Игры для развития речи детей летом
консультация
Для детей игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир. А для развития речи ребёнка необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним. Впереди лето. Найдите время поиграть с ребёнком, почитать ему. Обязательно следует регулярно читать ребёнку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребёнка в библиотеку, чтобы он смог полистать книги на полках и выбрать что-то.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry-dlya-razvitiya-rechi-detey-letom.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития речи детей летом
Для детей игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир. А для развития речи ребёнка необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним. Впереди лето. Найдите время поиграть с ребёнком, почитать ему. Обязательно следует регулярно читать ребёнку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребёнка в библиотеку, чтобы он смог полистать книги на полках и выбрать что-то.
Ограничивайте время нахождения ребёнка за компьютером, телевизором, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное. Играйте с ребёнком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, пусть выберет сам. Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.
По возможности чаще водите ребёнка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, в зоопарк и т.д. Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребёнком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребёнок видит вокруг только зелёный цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, «светло-зелёный», «тёмно-зелёный», «изумрудный», «салатный», «болотный», «жёлто-зелёный». Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть догадается, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями.
Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда он поймёт, насколько многообразна природа, попросите отыскать два совершенно разных листа.
Можно сыграть с ребёнком в игру «Что на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож цветок, ветка, пень?». Отвечайте сами, но и слушайте внимательно! Ведь у детей такое непосредственное творческое восприятие!
Очень полезно разучивать и проговаривать с ребёнком скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что скороговорки необходимо говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках. Например:
Около кола – колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Крылья у орла, крылышки у орленка.
Многие игры для развития речи детей несут многофункциональную нагрузку. Они не только обогащают словарь, но и развивают высшие психические процессы (память, внимание, мышление, моторику). Поиграйте со своим ребёнком, доставьте ему радость!
«Четвёртый лишний»
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребёнком и предлагаете определить, какие подходят друг другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор картинок может быть разнообразным, например, чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; ёлка, берёза, дуб и рыба. Если ребёнок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).
Можно подобрать картинки с изображенными предметами, которые относятся к общему понятию, но одна картинка отличается (например, «берёза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра предназначена для развития логического мышления и речи дошкольника.
«Где мы были, вам не скажем, а что делали покажем…»
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребёнку поиграть в неё без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребёнку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа, играющие меняются местами. В другом варианте игры можно рассказать известные ребёнку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Всё это развивает речь, фантазию, воображение, находчивость, сообразительность.
«Потерявшаяся игрушка»
Подберите и поставьте на стол пять-шесть игрушек. Предложите запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите угадать, что вы спрятали. Если ребёнок ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребёнку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трёх-четырёх, постепенно увеличивая их число. Если он справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).
Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не своё место. Такая, на первый взгляд, простая игра поможет в развитии речи, памяти и внимания, умения сосредоточиться.
«Найди тайник»
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место её расположения. Ребёнок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать на детской площадке, что значительно усложнит задание. Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определённой схеме.
«Игры с буквами»
Если ребёнок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребёнок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие звуки ещё слышит. Если он хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребёнком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение. Игра развивает речь, фонематический слух, готовит ребёнка к обучению чтению. Играть в неё можно по дороге в детский сад, магазин или на прогулке.
«Я к вам пишу…»
Если ребёнок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребёнка напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.
Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научаться делать это самостоятельно.
«Кляксы»
Для этой занимательной игры вам понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте ребёнку лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками всё, что он захочет. Можете присоединиться к этому «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное – Вы вместе, Вы рядом.
Мир фантазии безграничен – нужно только попробовать начать, и Вы увидите, как все с легкостью у Вас получится и ребенок будет доволен и радостен, что с ним играют и Вы без принуждений добьетесь нужного результата, закрепите пройденное, научитесь новому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по развитию речи "Где летит осенний лист?"
Дидактическая игра «Где летит осенний лист?»Цель: Развивать умение составлять предложения, правильно называя имена существительные в дательном падеже, в единственном числе, согласовывая сущ...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"
Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.) Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...