Что такое дисграфия?
статья (старшая, подготовительная группа)
Одним из серьезных препятствий в овладении детьми грамотной речью и усвоении грамматики родного языка является дисграфия (нарушение письма)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_disgrafiya.docx | 190.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое дисграфия?
Одним из серьезных препятствий в овладении детьми грамотной речью и усвоении грамматики родного языка является дисграфия (нарушение письма).
Многие родители считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами детьми: неумением слушать, невнимательностью и т.д. На самом деле в основе ошибок лежат более серьезные причины - плохо сформированные звуковая и грамматическая стороны речи.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль распространенным предложением, напоминание причинно-следственных связей приводит к тому, что дети на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.
Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой и вызывают общее негативное отношение детей к процессу обучения.
На что нужно обратить внимание?
- Если у ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;
- Если ребенок - левша;
- Если ребенок - переученный левша;
- Если ребенку ставили ОНР или ФФНР;
- Если ребенок соматически ослаблен;
- Если ребенок слишком рано идет в школу;
- Если у ребенка выявлена недостаточная сформированность звукобуквенного анализа и синтеза;
- Если у ребенка имеются трудности с мелкой моторикой;
- Если в семье говорят на двух и более языках;
- Если ребенок имеет вялую артикуляцию (нечеткое, смазанное произношение);
- Если ребенок заторможен или, наоборот, излишне активен;
- Если у ребенка есть проблемы с вниманием и памятью.
Профилактика дисграфии у дошкольников
- Одно из необходимых условий предупредительного воздействия - раннее распознование настораживающих признаков речевого развития.
- Важно не позднее 4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к ее развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.
- Надо преодолевать звуковые замены в речи, формировать кинестетические (тактительные ощущения) образы звуков, что при внутреннем проговаривании происходила опора на правильную артикуляцию звуков.
- Также должна быть проведена коррекция нарушений слоговой структуры слова, т.к. это одна из причин возникновения дисграфии у дошкольников
Рекомендации родителям для профилактики дисграфии у ребенка
- Используйте игры и упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа, развитие речевого слуха. Например, назовите ребенку какое-либо слово и попросите назвать место определенного звука в этом слове;
- Уточняйте и развивайте пространственные представления (право-лево, над-под, сзади-спереди и т.д.);
- Повторяйте алфавит. Выясните, какие буквы гласные, какие согласные. Выкладывайте с ребенком буквы из разных предметов (проволоки, бусинок, веревочек, пластилина), обращая внимание на элементы этих букв;
- Приведите “словарь” ребенка в соответствие с возрастной нормой:
- Знания о себе и своей семье (день рождения, домашний адрес, полные имена родителей, профессии и т.д.);
- Знание детенышей животных (цыплята, телята, ягнята и т.д.);
- Знание основных обобщений (одежда, обувь, транспорт, животные, деревья и т.д.);
- Временные отношения - знание времен года (их признаков и порядок смены), месяцев, дней недели.
- Развивайте связную речь (описание предметов - какой?, рассказывание и придумывание сказок, пересказ просмотренных мультфильмов и прослушанных сказок, беседа и т.п
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...