Программа работы с родителями (законными представителями) воспитанников МБДОУ "Детский сад №52 "Аленький цветочек" г.Смоленск
рабочая программа (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
No
п/п
 
Стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи программы 3
3. Принципы построения программы 4
4. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики
 
5
 
4.1 Распределение детей в 2019-2020 учебном году по группам
здоровья
 
5
 
4.2 Социальный статус родителей (законных представителей)
воспитанников
 
6
4.3 Возрастная характеристика контингента детей 6
5. Планируемые результаты реализации программы 18
6. Этапы работы с родителями (законными представителями) 19
7. Формы и виды работы с семьей 20
8. Срок реализации программы 20
9. Содержание работы с родителями (законными
представителями) на 2019-2020 учебный год
 
21
10. Список литературы 29
Приложение No 1 30
Приложение No 2 31
Приложение No 3 33
Приложение No 4 35
Приложение No 5 36
Приложение No 6 37
 
1. Пояснительная записка
 
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
разностороннем развитии каждого ребенка;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
Решение обозначенных в программе цели и задач воспитания
возможно только при систематической и целенаправленной работе
воспитателя с семьёй, начиная с первых дней пребывания ребенка в детском
саду.
Программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию различных видов деятельности, возрастных
особенностях детей в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. No 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013г. No 1155);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП
2.4.3648-20, утвержденным Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 No 28;
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский
сад No 52 «Аленький цветочек» на 2021-2022 учебный год.
2. Цели и задачи программы
 
Цель программы – формирование сотрудничества между семьей и
педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и
личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг
друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного
 
возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-
родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
 
2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам
воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу
обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных
эмоций от совместно выполненной деятельности.
 
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-
воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику
 
работы с семьей.
Созданная программа позволяет:
• активизировать участие родителей в жизнедеятельности ребенка в
детском саду;
• повысить качество образовательного процесса;
• обогатить воспитательные умения родителей (законных
представителей).
 
3. Принципы построения программы
 
Основные принципы, определяющие концептуальные положения
взаимодействия педагога и семьи воспитанника детского сада по созданию
единого пространства развития ребенка
Принцип преемственности, согласованных действий.
Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов заключается в
согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон,
выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку
Принцип организующей роли педагогов.
Воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность и
творчество с первых дней прихода ребенка в группу (изучение семей,
постепенное налаживание контакта...) до выпуска в школу в
подготовительной к школе группе; нацеливает родителей на роль
полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач
образования и воспитания детей.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи
и ДОУ.
Заключается в признании достоинства, свободы личности, терпимости
к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников
взаимодействия.
Принцип открытости.
Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя
детского сада открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная
открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности
преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный,
культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом
пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов
ДОУ, социальное окружение.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Индивидуальность семьи зависит от многих факторов; от родительской
и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения,
особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий,
 
образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в
семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и детского
сада.
 
Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-
историческими, социально-экономическими, социально-психологическими
 
условиями, интересами семьи, возможностями детского сада и др.
Принцип обратной связи.
Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным
вопросам воспитания, деятельности детского сада, встречные предложения.
4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
 
4.1. Распределение детей в 2021-2022 учебном году
 
по группам здоровья
 
Списочный состав воспитанников МБДОУ «Детский сад No 52 «Аленький
цветочек» на2021-2022 учебный год – 226 человек.
No Всего детей по группам Группы здоровья
I II III IV
1 Вторая младшая группа No 1 «Капельки» 3 26 - -
2 Первая младшая группа No 2 «Ромашки» - 20 - -
3 Вторая младшая группа No 3 «Ягодки» 2 26 1 -
4 Средняя группа No 4 «Пчелки» - 25 1 -
5 Разновозрастная группа No 5 «Стрекозки» - 33 - 1
6 Старшая группа No 6 «Бабочки» - 32 2 -
7 Средняя группа No 7 «Кузнечики» 2 24 2 -
8 Средняя группа No 8 «Колокольчики» - 26 - -
ИТОГО 7 212 6 1
4.2. Социальный статус родителей (законных представителей)
 
воспитанников
 
Критерии Характеристики семьи Кол-во детей
Особенности
семьи
 
полные семьи 215
вдовы 3
одинокие 8
в разводе 0
многодетные 14
родитель-инвалид II группы -
ребенок-инвалид 2
 
Жилищные
условия
 
имеют собственное жилье 179
живут с родителями 38
 
снимают 2
Образование высшее 170
с/спец. 49
 
Социальный
состав
 
интеллигенция 23
рабочие 67
служащие 117
домохозяйки 12
Итого 226
Анализ социального статуса семей выявил, что в МБДОУ No 52 «Аленький
цветочек» 22 ребенка из семей льготных категорий.
Уровень жизни семей удовлетворительный.
 
