Рекомендации учителя-логопеда на летний период.
консультация
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_uchitelya-logopeda_na_letniy_period.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу!!!
Упражнения для автоматизации звуков
- Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку:
«недоавтоматизированные» звуки могут «потеряться» (исчезнуть из самостоятельной речи), тогда необходимо будет работу над этими звуками начинать заново.
- Исправляйте неверно произнесенные ребенком слова. Поправляйте речь ребенка СПОКОЙНО, произнося слово верно!
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «мак»? Какой 1,2,3?)
- Придумывание слов с определенным количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. ( Какое слово получиться из этих звуков: «к-о-ш-к-а»)
- Образование новых слов с помощью « наращивания» звуков. (Какой звук нужно добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя-Поля).
- Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
- Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых слышим определенный звук.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, концеили середине слова. (Шуба, душ, кошка.)
Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток? 1?2?3?)
- Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
- Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получиться из слогов: го-ло-ва).
- Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-х слов в другое.)
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки. (Сколько слогов в слове, сколько гласных) и т.д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а когда много - сады, гулял где – за садом, много это глаза – а один это …, много это уши - а одно …одна конфета – а шесть … и т.д.)
- Упражнения на обучение образовывать новые слова ( уменьшительные, ласкательные формы и т.д.)
- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …
- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью…, воду наливают, а соль …
- Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- Если днем жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …., дождь - … и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растет», «Шишка большой на елка растет»)
- Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребенка
- Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсии в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.д.), животных.
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые будут обозначать транспорт», «назови цвета», « какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению».
- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребенка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребенка и направляйте его сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложения по заданным словам и т.д.
Дети в летний период не должны забывать о существовании карандашей, красок, пластилина, ножниц. Пусть ребенок зарисовывает свои летние впечатления. Давайте штриховать, раскрашивать раскраски цветными карандашами, красками, фломастерами. Помните, что рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, развивает мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи.
Для развития мелкой моторики так же будет полезно:
- Застегивать, молнии, кнопки, пуговицы, завязывать шнурки;
- Собирать, перебирать, сортировать ягоды, фрукты;
- Выкладывать из веток, камней, желудей, палочек, шишек рисунки;
- Полоть клумбы, грядки;
- Завинчивать гайки, шурупы (игрушечные и настоящие);
- Лепить из глины и песка.
!!! Семейное чтение – это важнейший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период.
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по ...
Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработан...
Рекомендации учителя-логопеда родителям в летний период.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...
Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные арти...
Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей (посещающих логопедическую группу и выпущенных из нее) на летний период....
Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
Как правило взрослые стараются наполнить время детей прогулками, развлечениями, поездками, путешествиями. Хочется как можно больше уделять внимания ребенку. Предлагаю вам, уваж...
Рекомендации учителя – логопеда родителям на летний период.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...