Что такое логопедический пункт?
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

 Родительское  собрание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_chto_takoe_logopunkt.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Северяночка»

Общее родительское собрание №1

                         Что такое логопедический пункт?

Подготовила учитель-логопед:

Кашапова Л.Я.

-Здравствуйте, уважаемые родители!

Ребенок, шаг за шагом, учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. В 2 года появляются звуки В, Ф, Г, К, Д, Т; в 3 года - С, З, Ц;  в 4 года - Ш, Ж; в 5 лет- Р, Л.

Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Важно не упустить момент, вовремя обратиться к специалисту! По мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Самый благоприятный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст.

В нашем ДОУ функционирует логопедический пункт, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую группу.

1. Основные задачи

Учитель-логопед не только исправляет нарушенные звуки, вызывает отсутствующие, но и развивает:

  • фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки), связную речь;
  • формирует грамматический строй;
  • расширяет, обогащает словарь запас.

2. Кто подлежит зачислению в логопункт?

На логопункт зачисляются дети 5-7 лет. В первую очередь дети 6 лет, которым через год поступать в школу. А также дети с ОВЗ. Если остаются места, то зачисляется часть детей старших групп. Основанием являются: результаты обследования речи ребенка, заключение консилиума и заявление родителя. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь.

Дети младшего возраста могут получить консультативную помощь.

3. Порядок зачисления детей в логопедический пункт.

В конце учебного года составляется предварительный список детей, подлежащих зачислению в логопункт. В первую неделю сентября, проводится повторное обследование и зачисление детей приказом Заведующего МБДОУ.

 4. С какими логопедическими заключениями принимаются дети?

.Общее недоразвитие речи с дизартрией - это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия.

ФНР (фонетическое недоразвитие речи) нарушение  произношения отдельных звуков.

Дизартрия  это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. 
5. Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопункте, не превышает  25 человек.
Сроки работы с каждым из детей различаются, так как у них разные виды речевых заключений. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, из стоящих в очереди.

6. В каком режиме проходят занятия на ЛОГОПУНКТЕ?     Индивидуальные и подгрупповые занятия - 2 или 3 раза в неделю. Частота занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения. Во вторую половину дня учитель-логопед работает – 1 раз в неделю, в этот день проводятся индивидуальные занятия для родителей с детьми и консультации с родителями.

7. Результаты обследования речи детей подготовительных групп

Из 82 обследованных детей подготовительных групп:

-чистое звукопроизношение -18 детей (6+8+4); 64

-с нарушением одного и двух звуков 26 (11+9+6детей);

-с нарушением трех и более звуков 39 детей

Из 54 обследованных детей старших групп:

 чистое звукопроизношение -4 детей

с нарушением свистящих и шипящих -19 детей

Дети средних групп обследуются в течение учебного года.

Младшие дети обследуются по запросу родителей.

8. Роль родителей в коррекции речевых нарушений

     Общий успех коррекционного обучения в условиях логопункта определяет совместная работа учителя-логопеда и родителей. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми способами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

     Сроки коррекционной работы сокращаются, при выполнении рекомендаций логопеда. Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении; снижение самооценки;

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей.

Задачи:

  1. Познакомить  родителей с целями и задачами коррекционной работы  в условиях логопункта;
  2. Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы логопеда по коррекции и развитию речи.
  3. Акцентировать внимание родителей на важности и значимости  их участия, помощи в коррекционной  работе.
  4. Вызвать желание сотрудничать с логопедом.

Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; темп речи может быть ускоренным или замедленным.

   

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим, необходим.

причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
   

     Анализируя ваши ответы на вопросы анкеты, сделала вывод , что самыми востребованными со стороны родителей формами взаимодействия логопеда и родителей являются следующие: родительские собрания, тетрадь для домашних заданий,  беседы, семинары-практикумы, выставки литературы логопедической направленности, устные индивидуальные  консультации, открытые занятия,  совместные занятия родителей и детей.

Все ваши предложения будут учтены при планировании взаимодействия логопеда и родителей в коррекционной работе с родителями.

Как заниматься с ребенком дома?

  В индивидуальных тетрадях  каждого ребенка будет помещена Памятка по выполнению  домашних заданий. А с основными положениями  Памятки познакомлю вас  сейчас.

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с  логопедом.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком?

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек ( опора на зрительный анализатор  играет важную роль на этапе автоматизации звука, параллельно дифференцируем понятия БУКВА-ЗВУК).
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

      Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Весь комплекс артикуляционной гимнастики будет помещен в индивидуальную тетрадь ребенка. Артикуляционную гимнастику необходимо делать  ежедневно.

Дыхательная гимнастика

      Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные  параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа результатов анкетирования  видно, что многие из родителей не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое логопедическая группа.

Краткий обзор специфики работы в речевой группе....

Презентация "Что такое логопедическая группа?"

Презентация использовалась на первом родительском собрании в логопедической группе....

Кто такой логопед. И что такое логопедическая группа.

   Очень часто встречала в своей практике боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедический детский сад. Часто слышала такую фразу: «В логопедическую группу? У меня ре...

Что такое логопедическая группа?

Очень часто встречается боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедическую группу детского сада. «В логопедическую группу? У меня ребёнок «нормальный», а в этой группе он со...

Консультация для родителей «Что такое логопедическая группа детского сада?»

Консультация знакомит родителей с тем, когда стоит обращаться к логопеды, о необходимости посещения ребенком   группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи,  с особ...

Что такое логопедическое обследование? Раскроем секреты логопеда родителям.

Логопедическое обследование - это диагностика речи. Она включает в себя сбор кратких анамнестических данных, исследование осо...

Консультация для родителей "Что такое логопедический пункт?"

Консультация для родителей "Что такое логопедический пункт?"...