Консультация для родителей на тему «Развивающие игры для дошкольников»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Росицкая Галина Евгеньевна


      Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

    Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_razvivayushchie_igry.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для родителей на тему

«Развивающие игры для дошкольников»


     Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

    Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

   Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

Игра «Верю – не верю». 

    Дети невероятно доверчивы. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:

«Все люди спят»

«Все яблоки сладкие»

«Дождь бывает холодный и теплый»

«Все животные впадают в зимнюю спячку»

«Летом мы ходим в шубах»

«Слоны умеют летать»

«Арбузы растут на деревьях»

«Корабли плавают по суше»

«Зимой всегда пасмурно»

«Солнце светит только утром и вечером»

«Ни один человек не может жить без воды»

   Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

Примеры фраз:

«Сок можно есть ложкой» (Да, если он замороженный)

«Мороженое можно выпить» (Да, если оно растает)

«Снег бывает только зимой» (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой – например, на полюсах)

«По воде можно ходить» (Да, если она замерзнет)

«Все птицы летают» (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин)

«Назови одним словом».

   Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом. Примеры заданий:

«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (Здание)

«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (Родственники)

«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (Канцтовары)

«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (Транспорт)

«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (Мужские имена)

«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (Ягода)

«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (Мебель)

Игра «Ассоциация».

   У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра)

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги)

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать)

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья)

«Дорисуй фигуру».

     Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).

    Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.

Игра в «Солдатики».

     В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира»-взрослого «солдатик»-ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

«Убиральная машина».

    Обычно родители хорошо знают, как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки. Однако требование беспрекословного выполнения не только сложно (ведь ребенок еще не научился подчиняться необходимости), но и опасно, так как формирующаяся воля ребенка может «сломаться» на всю жизнь. Тем не менее, переходить от «хочу» к «надо» необходимо хотя бы для школы.  Попробуйте изменить  вариант игры, где «хочу» и «надо» соединяются: пусть ваш малыш побудет «убиральной машиной». «Включите» его, а сами периодически проверяйте, хороша ли «убиральная машина». Иногда ее приходится «чинить». Дети могут в роли «машины» совершать настоящие чудеса. Эта игра хороша для тех ребят, у кого еще не сформирована собранность, или произвольность, как называют ее психологи.

«Зеркало».

   Если ваш ребенок «зеркалит», то подобное можно «вылечить» подобным. Продиктуйте ему буквы, цифры, которые он обычно изображает неправильно. А потом приставьте зеркало. Пусть ребенок сравнит зеркальное изображение с написанным. Пусть напишет буквы и цифры так, как они видны в зеркале.

«Последовательные картинки».

    Разложить по порядку и придумать рассказ. Такие картинки часто встречаются в детских журналах.

Игры с фишками. Развивают представление о натуральном ряде чисел, внимание, зрительное восприятие, умение работать в группе.

Игра с лото. Развивает внимание, логическое мышление, произвольность.

Отыскивание букв по «Азбуке». Работать можно с группой детей, тогда «Азбука» должна быть большая и висеть на доске. «Какая буква находится на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М?».

«Левее-правее»: вариант игры «Горячо-холодно». Наряду со словами «горячо-холодно» говорим «левее-правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

«Отгадай число».

   Взрослый задумывает число (в пределах десятка или сотни, в зависимости от подготовки ребенка), а ребенок пытается его отгадать за возможно меньшее количество ходов. Тот, кто загадал число, может отвечать только «больше» или «меньше». Потом партнеры меняются. Когда число загадывает взрослый, он может объяснить ход своих рассуждений и даже нарисовать картинку числового ряда (можно взять для этого портновский сантиметр): «Я называю число «5», так как оно находится посередине числового ряда от 1 до 10. Затем следующий отрезок делю пополам, и так далее, пока не отгадаю».

«Поиск клада».

   Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т.п.

«Придумай и отгадай загадку».

    Вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, пушистое, холодное? – снег» и т.п. Предложите ребенку найти все круглое, все квадратное, деревянное и т.п. Похвалите его за усилия.

     В такие игры лучше играть совместно с другими детьми. Во все эти игры можно играть на прогулке, по дороге в магазин, дома. Чем чаще и с большим удовольствием будете играть, тем лучше.

     Очень важно приучать ребенка «чувствовать время». Есть даже исследования, в которых утверждается, что чувство времени связано с интеллектуальным развитием. Категорию времени ребенок осваивает долго. Пожалуй, о сформированности временных представлений можно говорить только к 10 годам. Тем не менее, проблемой временных представлений заниматься надо. Ощущение времени тесно связано с умением планировать свою деятельность, контролировать результаты. Следовательно, ощущение времени связано с произвольностью.

    Время – это цепь событий, выражение их последовательности. Формирование ощущения времени связано с развитием «последовательных» видов деятельности: чтения, письма. Дошкольник видит мир как бы вне времени, целиком. Для него безразлично, где начало и где конец. При освоении чтения или письма ребенок может, как при рисовании, начать читать или писать в обратном порядке, а может и в прямом. Для него этот порядок пока не важен. Только с освоением элементов времени усваивается и строгий порядок чтения и письма. Поэтому, развивая способность ребенка чувствовать время, Вы способствуете развитию его лево-правой ориентировки, а также способности следовать поставленной цели.

     Формировать у ребенка чувство времени можно не только как отдельную задачу (представление о временах года, месяцах, сутках), но и во время любых занятий ребенка. Скажите своему малышу, что, скажем, играть в компьютерные игры он может ровно полчаса: это половина круга, который пройдет большая (минутная) стрелка. Пусть ребенок сам скажет Вам, прошли полчаса или нет. Проверьте его. Аналогично можно использовать другие занятия малыша, которые требуют собранности или временных ограничений (за исключением игры и рисования, где ограничивать ребенка нежелательно). При выполнении домашнего задания (чтение) объявите ребенку, что читать надо 15 (20) минут. Покажите ему на часах, как изменит свое положение стрелка.  

      Во время игр на улице, когда малышу уже пора домой, скажите ему, что он должен идти домой, скажем, через 5 минут – это ровно столько, сколько времени ему надо, чтобы обойти дом и т.п.

Тренировка навыков письма. 

Упражнения по тренировке моторики должны доставлять ребенку удовольствие и не должны превышать 10-15 минут.

1. Тренировку навыков письма необходимо начать с постановки руки: многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться известным способом «метки»: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, одна на подушечке указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, где правильно ложится ручка.

2. Упражнения по штриховке выполнять по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или другую несложную плоскую форму. Затем ребенок должен полученный контур заштриховать (по вертикали, горизонтали, наискосок). Родители обязательно должны показать образец штриховки.

3. Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно более аккуратно. Взрослый обязательно должен оценивать успехи ребенка, поддерживая его даже малейшие успехи: при этом можно поиграть «в школу».

4. Копирование контура булавкой. Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка из поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить (убрав поролон).

5. Завязывание – развязывание узелков и бантиков, заплетание-расплетание косы: работа с бельевой веревкой, со шнурками. Можно попросить ребенка работать на «скорость». По мере освоения упражнения веревка становится все более тонкой. Девочки могут заплетать косы своим куклам, если у тех достаточно длинные волосы.

6. Вырезание фигур ножницами по контуру (бумажной куклы, например).

Пальчиковая гимнастика.

1. Массаж пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения. Повторять массаж (самомассаж) пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивать поглаживающими движениями. Массаж пальчиков проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.

2. «Приветствие футболистов»: дотронуться до каждого пальчика – «члена футбольной команды» и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!». Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Упражнение повторять около 5 раз.

3. «Волны»: ребенок пытается сделать «волны» кистями рук. Повторить обеими руками 2-3 раза.

4. «Крестики-нолики»: ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.

5. «Колокольчики»: ребенок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.

6. Упражнение «змейка»: ребенок пытается дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальчиков в отдельности, то до основания этого же пальчика, то как можно дальше до ладони. Повторить упражнение пальчиками обеих рук 3-4 раза.

7. «Музыка»: ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3-4 раза.

8. «Ножницы»: ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный пальчик от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.

9. «Круги»: ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук. Повторить 5 раз.

10. Повторение упражнений 3, 5, затем массаж. При возможности можно провести игру «театр теней». После проведения пальчиковой гимнастики, можно поиграть с ребенком, обучив его изображать с помощью рук различные персонажи теневого театра (собаку, утку, лань).

    Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, обязательно до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений упражнений можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Развивающие игры из подручного материала для детей младшего дошкольного возраста".

Это консультация содержит практические материалы ,которые помогут родителям  играть с ребенком дома не только в интересные,но и развивающие игры из подручного материала....

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры из подручного материала»

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры из подручного материала»Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации-прикосновения. Детям необходимо ...

Консультация для родителей на тему «Развивающие игры с песком и водой».

Консультация для родителей на тему «Развивающие игры с песком и водой». Цель: расширить представления родителей о детском экспериментировании, познакомить с разнообразными приемами работы с водой и пе...

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры – ТРИЗ».

Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения....

Консультация для родителей на тему: "Развивающие игры В.В. Воскобовича"

Консультация предназначена для родителей дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему «Развивающие игры и упражнения на внимание»

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств прив...

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...