Рекомендации учителя-логопеда на летний период.
консультация

Помоз Елена Александровна

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа  за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_uchitelya-logopeda_na_letniy_period.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа  за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу!!!

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку:

«недоавтоматизированные» звуки могут «потеряться» (исчезнуть из самостоятельной речи), тогда необходимо будет работу над этими звуками начинать заново.

  1. Исправляйте неверно произнесенные ребенком слова. Поправляйте речь ребенка СПОКОЙНО, произнося слово верно!

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «мак»? Какой  1,2,3?)
  2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. ( Какое слово получиться из этих звуков: «к-о-ш-к-а»)
  4. Образование новых слов с помощью « наращивания» звуков. (Какой звук нужно добавить к слову «рот», чтобы получилось  новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя-Поля).
  5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых слышим определенный звук.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, концеили середине слова. (Шуба, душ, кошка.)

Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток? 1?2?3?)
  2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получиться из слогов: го-ло-ва).
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-х  слов в другое.)
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Сколько слогов в слове, сколько гласных) и т.д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение  изменять слова по числам, падежам (один сад, а когда много -  сады, гулял где – за садом, много это глаза – а один это …, много это уши - а одно …одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова ( уменьшительные, ласкательные формы и т.д.)
  3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …
  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью…, воду наливают, а соль …
  5. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. Если днем жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …., дождь - … и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растет», «Шишка большой на елка растет»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребенка

  1. Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсии в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.д.), животных.
  2. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  3. Сочиняйте стихи, рифмы.
  4. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  5. Игра в слова «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые будут обозначать транспорт», «назови цвета», « какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению».
  6. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребенка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребенка и направляйте его сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложения по заданным словам и т.д.

Дети в летний период не должны забывать о существовании карандашей, красок, пластилина, ножниц. Пусть ребенок зарисовывает свои летние впечатления. Давайте штриховать, раскрашивать раскраски цветными карандашами, красками, фломастерами. Помните, что рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, развивает мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи.

Для развития мелкой моторики так же будет полезно:

  1. Застегивать, молнии, кнопки, пуговицы, завязывать шнурки;
  2. Собирать, перебирать, сортировать ягоды, фрукты;
  3. Выкладывать из веток, камней, желудей, палочек, шишек рисунки;
  4. Полоть клумбы, грядки;
  5. Завинчивать гайки, шурупы (игрушечные и настоящие);
  6. Лепить из глины и песка.

!!! Семейное чтение – это важнейший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное!!!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период.

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по ...

Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработан...

Рекомендации учителя-логопеда родителям в летний период.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...

Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные арти...

Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей (посещающих логопедическую группу и выпущенных из нее) на летний период....

Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период

Как правило взрослые стараются наполнить время детей прогулками, развлечениями, поездками, путешествиями.    Хочется как можно больше уделять внимания ребенку.  Предлагаю вам, уваж...

Рекомендации учителя – логопеда родителям на летний период.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...