АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДОМА
учебно-методический материал (старшая группа)

Данный материал предназначен для родителей - в  занимательной форме проводить артикуляционную гимнастику с ребенком дома, закрепляя логопедические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика дома МОЙ ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК учитель-логопед МДОУ «Детский сад №15» Лобанова Елена Анатольевна

Слайд 2

Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляции. Точность,сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки? Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Взрослые могут помочьему в этом проведением артикуляционной гимнастики. Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся в детском саду, однако, заниматься с ребенком необходимо и дома. Артикуляционная (речевая) гимнастика является эффективным средством развития речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады. Основная цель всех упражнений – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Основная задача родителей – включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его и постепенно сформировать речевые навыки.

Слайд 3

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики: 1. Артикуляционные упражнения следует проводить ежедневно, в некоторых случаях несколько раз в день в течение 2-3 минут. 2. Артикуляционную гимнастику следует проводить сидя. Для того чтобы ребенок мог лучше контролировать свои движения, целесообразнее выполнять упражнения перед зеркалом. Вначале показывайте на себе, как правильно делать упражнение. После этого выполните его синхронно с ребенком 3. Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз 4. Взрослым, самим имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми. 4. Необходимо соблюдать последовательность: не предлагайте детям вначале сложных заданий, а постепенно переходите от упражнения к упражнению, от простого – к более сложному.

Слайд 4

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению. Во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно лишь назвать его. Статические упражнения -направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу. Динамические упражнения - вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

Слайд 5

«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой. Чтобы рос боровичок, Подними вверх язычок.

Слайд 6

«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы . Утром рано мы встаем, Вкусные блины печем. Ручейком по сковородке Тесто растекается… Посмотри, какой красивый Блинчик получается.

Слайд 7

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). Каждый раз по воскресеньям Мы едим с тобой варенье. Верхнюю губу вареньем Мы намажем, а потом Язычком широким сразу Мы варенье облизнем.

Слайд 8

«ДЯТЕЛ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Дятел на суку сидит, Дятел дерево долбит.

Слайд 9

«ЁЖИК» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг ( правая щека- под верхней губой, левая щека- поднижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны. У меня в иголках шерстка И в норе запасов горка. Лучше ты меня не трожь! Я – колючий серый еж!

Слайд 10

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые!

Слайд 11

«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. Я - индюк « балды-балда» Разбегайтесь кто куда.

Слайд 12

«КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. Рассердилась наша киска: Ей забыли вымыть миску. Ты не подходи к ней близко- Поцарапать может киска!

Слайд 13

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. На веселые качели Таня и Никита сели. Опустились вниз качели, А потом наверх взлетели. Вместе с птицами, наверно, Улететь они хотели.

Слайд 14

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад.

Слайд 15

«СЛОНИК» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок. На слоненка посмотри, Губки хоботком тяни.

Слайд 16

«МЕСИМ ТЕСТО» «Накажем непослушный язычок» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. Язычок твой – озорник, Он не слушает тебя. Накажи его скорее: «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

Слайд 17

«ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Ходит мятник в часах: Влево - тик, а вправо – так. Ты сумеешь сделать так: Тик и так, тик и так?

Слайд 18

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. Будешь пить с друзьями чай Ты из чашки новой. Эту чашку показать Ты сейчас пробуй!

Слайд 19

«УЛЫБКА» Улыбнуться, показать сомкнутые губки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза. Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Мы потянем - перестанем И нисколько не устанем.

Слайд 20

«ЗАБОРЧИК» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубы. Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, Свой заборчик покажи.

Слайд 21

«ЛОШАДКА» Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык. Я - весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия с родителями "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома"

В данном конспекте представлен опыт работы с родителями в нетрадиционной форме, с использованием мультимедийной презентации....

Артикуляционная гимнастика дома.

Мастер-класс для родителей  "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях". Преследует несколько целей: расскрыть важность артикуляционной гимнастики при постановке звуков, причины по которым н...

Вместе с мамой. Проведение артикуляционной гимнастики дома.

Вместе с мамой. Проведение артикуляционной гимнастики  дома....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома

В данной статье даны рекомендации для родителей ,как в домашних условиях проводить артикуляционную гимнастику с ребенком....

практикум с родителями "Как выполнять артикуляционную гимнастику дома"

В работе представлены способы и примеры занимательного выполнения артикуляционной гимнастики дома, что позволит родителям совместно с детьми активно работать в подготовитльном этапе постановки звука...