4.3. Возрастная характеристика контингента детей 3-4 лет
Социально-коммуникативное развитие
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной
компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает
доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и
сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются
в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок
испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со
взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх,
удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими
людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты,
выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую
принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная
характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»).
Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть,
одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать
покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни
имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью,
неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3-х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети
выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль
осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х
действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети
могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших
сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий
ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль.
Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети
самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Речевое развитие
Общение ребенка в этом возрасте ситуативное, инициируется
взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую
принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на
познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым
познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в
этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его
звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте
осуществляется переход от исключительного господства ситуативной
(понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и
ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Овладение родным языком характеризуется использованием основных
грамматических категорий (согласование, употребление их по числу,
времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной
речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
 
8
Познавательное развитие.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно
изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей
обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые
предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения
объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства
сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической
деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает
название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по
величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни
и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а
переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию.
Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка
носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок
может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам
способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак
предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его
интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет
прослеживать.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается
возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу.
Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него
деятельностью в течение 5 минут.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами
выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес
к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи,
песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений
о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические
образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников
изображении Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут
использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте
имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые
предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки,
дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических
фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного
узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет
испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения
под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими
навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо
 
9
 
перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в
движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные
навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах
 
(барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-
ритмических и художественных способностей.
 
Физическое развитие
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными
движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает
интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают
свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им
свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее
точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д.
К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической
скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3
раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы,
горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку.
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений,
при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими
навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с
мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом:
туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при
приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым
платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе,
пользуясь зеркалом, расческой).
 
Возрастная характеристика контингента детей 4-5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в
котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности
интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
Социально-коммуникативное развитие
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении,
особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок
приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и
другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей.
Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить
эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить
внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со
стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная
обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется
умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
 
10
 
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они
указывают на то, что дошкольники начинают отделят себя от принятой роли.
В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться
постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до
пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20
мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с
принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца
(соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление
произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои
эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы
переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка
отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости,
грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие,
сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений
(дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется
самостоятельность.
Речевое развитие
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за
пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим
становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает
в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она
вызывает интерес.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков
(кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех
или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи,
рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются
словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении
со взрослым становится внеситуативной.
Познавательное развитие
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая
 
мыслительная активность 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-
следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и
 
неживой природе, происхождение человека), профессиональной
деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться
представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам, более
развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать
форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в
сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные
 
11
 
объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному
признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и
ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем
памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает
складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на
запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое
стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети
оказываются способными использовать простыне схематизированные
изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость
внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в
течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6
деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а
также планирование последовательности действий.
Художественно-эстетическое развитие
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения
художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко
устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п.,
эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства
действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими
представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка
появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством,
со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение.
Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.
Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность.
Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети
рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения
животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской,
промывать по окончании работы. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и
ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5
годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной
формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы,
простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения
(пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом
вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской
деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной
мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети
делают первые попытки творчества.
Физическое развитие
 
12
 
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется
потребность в движении. Двигательная активность становится
целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения
становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется
высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка,
неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется
способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется
интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей
возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для
всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время
передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень
функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики.
Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие
преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на
толстую леску.
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки
(хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны
во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою
одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание,
раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
Возрастная характеристика контингента детей 5-6 лет
Социально-коммуникативное развитие
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок
нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые
контакты становятся все более длительными и активными. Дети
самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных
симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление
о совей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и
мужские качества, особенности проявления чувств).
Ярко проявляет интерес к игре.
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут
распределять роди до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь
роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и
по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении
ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого
поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором
выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются
контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной
персонаж.
 
13
 
Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния,
видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах,
интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.
В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда
выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются
планирование и самооценивание трудовой деятельности.
Речевое развитие
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и
взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и
неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при
чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика:
активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь:
дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только
главное, но и детали.
Познавательное развитие.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться
восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления
детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их
оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по
возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине.
Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте
продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только
решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно-логического мышления. 5-6 лет- это возраст творческого
воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные
правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в
которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют
различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали
постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают
обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность
может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети
 
14
 
могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов);
из природного материала.
Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может
изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих
из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются
представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно
может приготовить розовый и голубой цвет).
Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут
быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления
детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно
рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов,
но могут отличаться оригинальностью композиционного решения.
Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных
детей отличаются оригинальностью, креативностью.
В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по
форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов
прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на
музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального
восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо
произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения:
полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание
ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на
заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и
видах музыки.
Физическое развитие
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник
более совершенно овладевает различными видами движений. Тело
приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать
пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети
значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них
обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5
лет.
В период с 5 до 6 лет участия в играх соревновательного характера.
Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять
ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и
поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.).
Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у
мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
 
15
 
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук.
Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
 
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-
гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды,
 
выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема
пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки
способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
Возрастная характеристика контингента детей 6-7 лет (включительно)
Социально-коммуникативное развитие
К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство
собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной
деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения,
преодолению непосредственных желаний, если они противоречат
установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять
волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и
«должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать
трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения,
несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения —
один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи
взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной
жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды
для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами).
В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать
сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые
жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т.п. Игровые действия
становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда
открывается взрослому.
Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько
центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При
этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому
пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Если
логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры
взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и
сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению
устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается
большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений
и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно
«эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных
переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех
или иных действий и поступков.
 
