Летние игры с песком
консультация
Предварительный просмотр:
Летние игры и забавы на воздухе не только полезны для детского здоровья, но и имеют наибольшее воспитательное значение, они помогают развивать у дошкольников интерес и любовь к природе, бережно к ней отношение, формируют художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку и изобретательность, воспитывают трудолюбие, усидчивость и терпение.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕСКОМ?
Для работы с песком детям можно предложить пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства.
Песочница является маленькой моделью окружающего мира - местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. Не стоит забывать и о том, что игры с песком укрепляют и развивают пальчики и кисти рук, развивают тактильные ощущения, координируют работу глаз и обеих рук; воспитывают уверенность и активность. Удивительные постройки, дороги, высокие башни и глубокие колодцы, различные фигурки… - всё это свидетельствует о богатой фантазии ребят, их развитом воображении, умении трудиться. Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъём. Сколько у них выдумки и изобретательности! Сколько настойчивости!
Среди игр с песком наибольшее распространение получили:
1. Предложить ребятам такие задания:
- пересыпать песок с ладошки на ладошку;
- скользить по поверхности песка ладошками, а затем поочерёдно пальцами (движения использовать различные – по прямой линии, круговые, зигзагообразные);
- прикасаться кончиками пальцев к песку, имитируя игру на пианино.
2. Увлажнить песок и предложить такие игры:
- показать ребятам, как можно сделать отпечаток кистей рук (внутренней и внешней стороны); во время игры рассказать о своих ощущениях и спросить у ребят, что ощущают они;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, рёбрами ладоней, костяшками кистей рук узоры на поверхности песка и найти сходство этих узоров с объектами окружающего мира (дождик, трава, ёжик, цветочек и др.);
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, а затем одновременно двумя указательными, двумя средними, двумя безымянными, двумя большими и двумя мизинцами;
- группируя пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставить загадочные следы на песке и пофантазировать: чьи они?
- направляя пальчик ребёнка выполнять рисунки в соответствии с образцами.
3. Предложить ребятам игру «Найди шарик»
Цель: знакомство с качеством предмета – размером, формой, развитие мелкой моторики.
Оснащение: песочница, набор предметов из разных материалов (например, шарик).
Ход игры: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
4. Предложить ребятам игру «Дорожки из песка»
Цель: знакомство со свойством песка, развитие мелкой моторики.
Оснащение: песочница с сухим песком, (песочница с мокрым песком).
Ход игры: Взрослый показывает ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая простые формы. Для того чтобы ребёнку было интересно, следует сказать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыплёнка, волчонка), который заблудился в лесу и не может найти дорогу домой. Когда ребёнок научится делать дорожки, взрослый может ему показать, как песком нарисовать треугольник, домик, ёлочку и т.д.
Усложнив задание, предложить ребёнку набрать в горсть мокрый песок и медленно высыпать его. Сравнить свойства песка.
5. Предложить ребятам игру «Печём печенье»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики и координации движений.
Оснащение: песочница с сухим и влажным песком, формочки.
Ход игры: В одной части песочницы – сухой песок, в другой – влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, из влажного и мокрого – можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь ребёнку или руководит его действиями словесно. В старшем возрасте игры с песком усложняются и дети могут выполнять огромное количество построек из песка: от обычного домика до большого городка.
Теперь поговорим о ГЛИНЕ, с которой детям удобно заниматься на улице: не страшно, если они испачкаются, на надо торопить детей и напоминать о том, что занятие заканчивается, можно помыть руки в тазике с водой или в ведёрке, не боясь пролить воду. Ребята сразу отмечают, что глина мягкая, легко поддаётся воздействию: они мнут её в руках, раскатывают в шарик, колбаску, делают лепёшки – угощение для кукол, развивая тем самым мелкие мышцы пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вылепленные фигурки подсыхают на скамейке под лучами летнего солнца.
И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ при проведении выше предложенных игр необходимо придерживаться следующих принципов:
- положительный эмоциональный фон;
- последовательность – сначала ведущей рукой, затем другой, при успешном проведении обеими одновременно;
- переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, - это очень важно для поддержания у ребёнка интереса к упражнениям;
- систематичность проведения игр, в результате чего значительно активизируются познавательные процессы ребёнка, расширяется его активный и пассивный словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Летние игры с песком и водой"
Любимая детская деятельность в летний период — строительство из песка. Главным условием организации данной работы является подготовка песка к работе. Он должен быть чистым (при необходимости просеянны...
Брошюра для родителей "Летние игры с песком и водой"
В брошюре собраны игры с песком и водой для детей младшего возраста в которые родителели могут поиграть с детьми в летний период...
Консультация для родителей: "Летние игры с песком и водой"
Консультация для родителей....
Летние игры с песком и водой для дошкольников.
Материал предназначен для родителей, педагогов и специалистов, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, и содержит информацию о летних играх с песком и водой....
консультация для родителей "Летние игры с песком и водой"
В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заня...
Консультация "Летние игры с песком и водой"
Консультация для родителей...
"Летние игры с песком"
"Летние игры с песком" ...