Что такое дисграфия?
статья (старшая, подготовительная группа)

Дрыкина Анастасия Сергеевна

Одним из серьезных препятствий в овладении детьми грамотной речью и усвоении грамматики родного языка является дисграфия (нарушение письма)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_disgrafiya.docx190.01 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое дисграфия? 

Одним из серьезных препятствий в овладении детьми грамотной речью и усвоении грамматики родного языка является дисграфия (нарушение письма).https://fl.chipi-english.com/column/theme01/img/img24_1.png

Многие родители считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами детьми: неумением слушать, невнимательностью и т.д. На самом деле в основе ошибок лежат более серьезные причины - плохо сформированные звуковая и грамматическая стороны речи.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль распространенным предложением, напоминание причинно-следственных связей приводит к тому, что дети на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой и вызывают общее негативное отношение детей к процессу обучения.

На что нужно обратить внимание?

  • Если у ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;
  • Если ребенок - левша;
  • Если ребенок - переученный левша;
  • Если ребенку ставили ОНР или ФФНР;
  • Если ребенок соматически ослаблен;
  • Если ребенок слишком рано идет в школу;
  • Если у ребенка выявлена недостаточная сформированность звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Если у ребенка имеются трудности с мелкой моторикой;
  • Если в семье говорят на двух и более языках;
  • Если ребенок имеет вялую артикуляцию (нечеткое, смазанное произношение);
  • Если ребенок заторможен или, наоборот, излишне активен;
  • Если у ребенка есть проблемы с вниманием и памятью.

Профилактика дисграфии у дошкольников

  • Одно из необходимых условий предупредительного воздействия - раннее распознование настораживающих признаков речевого развития.
  • Важно не позднее 4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к ее развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.https://www.karusel-tv.ru/media/suit/in1200x720/media/broadcast_cover/2020/03/1584026500240877_524_1.jpg
  • Надо преодолевать звуковые замены в речи, формировать кинестетические (тактительные ощущения) образы звуков, что при внутреннем проговаривании происходила опора на правильную артикуляцию звуков.
  • Также должна быть проведена коррекция нарушений слоговой структуры слова, т.к. это одна из причин возникновения дисграфии у дошкольников

Рекомендации родителям для профилактики дисграфии у ребенка

  1. Используйте игры и упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа, развитие речевого слуха. Например, назовите ребенку какое-либо слово и попросите назвать место определенного звука в этом слове;
  2. Уточняйте и развивайте пространственные представления (право-лево, над-под, сзади-спереди и т.д.);
  3. Повторяйте алфавит. Выясните, какие буквы гласные, какие согласные. Выкладывайте с ребенком буквы из разных предметов (проволоки, бусинок, веревочек, пластилина), обращая внимание на элементы этих букв;
  4. Приведите “словарь” ребенка в соответствие с возрастной нормой:
  1. Знания о себе и своей семье (день рождения, домашний адрес, полные имена родителей, профессии и т.д.);
  2. Знание детенышей животных (цыплята, телята, ягнята и т.д.);
  3. Знание основных обобщений (одежда, обувь, транспорт, животные, деревья и т.д.);
  4. Временные отношения - знание времен года (их признаков и порядок смены), месяцев, дней недели.
  1. Развивайте связную речь (описание предметов - какой?, рассказывание и придумывание сказок, пересказ просмотренных мультфильмов и прослушанных сказок, беседа и т.п

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...