16
 
Речевое развитие
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей В
недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и
формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно
слушает рассказы родителей, что них произошло на работе, живо
интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми
людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательное развитие
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения;
развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным
мышлением появляются элементы словесно-логического мышления.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в
значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том
числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности
детских образов.
Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности
время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей
появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям.
Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова,
счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам (включительно) дети в значительной степени освоили
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют
обобщенными способами анализа как изображений, так и построек.
Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными.
Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет
осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные
формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется
конструирование из природного материала.
Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет (включительно)
рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их
цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками
мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос,
военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс,
 
17
 
балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и
т.п.
 
При правильном подходе у детей формируются художественно-
творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение
 
человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда
может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят
и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному
расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам
(включительно) передать конкретные свойства предмета с натуры.
Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция,
готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к
взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата
собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое
воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый
характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи.
Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей
деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению
представлений о себе и своих возможностях.
Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
Ребенок определяет к какому жанру принадлежит прослушанное
произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию
(ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и
показать танцевальное или ритмическое движение.
Физическое развитие
К 7 годам (включительно) скелет ребенка становится более крепким,
поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют
гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость,
чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более
выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут
совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные
физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже
самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд
движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя
(произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты
своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного
характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку
радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде
(«мы выиграли, мы сильнее»).
 
18
 
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый,
 
худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-
гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
 
5. Планируемые результаты реализации программы
 
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности ребенка в
полноценном развитии как личности:
- формирует целостный положительный взгляд детей на окружающий мир
и место в этом мире человека;
- обогащает социальный опыт воспитанников, опыт коммуникативного
взаимодействия с окружающими;
- способствует успешной социализации дошкольников.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности
родителей (законных представителей):
- в предоставлении единой системы работы по социализации дошкольника,
что способствует развитию личностного потенциала ребёнка;
- в повышении авторитета детского сада среди родителей;
- способствует включению семьи в образовательный процесс;
- способствует созданию благоприятной, эмоционально-комфортной
обстановки в группе, снижает детскую тревожность, повышает
самооценку воспитанников, позволяет применять индивидуальный
подход в воспитании детей.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности
педагогов:
- способствует развитию мастерства педагогов, повышению
профессионального уровня и квалификации;
 
- согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-
специалистов, родителей (законных представителей) и координация их
 
деятельности.
К концу года:
- повышение родительской компетентности в вопросах благополучного
воспитания и развития своего ребенка;
- осознание родителями значимости своей педагогической деятельности,
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
и воспитателей;
- рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в
воспитании ребёнка, мероприятий детского сада;
 
19
 
- выражение родителями (законными представителями) обоснованного
мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных
предложений к педагогам и администрации ДОУ.
 
6. Этапы работы с родителями (законными представителями)
No Этапы Задачи
1. Подготовительный Заинтересовать и побудить родителей (законных
 
представителей) включиться в воспитательно-
образовательный процесс.
 
Проведение анкетирования родителей (законных
представителей) по определению готовности
ребенка к поступлению в детский сад (Приложение
No 1), по выявления запросов, интересов и
пожеланий при организации образовательной
деятельности в группе (Приложение No 2), по
экологическому воспитанию (Приложение No 3), по
ранней профориентации (Приложение No 4), по
воспитанию культуры безопасности у
дошкольников (Приложение No 5)
 
2. Просветительский Повышение педагогической культуры родителей
(законных представителей), а также повышение
профессионализма педагогов.
Обогащение родителей знаниями в вопросах
воспитания детей дошкольного возраста:
- информационный стенд;
- беседы;
- консультации;
- рекомендации;
- родительские собрания
 
3. Совместной
деятельности с
семьей
 
Формирование взаимодействия с семьей в
воспитании и занятиях с детьми.
Проведение семейных праздников, открытой
образовательной деятельности с обеспечением
возможности совместного участия родителей
(законных представителей) и детей.
Совместная деятельность родителей (законных
представителей) и педагогов по оборудованию
развивающей предметно-пространственной среды
группы
 
4 Заключительный Проведение анкетирования родителей
(законных представителей) по вопросам
 
20
 
удовлетворенности качеством образования
(Приложение No 6).
 
7. Формы и виды работы с семьей
 
No Формы Виды
1. Интерактивная • Анкетирование
2. Традиционная • Групповые родительские собрания
 
«О приоритетных направлениях деятельности
детского сада», «Возрастные особенности развития
детей»;
• Информирование родителей (законных
представителей) о ходе образовательного процесса:
«Дни открытых дверей», «Неделя здоровья»,
индивидуальные и групповые консультации;
• Привлечение родителей (законных представителей)
к семейным праздникам, развлечениям, прогулкам;
• Открытая образовательная деятельность.
3. Просветительская • Выпуск памяток, папок-передвижек
 
• Информационный стенд;
• Организация тематических выставок рисунков,
поделок, фотографий.
8. Срок реализации программы
 
Срок реализации программы 1 год.
Мониторинг результативности работы педагогов с родителями
(законными представителями) в 2020-2021 учебном году проводится 3 раза в
год: сентябрь 2020 г.; январь 2021 г; апрель 2021 г.
 
