Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством лепки.
статья по коррекционной педагогике
Лепка дает удивидительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир. Важно учитывать, что у каждого ребенка разный уровень способностей. Если рядом есть умный, внимательный и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка стане любимым занятием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz_posredstvom_lepki.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством лепки.
У детей, страдающих детским церебральным параличом, процесс формирования изобразительных навыков происходит иначе, чем у здоровых сверстников. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. Нарушения моторики рук проявляются в виде повышенного тонуса мышц, наличия насильственных движений - гиперкинезов, а также неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают неточность в движении рук, их координации. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений.
До того, как ребенок станет полностью независимым и сам будет выполнять любые дела, он должен научиться использовать свои руки (опираться на них, брать и класть предметы, манипулировать ими).
Лепка – это вид изобразительного творчества, в котором из пластилина создаются образы. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна детям. Основным инструментом является рука (обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Занятия лепкой воздействуют на развитие:
- Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;
- Развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику;
- Синхронизируют работу обеих рук.
В работе с детьми ДЦП отдается предпочтение работе с пластичными материалами, считая их наиболее доступными. В процессе развития мелкой моторики используют следующие приемы:
Приемы лепки | Описание |
Шлепанье | Энергичное похлопывание по пластилину напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать. |
Разминание | На небольшие кусочки пластилина оказывают надавливание сначала пальчиками, а потом и целой рукой. Такой способ подготавливает к работе мышцы рук, а также делает материал более эластичным и податливым. |
Отщипывание | Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его. |
Сплющивание | Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки или с помощью подручных материалов (скалочка или карандаш) |
Скатывание | Формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. |
Вдавливание | Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление. |
Для подготовки пальцев ежедневно проводятся пальчиковые упражнения и игры. Пальчиковые игры являются одним из самых доступных видов работы по развитию мелкой моторики. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
2. использовались изолированные движения каждого из них.
Также рекомендуется проводить сенсорные занятия (с песком, крупами, водой и т.д.)
Литература:
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015
2. Новые способы лепки. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /Издательство «Карапуз», 2009
3. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4-5 лет. Сценарии занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.- 64 с. : цв. вкл.
4. Давыдова Г. Н. “Пластилинография – 2”
5. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография» М: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
6. Большакова Е.С. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.- (Логопед в ДОУ)
7. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредствам тестопластики.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о коорд...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепки
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способству...
Проект на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности"
Данный проект поможет ответить на вопрос:" Каким образом можно способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". Поможет развить познавательно- психические процессы ...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного оборудования»
Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской дея...
план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошколь...
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способству...