Как развивать инициативу у ребенка
консультация (младшая группа)

Фофанова Любовь Владимировна

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в деятельность, беря на себя руководящую роль. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_initsiativu_u_rebenka_vosstanovlen.docx710.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   дошкольное образовательное   учреждение

детский сад № 2

Как развивать инициативу

у ребенка                   

http://www.interfax.by/files/2009-03/20090303-112836-776.jpg

Подготовила:

                                                                                                              воспитатель

                                                                                                             Фофанова Л.В.

2022 г.

 «Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы.» 

Ральф Эмерсон

«Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят» Элберт Грин Хаббард.

https://www.prince2primer.com/wp-content/uploads/2012/08/volunteer.jpg Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в деятельность, беря на себя руководящую роль.

Для развития детской инициативности необходимо: Давать простые задания (снимать «страх» не справлюсь). Давать задания интересные, где у ребенка есть личный интерес что-то делать. Поддерживать инициативу (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить безболезненно, реагировать на собственные ошибки. Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий. Для родителей это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаемся уверенности в себе. Родители часто подчеркивают ошибки ребенка. Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены. Родители могут показать свою радость и позитивные чувства. При этом возникает близость. Ребенок чувствует себя принятым. Его уверенность в своих силах и способностях растет. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам. Совместные игры - это безопасная ситуация, где нужно только соблюдать правила, развивает смелость желаний. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться информацию сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу готовые ответы, а необходимо создавать условия, чтобы дети о многом могли поразмышлять самостоятельно, получая от этого удовольствие и опыт. Обязательным условием взаимодействия взрослого с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль для дошкольников здесь играет событийность. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у детей? планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование - основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти; дайте ребенку возможность искать, придумывать и находить собственные пути достижения цели в каком либо деле. хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка; «капля камень точит»: ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.

Способы поддержки детской инициативы с детьми шестого года жизни

http://www.duz2evpatoria.ru/wp-content/uploads/2014/12/1.pngПриоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;  поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

  создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

 при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

 создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей.

1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.

2. Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы.  Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям. 

http://proffi95.ru/images/posts/medium/post8159.jpg3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней.  Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.

5.Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.

http://detyam.com.ua/wp-content/uploads/2017/02/1060_1157096.jpg6.Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка — недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.

7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить. Не скупитесь на знаки внимания. А. Асмолов сказал: «Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают. " Но ребенок-дошкольник ещё не умеет отстаивать свою индивидуальность. Поэтому родители, педагоги - все взрослые, которым не безразлична  его судьба, должны помогать ему в этом и поддерживать его.

Когда ребёнок чувствует  себя свободным в своих высказываниях, имеет возможность выбора,  видит одобрительные жесты педагога, получает похвалу, не боится задавать вопросы, выходя за рамки заданной на занятии ситуации – при условии   такого взаимодействия педагога с детьми  мы можем верить в то, что будущее нашей страны –  в руках  небезразличных и инициативных людей.

http://ds170.centerstart.ru/sites/ds170.centerstart.ru/files/pod.jpg

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста: учебное пособие/ Е. Волосова– М.-1999.

2. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? //Д.в.-№8.-с.65-69.

3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/29/statya-razvitie-initsiativy-u-starshih-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как воспитывать инициативу у ребенка»

Консультация для воспитателей и родителей по воспитанию инициативы у ребенка...

Как воспитывать инициативу у ребенка

Инициатива ребенка - поощрять нельзя наказывать!...

Консультация для родителей "Развиваемся дома. Развиваемся вместе с ребенком".

Сейчас очень непростое время, мы все с вами проходим стадии (этапы) принятия неизбежного. Чтобы не застрять на первых этапах,нужно настроится на первых этапах, нужно настроится на позитив, заняться де...

Диспут «Как развивать инициативу дошкольников на прогулке»

сопоставить различные точки зрения педагогов по теме "Как развивать инициативу дошкольников на прогулке"...

консультация для родителей "Как развивать инициативу детей"

quot;Самостоятельность и инициатива детей"...