консультация ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СЧАСТЛИВОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО БЕЗ КАПРИЗ И УПРЯМСТВА"
консультация
Счастливое дошкольное детство есть – его не может не быть, если семья ребенка и педагоги дошкольного образования и воспитания всегда рядом. Рядом – это значит, что мы вместе постараемся разобраться о причинах появления, и особенностях столь неприятных нарушений поведения ребенка, которые могут испортить ему счастливое детство.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Педагог-психолог:
Депутатова Н.В.
СЧАСТЛИВОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО
БЕЗ КАПРИЗ И УПРЯМСТВА.
Счастливое дошкольное детство есть – его не может не быть, если семья ребенка и педагоги дошкольного образования и воспитания всегда рядом. Рядом – это значит, что мы вместе постараемся разобраться о причинах появления, и особенностях столь неприятных нарушений поведения ребенка, которые могут испортить ему счастливое детство.
И начать я его хочу с одной притчи: («Притча «О воспитании»)
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод…
Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Вот так, разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности, помогает избежать различных кризисных состояний у детей, например таких как капризы и упрямство, которые омрачают жизнь как детям так и взрослым. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а за этим бывает - на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в 2,5 – 3 года. Капризность же обычно развивается начиная с 4 лет и во многом определяет поведение ребенка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте. Попробуем разобраться в понятии «каприз» и что мы понимаем под словом «упрямство».
КАПРИЗ – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.
УПРЯМСТВО – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и родителей.
Считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно не правильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но все же капризы чаще всего проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано? Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.
Очень важно нам с вами понять, и научиться отличать капризы от упрямства, потому как способы борьбы с данными нарушениями поведения, разные.
Любимые слова упрямых – «Я ХОЧУ», у капризных «Я НЕ ХОЧУ». Упрямец не уступает взрослому, настаивает на своем, а капризуля всегда находится в состоянии «готовности к капризу»
Я сейчас представлю вам примеры ситуаций, а вы попробуйте сами определить какой это тип, «капризный» или «упрямый».
УПРЯМСТВО: «трехлетняя Наташа громко требует: «Хочу на улицу! Гулять хочу! Я хочу на качели!» она не слышит уговоров, что уже пора обедать и спать»; Мише предлагают обедать, но Миша громко кричит: «я хочу только компот!»; Таня в магазине плачет и громко требует: «Я хочу эту куклу! Купи мне эту куклу! Я хочу только эту куклу!
КАПРИЗНОСТЬ: пятилетняя Таня на занятиях музыки в детском саду: «Я не хочу танцевать с Ваней! Не буду! Не хочу!»; трехлетний Максим во время завтрака с плачем кричит: «Я не буду эту кашу! Она невкусная! Я не хочу эту кашу!»; пятилетняя Варя за ужином: « Мама я не хочу ужинать, нет аппетита».
Да, не для кого, не секрет, как часто мы слышим от детей эти фразы: «Не хочу! Не буду!» или громкое и упрямое «Я хочу!». Но это не ураган и не землетрясение, это обыкновенные детские капризы и упрямство.
Один из основоположников дошкольного образования врач-психолог и педагог Ефим Аронович Аркин говорил, что «борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка – это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка за самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели».
Рассмотрим правила преодоления капризов и упрямства.
ДЛЯ УПРЯМЦА: не предоставлять возможность выбора, не предлагать множество вариантов в надежде, что ребенок согласится на что-то, а иногда даже лишить его того, от чего ребенок отказался; объяснить в более мягкой форме, и пойти на компромисс; не придавать большого значения упрямству; не пытайтесь в это время что-либо внушить ребенку, ругать в это время не имеет смысла.
ДЛЯ КАПРИЗНОГО: не предоставлять возможность выбора; бороться с капризами необходимо всем членам семьи, при этом важно единодушие – твердо выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых.
И конечно, прежде всего, взрослым нужно изменить свое, обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой, малыш хоть и с опозданием, усвоит что «нельзя» - это нельзя, а «надо» - это надо, что отказ от чего то, совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.
Для искоренения упрямства и каприз, необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке, бесполезно. И главное, мы рядом, психолого-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста и расширение педагогических компетенций их родителей - наши основные и приоритетные задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Возможности практической психологии в образовании / Под ред. Бурлаковой. - М. : УЦ «Перспектива», 1998.
2. Луговская А. Если малыш капризничает. - М. : Эксмо-Пресс, 2001.
3. Аркин Е.А. Письма о воспитании детей : (Переписка с родителями). - 5-е изд. - Москва : Учпедгиз, 1961.
4. Роберт Дж. Маккензи. Упрямый ребенок; ЛитРес,2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Памятка для родителей"; "Капризы и упрямство";
Памятка : как нужно вести себя,если хотите, чтобы ваш ребенок рос послушным, уравновешенным. Советы родителям,как справится с капризами и упрямством вашего ребенка, не травмируя психику малыша. ...
Консультация для родителей на тему: «Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия».
Все взрослые, имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с их капризами. Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми? Какие предпринять меры воздействия?...
Консультация для родителей на тему: «Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия».
Все взрослые, имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с их капризами. Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми? Капризы могут проявляться ...
Консультация для родителей на тему: «Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия».
Все взрослые, имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с их капризами. Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми? Капризы могут проявляться по-разному: иногда р...
Консультация для родителей на тему: «Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия»
Консультация для родителей на тему: «Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия»...
Консультация для родителей на тему: «Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия».
как уберечь и остеречь ребенка от капризов...