21
 
9. Содержание работы с родителями (законными представителями)
 
на 2021-2022 учебный год
 
No п/п Мероприятия Дата Группа
1 РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
1.1 Общее родительское собрание
Тема: «О приоритетных направлениях
деятельности учреждения в 2021-2022
учебном году»
 
сентябрь все возрастные группы
 
1.2 «Итоги 2021-2021 учебного года.
Перспективы на следующий учебный
год. Организация летнего периода»
 
май
 
1.3 Групповые родительские собрания
1.3.1 Тема: «Особенности физического и
психологического развития детей. Задачи
воспитательно-образовательной работы»
 
сентябрь все возрастные группы
 
1.3.2 Тема: «Перелистывая страницы учебного
года»
 
апрель-
май
 
все возрастные группы
 
1.3.3 Тема: «Итоги результатов адаптации детей в
Детском саду»
 
декабрь первая младшая
группы
 
1.3.4 Тема: «Детский сад и семья –
единоеобразовательное
пространство»
 
декабрь Вторые младшие,
средние, старшая
группы
 
1.3.5 Тема: «Ребенок идет в школу» декабрь разновозрастная группа
1.3.6 Тема: «Дети и родители на школьном
старте»
 
январь разновозрастная группа
2 КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
2.1 Тема: «Режим и его значение в жизни
ребенка»
 
сентябрь все возрастные группы
2.2 Тема: «В детский сад без слез» сентябрь Первые младшие, вторые
младшие группы
2.3 Темы: «Воспитание примером» сентябрь средняя группа
2.4 Тема: «Игра в жизни дошкольников» сентябрь старшая группа
2.5 Тема: «Развивающие игры детей
старшегодошкольного возраста»
 
сентябрь разновозрастная группа
 
2.6 Тема: «Учим ребенка договариваться со
сверстниками»
 
сентябрь разновозрастная группа
 
2.7 Тема: «Игры нашего двора. Подвижные
игры для детей 3-4 лет»
 
октябрь вторые младшие
группы
2.8 Тема: «Прогулка с детьми осенью» октябрь средние группы
2.9 Тема: «Занимательная математика для детей
старшего дошкольного возраста»
 
октябрь старшая группа
 
2.10 Тема: «Так ли важно рисование для
ребёнка?»
 
октябрь разновозрастная группа
2.11 Тема: «Учим ребенка общаться» октябрь разновозрастная группа
 
22
 
2.12 Тема: «Книга для ребенка 3-4 лет» ноябрь вторые младшие группа
 
No 1, 3
2.13 Тема: «Читайте детям сказки» ноябрь средние группы
2.14 Тема: «Игры для развития логического
мышления детей 4-5 лет»
 
ноябрь средние группы
2.15 Тема: «Ребенок и ПДД» ноябрь старшая группа
2.16 Тема: «Безопасность детей на улице» ноябрь разновозрастная группа
2.17 Тема: «О воспитании мальчиков и девочек» ноябрь разновозрастная группа
2.18 Тема: «Влияние семейного воспитания на
поведение ребёнка в детском саду»
 
декабрь вторые младшие
группы
 
2.19 Тема: «Профилактика детского
травматизма в зимний период»
 
декабрь старшая группа
2.20 Тема: «Скажите: «Нет» простуде!» декабрь средняя группа
2.21 Тема: «Воспитание экологической культуры
дошкольников»
 
декабрь разновозрастная группа
2.22 Тема: «Подвижные игры детей зимой» декабрь разновозрастная группа
2.23 Тема: «Берегите зрение ребёнка с детства!» декабрь разновозрастная группа
2.24 Тема: «Растим юного исследователя» январь вторые младшие группа
 
No 1, 3
2.25 Тема: «Кукольный театр для детей 3-4 лет» январь средние группы
2.26 Тема: «О детской дружбе» январь средние группы
2.27 Тема: «Творим вместе!» январь старшая группа
2.28 Тема: «Психологическая готовность детей к
школе»
 
январь разновозрастная группа
 
2.29 Тема: «Как провести выходной день с
детьми?»
 
январь разновозрастная группа
2.30 Тема: «На пороге школы» январь разновозрастная группа
2.31 Тема: «Математика для малышей» февраль вторые младшие
группы No 1, 3
 
2.32 Тема: «Зачем развивать мелкую моторику у
детей?»
 
февраль средние группы
 
2.33 Тема: «Почему важно отвечать на вопросы
ребенка? Развитие речи детей 5-6 лет»
 
февраль старшая группа
2.34 Тема: «Отец как воспитатель» февраль разновозрастная группа
2.35 Тема: «Ошибки воспитания, которые
совершать нельзя»»
 
февраль разновозрастная группа
2.36 Тема: «Театр своими руками» март вторые младшие группа
 
No 1, 3
 
23
 
2.37 Тема: «Здоровье ребёнка в наших руках» март средние группы
2.38 Тема: «Воспитание через знакомство с
народной культурой»
 
март старшая группа
2.39 Тема: «Как знакомить детей с природой?» март разновозрастная группа
2.40 Тема: «Народная мудрость о воспитании» март средние группы
2.41 Тема: «Кризис 6-7 лет, что мешает нашим
детям быть самостоятельными?»
 
