Консультация для родителей "Как формируется самостоятельность личности"
консультация

Дергунова Татьяна Валерьевна

Самостоятельность - это важное качество зрелой личности, которое особенно ценится в современном мире. Детская самостоятельность тесно связана с сепарацией (отделением) ребенка от взрослых. Как и любое качество характера, самостоятельность по наследству, увы, не передается. Она формируется с раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ФОРМИРУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ?

Независимые и ответственные личности вызывают уважение, пользуются авторитетом. Самостоятельность - это важное качество зрелой личности, которое особенно ценится в современном мире. Детская самостоятельность тесно связана с сепарацией (отделением) ребенка от взрослых. Как и любое качество характера, самостоятельность по наследству, увы, не передается. Она формируется с раннего детства, но здесь возникает противоречие. Ребенок долго остается беспомощным и зависимым от мамы, близких взрослых, с одной стороны. А с другой, именно в этот период создаются предпосылки будущей самостоятельности.

В течение первого года жизни закладывается базовое доверие к миру. Человек, доверяющий миру, более открыт, ему проще проявлять активность и инициативу, а также справляться с неудачей. Такое доверие формируется при условии, если малыш растет в безопасной среде. Поддерживающая атмосфера, любовь и забота, своевременное удовлетворение потребностей малыша позволяют сформировать у него доверие к миру.

НО... Если у ребёнка инфантильные или слишком тревожные родители, которые игнорируют или не понимают желания малыша, часто оставляют его в одиночестве, без еды, внимания, лишая его эмоционального общения, то доверие к окружающему миру не формируется. У ребенка в условиях нестабильности закладывается тревожность, подозрительность, недоверие к миру. Это чувство остается с человеком всю жизнь. Оно осложняет дальнейшее развитие личности, не позволяет полностью раскрыться ее потенциалу.

Боязнь неудач и разочарований удерживает человека от активных действий. Если он сделал первый шаг к цели, и появились преграды, то чаще всего человек не готов ко 2-ой попытке. Он начинает переживать, а в СВОИХ неудачах чаще обвиняет близких и обстоятельства. Но, самое главное, состоит в том, что, к сожалению, базовое НЕДОВЕРИЕ К МИРУ сложно поддается коррекции.

С года до трех лет при родительской поддержке ребенка, когда он начинает ползать, а потом осваивает ходьбу, зарождается АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ. Изучая мир, малыш немного отдаляется от мамы, но после этого снова ищет ее взглядом, возвращается к ней. Если он получает от нее поддержку, одобрение, то с удовольствием продолжает исследование окружающего. Детям, у которых нет базового доверия к миру нужно больше. Ее участие родителей на этом этапе, чтобы у малыша сформировалась автономия.

В развитии личности выделяются несколько благоприятных периодов для формирования самостоятельности, когда человек начинает отстаивать свое право на сепарацию. На этих этапах родителям нужно активно поддерживать ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Возраст «Я сам» (2-3 года).

ВАЖНО! Кризис трех лет будет проходить спокойнее, если кроме базового ДОВЕРИЯ К МИРУ у ребенка сформировалась АВТОНОМИЯ. При этом важна роль отца, который уже с первых дней способствует тому, чтобы постепенно разделить симбиоз крохи с мамой. Он поддерживает ребенка в проявлении самостоятельности и активности во внешнем мире, способствуя социализации малыша.
С 2,5-3,5 лет малыш отделяет себя от окружающих, называет себя местоимением "Я", он начинает познавать себя, свои желания. В этот период у него есть стремление и потребность быть, как взрослый. Родителям важно не упустить момент и поощрять в малыше зарождающуюся активность, инициативу. В тоже время возможности ребенка крайне ограничены и от недовольных взрослых он часто слышит о запретах и наказаниях.

Все это приводит к тому, что стремление к самостоятельности у малыша выражается в упрямстве и протестном поведении. Выход для проявления самостоятельности и независимости дети получают в сюжетно-ролевой игре. Там они могут быть, как мама, как папа и т.д. Наличие единых требований к ребенку, четкие правила и запреты помогают семье пережить этот непростой период достойно.

В современной педагогике разработан алгоритм формирования любого навыка, опирающийся на концепцию, сформулированную в 30-е гг Л. С. Выготским, о зонах актуального и ближайшего развития. Этот подход эффективен и для воспитания самостоятельности у ребенка.

Три ступени к самостоятельности, которые надо пройти вместе с ребенком.

1 ступень. Делает взрослый.
Вы своим примером показываете ребенку, что от него требуется, при этом не следует делать упор, что вы учите малыша новому действию. Выбирайте для малыша посильную задачу. Если родители хотят научить его самостоятельно убирать игрушки после игры, вы в конц игры берете коробку и складываете в нее все игрушки. Обязательно комментируйте для ребенка все свои действия: «Сейчас мы будем убирать игрушки. Вот большая красная коробка — это прекрасный дом для игрушек. В нем они будут отдыхать ночью. Мы складываем их аккуратно в коробку по порядку. Давай поблагодарим игрушки за интересный вечер». Все эти действия выполняются, как продолжение игры.

2 ступень. Делаем вместе.

На этом этапе важны совместные действия взрослого с ребенком. Вы помогаете малышу, действуя спокойно и постепенно. Продолжая игру с ребенком, можно сообщить: «Ты помнишь, игрушки ночью тоже отдыхают. А где домик, в котором им удобно отдыхать? Давай поможем игрушкам найти свой дом и положим их друг за другом. Пожелай им сладких снов!». Этот этап бывает длительным по времени, ребенок может что-то путать, делать ошибки. Для обучения выбирайте время, когда он не утомлен, в хорошем настроении. Замечания и критика недопустимы, а вот поддержка и поощрения за старания обязательны. В уборку игрушек можно вносить коррективы, если какие-то действия ребенку пока не под силу.

3 ступень. Делает сам.
Скоро вы почувствуете, что ребенок не нуждается в помощи, ему достаточно напоминания, где игрушки отдыхают ночью, а взрослый просто будет находится рядом. Завтра попробуйте оставить малыша, просто попросив убрать игрушки в коробку после игры.

Не забывайте поощрять ребенка за активность и инициативу. Кстати, режим дня и ритуалы очень помогают в развитии самостоятельности. Малыш, опираясь на свой опыт, образы-напоминалки на доске для рисования, будет учиться планированию и дисциплине.

Разрешайте детям участвовать в делах, когда у них возникает желание, даже если они не умеют это делать. Похвалите ребенка развернуто за старания и усилия, поддержите в случае неудачи!

У родителей есть еще шансы для формирования самостоятельности и ответственности в ребенке:

— в конце дошкольного возраста (6,5-7,5 лет), т.е (вступление в школьный возраст);

— примерно с 10 лет, в начале подросткового периода;

— переход в юношеский возраст (16-17 лет).

ПОМНИТЕ, если родителям удается сломить ребенка, то уже после 4 лет они редко слышат от него: "Я сам!" А в подростковом возрасте борьба личности за сепарацию и самостоятельность может проходить более активно, доставляя родителям немало бессонных ночей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формируем самостоятельность

рекомендации для родителей...

Эссе на тему: «Создание условий для формирования здоровье-формирующей культуры личности детей дошкольного возраста»

Формирование здорового поколения - это одна из главных задач развития нашей страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Поэтому задача любого ДОУ - п...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельной личности»

Уважаемые, родители. Самозабвенно заботясь о своих драгоценных малышах, не забывайте о том, что главная функция каждого родителя- воспитать самостоятельную личность, готовую преодолевать трудности и п...

Консультация для родителей «Формируем здоровую самооценку ребенка или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»

Материал содержит определение понятия "самооценка"; виды самооценки; особенности ребены заниженной самооцека с завышенной и заниженной самооценкой; причины заниженной самооценки; рекомендаци...

Консультация для родителей «КАК ФОРМИРУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ»

Консультация для родителей      «КАК ФОРМИРУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ»...

Формируем творческую личность ( презентация)

Истоки творчества ребенка лежат непосредственно в его детстве, в первоначальном обучении, эмоциональном насыщении детских лет. Для того, чтобы творчески развить ребенка, измениться нужно в первую очер...

Методическая разработка для родителей детей 2 младшей группы по теме: «Формируем самостоятельность у детей»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий...