Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук
консультация (средняя группа)

Шилохвостова Вера Анатольевна

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики с помощью подручных материалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Взрослые, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу несколько задач:

- косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка: доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка;

- готовят к овладению навыком письма: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки;

- формируют у ребёнка художественный вкус, что полезно в любом возрасте.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Игры на кухне

На кухне традиционным хит - парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на этой деятельности ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Мама занимается приготовлением обеда – и малыш при деле. Например: достается крупа (гречка, горох, рис, ребенку вручаются маленькие чашечки из кукольно сервиза (ими удобно пересыпать) и малыш играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из одной емкости в другую и. т. д. Однако крупа – не единственный вид «кухонной заниматики». Например: перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку).

Во время прогулки

Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камней и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигурки. Все это позволяет развивать тактильно – двигательное восприятие ребенка. А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Еще лучше – совместными с мамами усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами.

Для игр можно использовать любую «мелочь»: фигурки из киндер-сюрпризов, мелкий конструктор, бусы, пластилин, пазлы, прищепки. Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков их бумажных полосок, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомится с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Пальчиковый  театр

Это еще и прекрасный речевой и сенсорно – двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук. Помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние мини – представления. А также помогает развивать пространственное восприятие, развивает воображение, память, мышление, помогает развивать словарный запас. Занимаясь с ребенком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 – 15 минут. Лучше выполнить небольшое по объему задание, но качественно и с хорошим настроением. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников

Выступеление на методическом объединении воспитателей и заведующих ДОУ....

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься ...

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

В данном материале представлены практические рекомендации для родителей по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях, используя сподручные материалы....

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук"...

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»....

Конспект занятия по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в группе пятого года жизни . Тема: «Мы гуляли в зоопарке».

Этот конспект я составляла самостоятельно к аттестации в 2010 году. Думаю, что и на сегодняшний день цели и задачи занятия актуальны....