март старшая группа
2.42 Тема: «Безопасность малышей в быту» апрель вторые младшие
группы
2.43 Тема: «Безопасность детей на дороге» апрель средние группы
2.44 Тема: «Соблюдение ПДД – залог
безопасности детей на дороге»
 
апрель старшая группа
 
2.45 Тема: «Трудовое воспитание ребёнка в
семье»
 
апрель разновозрастная группа
2.46 Тема: «Закаливание ребенка» апрель разновозрастная группа
2.47 Тема: «Как помочь эмоциональным детям?» апрель разновозрастная группа
2.48 Тема: «10 советов родителям по укреплению
физического здоровья детей»
 
апрель разновозрастная группа
2.49 Тема: «Детские капризы и упрямства» май вторые младшие группа
 
No 1, 3
2.50 Тема: «Игры с детьми в летний период» май средние группы
2.51 Тема: «Как организовать удачное лето?» май средние группы
2.52 Тема: «Занимательная математика с детьми в
летний период»
 
май старшая группа
2.53 Тема: «Выходные с пользой для здоровья» май разновозрастная группа
2.54 Тема: «Безопасность детей летом - забота
взрослых»
 
май разновозрастная группа
2.55 Тема: «Азбука дорожного движения» май разновозрастная группа
3. ПАПКИ-ПЕРЕДВИЖКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ПАМЯТКИ
3.1 Тема: «Возрастные особенности детей» сентябрь все группы
3.2 Тема: «Адаптация ребенка в детском саду» сентябрь вторые младшие
группы
 
3.3 Тема: «Осень. Игры с природным
материалом»
 
сентябрь старшая группа
3.4 Тема: «Наблюдения в природе осенью» сентябрь средняя группа
3.5 Тема: «Наблюдения в природе» сентябрь разновозрастная группа
3.6 Тема: «Закаливание малышей» октябрь вторые младшие группа
 
No 1, 3
 
3.7 Тема: «Пальчиковая гимнастика для детей 3-4
лет»
 
октябрь средние группы
 
24
3.8 Тема: «Компьютерные игры – плюсы и
минусы»
 
октябрь разновозрастная группа
3.9 Тема: «Мамины помощники» октябрь средняя группа
3.10 Памятка: «Родителям будущих
первоклассников»
 
октябрь разновозрастная группа
3.11 Тема: «Зеленый мир на окне» октябрь разновозрастная группа
3.12 Тема: «Забота о здоровье ребёнка» октябрь старшая группа
3.13 Тема: «Колючие опасности!» ноябрь вторые младшие группа
 
No 1, 3
 
3.14 Тема: «Рисуем, лепим, творим» ноябрь вторая младшая группа
 
No 4
 
3.15 Тема: «Осторожно: ГРИПП!» ноябрь старшая группа
3.16 Тема: «Детям о пожарной безопасности» ноябрь средняя группа
3.17 Тема: «Воспитание любви к родному краю» ноябрь разновозрастная группа
3.18 Тема: «Что необходимо знать
первокласснику»
 
ноябрь разновозрастная группа
3.19 Тема: «Как сохранить здоровье» ноябрь разновозрастная группа
3.20 Тема: «Досуг ребенка в новогодние
праздники»
 
декабрь вторые младшие
группы
3.21 Тема: «Безопасность детей зимой» декабрь старшая группа
3.22 Тема: «Границы дозволенности» декабрь средняя группа
3.23 Тема: «История Деда Мороза. Народные
традиции»
 
декабрь разновозрастная группа
3.24 Тема: «Новый год. Народные традиции» декабрь разновозрастная группа
3.25 Тема: «Убираем игрушки с желанием» январь вторые младшие группа
 
No 1, 3
 
3.26 Тема: «Безопасность малышей в быту» январь вторая младшая группа
 
No 4
 
3.27 Тема: «Маленький собеседник» январь средняя группа
3.28 Тема: «Воспитание любви к родному краю» январь старшая группа
3.29 Тема: «Домашняя лаборатория» январь разновозрастная группа
3.30 Тема: «Воспитание у детей любви к природе» февраль вторая младшая группа
 
No 4
 
3.31 Тема: «Физическая культура для малышей» февраль вторые младшие группа
 
No 1, 3
3.32 Тема: «Защитники Отечества» февраль старшая группа
3.33 Тема: «Правильное питание – залог
здоровья»
 
февраль средняя группа
 
3.34 Тема: «История праздника «День защитника
Отечества»
 
февраль разновозрастная группа
 
3.35 Тема: «Организация двигательной
активности детей дома»
 
февраль разновозрастная группа
3.36 Тема: «Наблюдаем весной» март вторые младшие
группы
 
25
 
3.37 Тема: «Советы по воспитанию внуков» март средняя группа
3.38 Тема: «Игры и наблюдения весной» март старшая группа
3.39 Тема: «К нам пришла Масленица. Народные
традиции»
 
март разновозрастная группа
3.40 Тема: «О правильном питании» март разновозрастная группа
3.41 Тема: «Безопасность ребенка в быту» апрель вторые младшие группа
 
No 1, 3
 
3.42 Тема: «Безопасность общения. Опасный
незнакомец»
 
апрель вторая младшая группа
 
No 4
 
3.43 Тема: «Детский рисунок – ключ к миру
ребенка»
 
апрель средняя группа
3.44 Тема: «Дошкольникам о космосе» апрель старшая группа
3.45 Тема: «Этот удивительный космос» апрель разновозрастная группа
3.46 Тема: «Как уберечь ребенка от травм?» май вторые младшие
группы
 
3.47 Тема: «Май: наблюдаем, играем,
запоминаем»
 
май средняя группа
 
3.48 Тема: «Дошкольникам о войне. День
Победы»
 
май старшая группа
3.49 Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто...» май разновозрастная группа
4 АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
4.1 Анкетирование родителей (законных
представителей) для выявления запросов,
интересов и пожеланий при организации
образовательной деятельности в учреждении
 
август
 
все группы
 
4.2 Анкетирование родителей (законных
представителей) «Ранняя профориентация
детей дошкольного возраста»
 
сентябрь
 
все группы
 
4.3 Анкетирование родителей (законных
представителей) «Экологическое воспитание
дошкольников»
 
декабрь
 
все группы
 
4.4 Анкетирование «Удовлетворенность
родителей (законных представителей)
работой МБДОУ «Детский сад No 79
«Соловушка» и его коллектива»
 
январь
 
все группы
 
4.5 Анкетирование родителей (законных
представителей) «Воспитание культуры
безопасности у дошкольников»
 
февраль
 
все группы
 
4.6 Анкетирование родителей (законных
представителей)
«Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
 
апрель
 
разновозрастная группа
 
5 ВЫСТАВКИ ДЕТСКОГО, СЕМЕЙНОГО ТВОРЧЕСТВА, ФОТОВЫСТАВКИ
5.1 Выставка рисунков «Осень» сентябрь вторые младшие
группы
5.2 Выставка детских работ «Осенний вальс» сентябрь средняя группа
5.3 Выставка детских работ «Букет осенних сентябрь старшая группа
 
26
 
листьев»
5.4 Выставка детских работ «Золотая осень» сентябрь разновозрастная группа
5.5 Выставка рисунков «Кем быть?» октябрь разновозрастная группа
5.6 Выставка детских работ «Флаг России» ноябрь все группы
5.7 Выставка рисунков «Елочка красавица» декабрь вторые младшие
группы
 
5.8 Выставка детских работ «Новогодние
снежинки»
 
декабрь средняя группа
5.9 Выставка рисунков «Снеговик-почтовик!» декабрь старшая группа
5.10 Выставка детских работ «Новогодняя ёлка» декабрь подготовительные к
школе группы
 
5.11 Выставка детских работ «Моя голубая
планета Земля»
 
март все группы
5.12 Выставка детских работ «Я в космосе» апрель вторые младшие,
средние группы
5.13 Выставка рисунков «Я – космонавт» апрель старшая,
 
разновозрастная группы
 
5.14 Выставка рисунков «Весна» май все группы
5.15 Выставка рисунков «Салют Победы» май все группы
5.16 Выставка детских работ «Цветы лета» май все группы
6 Семейные конкурсы, выставки
6.1 Выставка поделок-кукол «Мозаика
профессий»
 
сентябрь все группы
 
6.2 Конкурс рисунка «Природа города
Смоленска будущего»
 
октябрь старшая,
 
разновозрастная группы
 
6.3 Выставка поделок из фетра «Экологическое
лукошко»
 
ноябрь все группы
6.4 Выставка елочных игрушек «Зимние чудеса» декабрь все группы
6.5 Конкурс рисунков «Страна Безопасности» февраль старшая,
 
разновозрастная группы
 
6.6 Выставка поделок «Космические фантазии» апрель все группы
6.7 Конкурс рисунков «Грозно грянула война...» май старшая,
 
разновозрастная группы
 
7 Выставки детского творчества
7.1 Выставка детских рисунков «Мой любимый
город Смоленск»
 
сентябрь старшая,
разновозрастная
группы
 
7.2 Выставка поделок из природного материала
«Сказочные герои «Эколят – друзей и
защитников Природы»
 
октябрь разновозрастная группа
 
7.3 Выпуск стенгазеты «Зимние виды спорта»
(коллективная работа детей)
 
декабрь разновозрастная группа
 
7.4 Изготовление подарков, сувениров для пап февраль все группы
 
27
 
7.5 Изготовление подарков, сувениров для мам март все группы
7.6 Выставка детского рисунка «Природа – это
сказка!»
 
март старшая,
 
разновозрастная группы
 
7.7 Выставка детских поделок и рисунков
«Пасхальные фантазии»
 
апрель все группы
 
7.8 Выставка рисунков по пожарной
безопасности «Чтобы не было беды!»
 
апрель старшая,
 
разновозрастная группы
 
8 Фотовыставки
8.1 Фотовыставка «Я и мой город» сентябрь разновозрастная группа
8.2 Фотовыставка «Наши любимые мамочки» ноябрь средняя группа
8.3 Фотовыставка «Папы- наша гордость» февраль старшая группа
8.4 Фотовыставка «Дружная семья» май средняя, старшая
 
группы
 
28
 
10. Список литературы
 
1. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: «Сфера»,
2010.
2. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и
родителей. - М..: «Просвещение», 2011.
3. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей
в ДОУ: пособие. - М.: «Айрис-пресс», 2010.
4. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование,
конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
5. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей. - М.: «Белый Ветер», 2011.
6. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.
Меренков. - М.: «Дома учителя», 2009.
 
29
 
Приложение No 1
 
Анкета для родителей (законных представителей)
«Готов ли ваш ребенок к детскому саду?»
 
Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в
детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности
адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите
примерный прогноз для своего ребенка.
1) Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время
в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
2) Как ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
3) Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании
ребенка (укачивание, колыбельные)?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
4) Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2ч-3балла
1ч-1балл
5) Какой аппетит у вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
6) Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7) Просится ли ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет, и ходит мокрый - 1 балл
8) Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) - 1 балл
Нет - 3 балла
 
30
 
9) Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в
новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10) Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11) Как ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
12) Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13) Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
14) Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
15) Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
16) Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла
Тяжело - 1 балл
17) Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл
Нет - 3 балла.
Прогноз адаптации:
готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;
условно готов - 39-24 балла;
не готов - 23-16 баллов.
 
Благодарим Вас за сотрудничество!
 
31
 
Приложение No 2
 
Анкета по выявлению запросов родителей (законных представителей)
 
на дополнительные образовательные услуги
в МБДОУ «Детский сад No 52 «Аленький
цветочек»в 2021-2022 учебном году
 
1. Укажите возраст Вашего ребенка
2. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено
воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду?
 На общее развитие
 На подготовку к школе
 На развитие художественно-эстетического вкуса (музыкальная,
изобразительная, театрализованная деятельность)
 На приобщение к русской национальной культуре
 На воспитание экологической культуры
3. Какие дополнительные направления развития Вы желаете
для своего ребенка?
 Физкультурно-спортивное
 Художественно-эстетическое
 Социально-личностное
 Техническое
 Естественно-научное
 Туристско-краеведческое
 Интеллектуальное
4. Какой кружок (секцию), по вашему мнению, хотел бы посещать
Ваш ребёнок?
 
Благодарим за сотрудничество!
 
32
 
Приложение No 3
 
Анкета для родителей (законных представителей)
«Экологическое воспитание дошкольников»
 
Уважаемые родители!
 
Цель проведения данного анкетирования: выявить отношение родителей к
вопросам экологического образования дошкольников в нашем центре и его
осуществления в семье.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание
дошкольников?
 Да
 Нет
 Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
 
3. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона
(города)?
 Да
 Нет
 Не знаю
4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего
региона (города), чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
 Да
 Нет
 Не знаю
5. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния
окружающей среды?
 Да
 Нет
 Не знаю
6. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое
воспитание детей в семье?
 Беседы с ребенком о природе
 Подкормка птиц
 Отдых на природе
 Наблюдение за природными объектами
 Чтение художественной литературы природоведческого содержания
 
33
 
 Другие формы
7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
 Высокий
 Средний
 Низкий
8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
 Да. Каким образом?
 Нет
9. Какую информацию Вы хотели бы получить от нашего центра по
экологическому воспитанию дошкольников?
 
10. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические
темы в группе?
11. Как вы оцениваете работу нашего центра по экологическому воспитанию
дошкольников?
 
Благодарим Вас за сотрудничество!
 
34
 
Приложение No 5
 
Анкета для родителей (законных представителей)
«Воспитания культуры безопасности у детей»
 
Уважаемые родители! Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты.
Ваше мнение очень важно для нас. Только совместная согласованная работа
семьи и дошкольного учреждения, основанная на доверии и взаимной
поддержке, может стать основой полноценного воспитания ребенка.
1. Оцените, пожалуйста, возможный риск попадания Вашего ребёнка в
опасные ситуации по пятибалльной системе:
1.1. На дорогах.
1.2. На игровой площадке.
1.3. Дома.
1.4. В лесу.
1.5. На водоёме.
1.6.В общении со сверстниками.
1.7. В ситуации общения с незнакомыми людьми.
2. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребёнка какие-либо личностные или
поведенческие особенности, провоцирующие опасное поведение:
- гиперактивность, агрессивность, чрезмерная застенчивость, чрезмерная
неуверенность, рассеянное внимание, сильная подверженность чужому
влиянию (подчеркните нужное);
- другие подобные качества:
3. Можете ли Вы сказать о себе, что являетесь для своего ребенка образцом
безопасного поведения? (Нужное подчеркнуть).
3.1. Да, могу.
3.2. Это не всегда так.
3.3. Затрудняюсь ответить.
4. Считаете ли Вы необходимым наличие у Ваших детей навыков
безопасного поведения? (Нужное подчеркнуть).
4.1. Да.
4.2. Нет.
4.3. Затрудняюсь ответить.
5. Нужно ли специально обучать детей правилам безопасного поведения?
(Нужное подчеркнуть).
5.1. Да.
5.2. Нет.
5.3. Затрудняюсь ответить.
6. Кто, по Вашему мнению, должен заниматься обучением детей основам
безопасного поведения? (Распределите ответы по местам от 1 до 4).
7.1. Дошкольное учреждение
 
35
7.2. Специалисты ВДПО, полиции
7.3. Здравоохранение
7.4. Семья
7.5. Ваш вариант ответа _
8. Уделяется ли в Вашей семье внимание формированию у ребёнка культуры
безопасности? (Нужное подчеркнуть).
8.1. Да.
8.2. Нет.
8.3. Да, но недостаточно.
9. Если да, то какие методы воспитания Вы используете? (Нужное
подчеркнуть).
9.1. Читаем нравоучения.
9.2. Накладываем запреты.
9.3. Проводим беседы.
9.4. Анализируем с ребёнком опасные ситуации и вместе с ним
рассматриваем возможные выходы из данной ситуации.
9.5. Обсуждаем опасные ситуации на конкретных житейских примерах.
9.6. Другие методы
10. Обладаете ли Вы знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях
дошкольников, определяющих выбор методов формирования у них культуры
безопасности?
10.1. Да.
10.2. Нет.
10.3. В недостаточной мере.
11. Нуждаетесь ли Вы в оказании информационной поддержки со стороны
дошкольного учреждения по вопросам охраны жизни и здоровья детей
дошкольного возраста? (Нужное подчеркнуть).
11.1. Да.
11.2. Нет.
11.3. Затрудняюсь ответить.
12. Какой вид информационно – просветительской работы для Вас более
приемлем? (Нужное подчеркнуть).
12.1. Родительские собрания в дошкольном учреждении.
12.2. Индивидуальные консультации.
12.3. Групповые консультации.
12.4. Памятки, буклеты, информационные стенды, сообщения на сайте
дошкольного учреждения.
12.5. Родительские практикумы, семинары, тренинги.
12.6. Предоставление материала и (или) рекомендаций для самообразования.
12.7. Другие формы работы:
13. Готовы ли Вы к тесному сотрудничеству с дошкольным учреждением по
организации совместной работы в обеспечении личной безопасности Ваших
детей и воспитанию у них культуры безопасности? (Нужное подчеркнуть).
 
36
 
13.1. Да, готов (а).
13.1. Нет, не готов (а).
13.3. Готов (а), при условии
14. Если да, то, какие формы сотрудничества с дошкольным учреждением
Вас привлекают? (Нужное подчеркнуть).
14.1. Участие в различных тематических конкурсах, викторинах,
развлечениях для детей и родителей.
14.2. Помощь в организации целевых прогулок, экскурсий.
14.3. Помощь в изготовлении костюмов, различных пособий.
14.4. Непосредственное участие в реализации образовательной программы.
14.5. Ваш вариант: _
15. Какие темы для обсуждения и детального изучения были бы Вам
интересны? (Нужное подчеркнуть).
15.1. Возрастные особенности дошкольников, определяющие необходимость
обеспечения присмотра, опеки, защиты, формирования культуры
безопасности.
15.2. Потенциальные опасности, их источники. Потребность в безопасности –
базовая потребность ребенка. Права ребёнка и обязанности родителей.
15.3. Физическая безопасность.
15.4. Психологическая безопасность. Психологическая безопасность и стили
семейного воспитания. Безопасность игрушек. Влияние телевидения и
компьютерных игр на психику ребенка.
15.5. Собственная культура безопасности родителей, компетентность в
формировании культуры безопасности у детей.
15.6. Ребёнок и безопасность. Индивидуальные особенности детей и
специфика формирования культуры безопасности. Выбор форм и методов
семейного воспитания с учётом воспитания, с учётом индивидуальных
особенностей ребенка.
15.7. Ваш вариант: _
Благодарим Вас за ответы. Надеемся на тесное сотрудничество!
 
37
 
Приложение No 6
 
АНКЕТА
 
«Удовлетворенность родителей (законных представителей)
работой МБДОУ «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»
и его коллектива» в 2021-2022 учебном году
 
Прочитайте 10 утверждений, оцените каждое, выбрав один из вариантов
ответа: ДА, НЕТ, ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ
Уважаемые родители, удовлетворены ли Вы: Да Нет Затрудняюсь
ответить
 
1. Качеством образования (обучение и воспитание),
которое получает Ваш ребёнок.
2. Организацией учебно-воспитательного процесса.
3. Степенью информированности о деятельности
образовательного учреждения посредством
информационных технологий (сайт образовательного
учреждения, наглядная информация).
4. Состоянием материально-технической базы
учреждения.
5. Организацией питания в учебном учреждении.
6. Санитарно-гигиеническими условиями.
7. Возможностью получения консультаций или
рекомендаций по вопросам развития, воспитания
ребенка.
8. Взаимоотношениями педагогов с обучающимися
(воспитанниками).
9. Своевременностью и достаточность наглядной
информации о жизни детей и вашего ребенка в группе.
10. Качеством дополнительных образовательных услуг
(кружков, секций

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в работе с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ

Взаимодействие детского сaда и семьи в свете Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк наилучшие...

Перспективный план работы с родителями (законными представителями воспитанников) на 2018-2019 учебный год

Перспективный план работы с родителями (законными представителями воспитанников)на 2018-2019 учебный год...

Планирование работы с родителями (законными представителями) воспитанников группы

Цель сотрудничества с семьями воспитанников: создание в группе необходимых условий для развития ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ...

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников МБДОУ

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников МБДОУ...

Программа работы с родителями (законными представителями) воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска на 2021 – 2022 учебный год

Сотрудничество с родителями является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса. Только при обоюдном старании родителей и коллектива работников дошкольного учреждения будут ...

Программа работы с родителями (законными представителями) воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска на 2021 – 2022 учебный год

Программа работы с родителями (законными представителями) воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города...

Программа работы с родителями (законными представителями) воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска на 2021 – 2022 учебный год

Сотрудничество с родителями является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса. Только при обоюдном старании родителей и коллектива работников дошкольного учреждения будут создан...