастной группы на развитие личности ребенка.

Особенности отношений детей разного возраста.Влияние на них воспитателя....

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенкаСоставитель: Кунавина Л. Ю., воспитатель МКДОУ «Детский сад № 9» комбинированного видаПродуктивная детская деятельность — деятельность реб...

Консультация для родителей «Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка»

Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением. Он...

Влияние родительских установок на развитие личности ребенка

Влияние родительских установокна развитие личности ребенка        Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих...

«Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка».

"Прекрасное-побуждает доброе. " Д. Б. Кабалевский. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству, это необходимые условия...

Доклад для родителей на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»

Доклад для родителей на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА...