Что такое логопедический пункт?
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Северяночка»
Общее родительское собрание №1
Что такое логопедический пункт?
Подготовила учитель-логопед:
Кашапова Л.Я.
-Здравствуйте, уважаемые родители!
Ребенок, шаг за шагом, учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. В 2 года появляются звуки В, Ф, Г, К, Д, Т; в 3 года - С, З, Ц; в 4 года - Ш, Ж; в 5 лет- Р, Л.
Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Важно не упустить момент, вовремя обратиться к специалисту! По мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Самый благоприятный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст.
В нашем ДОУ функционирует логопедический пункт, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую группу.
1. Основные задачи
Учитель-логопед не только исправляет нарушенные звуки, вызывает отсутствующие, но и развивает:
- фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки), связную речь;
- формирует грамматический строй;
- расширяет, обогащает словарь запас.
2. Кто подлежит зачислению в логопункт?
На логопункт зачисляются дети 5-7 лет. В первую очередь дети 6 лет, которым через год поступать в школу. А также дети с ОВЗ. Если остаются места, то зачисляется часть детей старших групп. Основанием являются: результаты обследования речи ребенка, заключение консилиума и заявление родителя. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь.
Дети младшего возраста могут получить консультативную помощь.
3. Порядок зачисления детей в логопедический пункт.
В конце учебного года составляется предварительный список детей, подлежащих зачислению в логопункт. В первую неделю сентября, проводится повторное обследование и зачисление детей приказом Заведующего МБДОУ.
4. С какими логопедическими заключениями принимаются дети?
.Общее недоразвитие речи с дизартрией - это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия.
ФНР (фонетическое недоразвитие речи) нарушение произношения отдельных звуков.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
5. Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопункте, не превышает 25 человек.
Сроки работы с каждым из детей различаются, так как у них разные виды речевых заключений. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, из стоящих в очереди.
6. В каком режиме проходят занятия на ЛОГОПУНКТЕ? Индивидуальные и подгрупповые занятия - 2 или 3 раза в неделю. Частота занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения. Во вторую половину дня учитель-логопед работает – 1 раз в неделю, в этот день проводятся индивидуальные занятия для родителей с детьми и консультации с родителями.
7. Результаты обследования речи детей подготовительных групп
Из 82 обследованных детей подготовительных групп:
-чистое звукопроизношение -18 детей (6+8+4); 64
-с нарушением одного и двух звуков 26 (11+9+6детей);
-с нарушением трех и более звуков 39 детей
Из 54 обследованных детей старших групп:
чистое звукопроизношение -4 детей
с нарушением свистящих и шипящих -19 детей
Дети средних групп обследуются в течение учебного года.
Младшие дети обследуются по запросу родителей.
8. Роль родителей в коррекции речевых нарушений
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопункта определяет совместная работа учителя-логопеда и родителей. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми способами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Сроки коррекционной работы сокращаются, при выполнении рекомендаций логопеда. Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
- обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
- выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
- выполнять лечение, назначенное неврологом;
- осуществлять контроль за речью ребенка.
А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
- ошибки на письме и при чтении; снижение самооценки;
Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей.
Задачи:
- Познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы в условиях логопункта;
- Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы логопеда по коррекции и развитию речи.
- Акцентировать внимание родителей на важности и значимости их участия, помощи в коррекционной работе.
- Вызвать желание сотрудничать с логопедом.
Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим, необходим.
причиной речевого нарушения могут быть:
- внутриутробная патология;
- наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
- неблагоприятные роды и их последствия;
- заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
- ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
- малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
- ребенок перенес стресс или испуг.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Анализируя ваши ответы на вопросы анкеты, сделала вывод , что самыми востребованными со стороны родителей формами взаимодействия логопеда и родителей являются следующие: родительские собрания, тетрадь для домашних заданий, беседы, семинары-практикумы, выставки литературы логопедической направленности, устные индивидуальные консультации, открытые занятия, совместные занятия родителей и детей.
Все ваши предложения будут учтены при планировании взаимодействия логопеда и родителей в коррекционной работе с родителями.
Как заниматься с ребенком дома?
В индивидуальных тетрадях каждого ребенка будет помещена Памятка по выполнению домашних заданий. А с основными положениями Памятки познакомлю вас сейчас.
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
- Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
- Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
- Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
- Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
- При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом.
- Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Как работать со звуком?
- Проговорите звук совместно с ребенком.
- Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
- Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
- Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
- Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек ( опора на зрительный анализатор играет важную роль на этапе автоматизации звука, параллельно дифференцируем понятия БУКВА-ЗВУК).
- Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
- Придумайте игры со звуком, над которым работали.
- Проговорите речевой материал на этот звук.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Весь комплекс артикуляционной гимнастики будет помещен в индивидуальную тетрадь ребенка. Артикуляционную гимнастику необходимо делать ежедневно.
Дыхательная гимнастика
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».
Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа результатов анкетирования видно, что многие из родителей не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое логопедическая группа.
Краткий обзор специфики работы в речевой группе....
Презентация "Что такое логопедическая группа?"
Презентация использовалась на первом родительском собрании в логопедической группе....
Кто такой логопед. И что такое логопедическая группа.
Очень часто встречала в своей практике боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедический детский сад. Часто слышала такую фразу: «В логопедическую группу? У меня ре...
Что такое логопедическая группа?
Очень часто встречается боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедическую группу детского сада. «В логопедическую группу? У меня ребёнок «нормальный», а в этой группе он со...
Консультация для родителей «Что такое логопедическая группа детского сада?»
Консультация знакомит родителей с тем, когда стоит обращаться к логопеды, о необходимости посещения ребенком группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, с особ...
Что такое логопедическое обследование? Раскроем секреты логопеда родителям.
Логопедическое обследование - это диагностика речи. Она включает в себя сбор кратких анамнестических данных, исследование осо...
Консультация для родителей "Что такое логопедический пункт?"
Консультация для родителей "Что такое логопедический пункт?"...