Консультация "Память"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развиваем память у детей».
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями, навыками предполагает определённый уровень развития памяти детей.
Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребёнка развита память, может ли ребёнок быстро и качественно запоминать материал.
Со стороны родителей и учителей бывают жалобы на плохую память ребёнка. В то же время родители говорят, что их ребёнок великолепно запоминает рекламу по телевизору или может точно пересказать очередной сериал.
Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание (нужны волевые усилия намеренно что – то запомнить), а во втором действует непроизвольное (запоминание происходит автоматически, без особых усилий), основанное на интересе и эмоциях.
Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Обычно ребёнок легче запоминает всё новое, яркое, интересное для него, то есть у него лучше развита непроизвольная память
Память человека — это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. По времени удержания образа память разделяют на долговременную и кратковременную.
Кратковременная память – воспроизведение спустя несколько секунд после получения информации.
Долговременная память – способность хранить информацию в течение неограниченного срока, воспроизведение через достаточно длительное время.
Память подразделяется и в зависимости от органа чувств, который участвует в восприятии: бывает зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. В зависимости от вида информации память делится на словесную, образную и двигательную, а также эмоциональную.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и т.п.)
Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память.
В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая.
Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов.
Слуховая – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.
Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации.
Эмоциональная память – память на пережитые чувства.
На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий.
Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежка), а другая часть к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается то, что хорошо понято.
Свойства памяти:
Объем – сколько информации человек может сохранить.
Прочность – насколько долго человек сохраняет воспринятое.
Точность – насколько правильно воспроизводит воспринятое.
Большую роль в развитии памяти у ребенка играют слуховые и зрительные впечатления.
Запоминание в младшем дошкольном возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы всё, что воспринимает, легко и точно припомнить в последствие). Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память.
В возрасте 5-7 лет преобладает наглядно - образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая.
Основная задача взрослых, родителей и педагогов – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти у детей.