Психологические рекомендации и игры для детей 3х лет с родителями в летний период
картотека (младшая группа)
Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.
Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_upr._s_detmi_3h_let_doma.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
Тема: Игры и упражнения для развития ребенка 3 - 4 лет.
Подготовила: педагог-психолог Макамбила А.Н.
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!"
Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами.
В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает. Основным развивающим видом деятельности ребенка является игра.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п.
Упражнения и развивающие игры.
Рекомендации:
- предоставление большей самостоятельности ребенку;
- уважительное отношение к ребенку, признание его права на собственный выбор;
- тактичная помощь и контроль за действиями ребенка. Приучение к порядку, дисциплине, чистоте, качественному выполнению любой деятельности.
Упражнение на цветовое различение (если ваш ребенок не различает цвета).
Вводите названия цветов в разговор и в игру ребенка, но не как давление: "Скажи, какого это цвета?" Лучше предложить: "Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой", - и покажите красный кубик. Или: "Я думаю, что это зеленый кубик".
Когда же ребенок с интересом откликнется на вопрос типа "А где красные кубики?" или "Какого цвета у тебя кофточка? ", это будет означать, что в его сознании слово, обозначающее цвет, соединилось со зрительным образом.
Используйте любую житейскую ситуацию для того, чтобы лишний раз закрепить понимание ребенком цветовых характеристик предметов. Спрашивайте ребенка, какого цвета дать ему яблоко - зеленого или красного, какого цвета бантик завяжем сегодня?
Упражнение на цветовое различение.
Если ребенок усвоил основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), предложите ему упражнение с предметами восьми цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого).
Если ребенку трудно дается цветовое различение, вводите новые цвета постепенно.
Рассыпаете на столе, например, кубики разного цвета и предлагаете ребенку рассортировать эти кубики по цвету: в одну коробочку сложить все красные, в другую - все синие и т. д.
Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета).
Предложите ребенку бумагу и разноцветные карандаши: "Давай нарисуем дерево и закрасим листочки зеленым карандашом, солнышко закрасим оранжевым карандашом, небо - синим, машину - красным" и т. д. То же самое - с красками (используется гуашь).
Предложите ребенку самостоятельно выбирать цвета для окрашивания хорошо знакомых предметов.
Сначала научите ребенка правильно держать карандаш и кисть. Возьмите руку ребенка с карандашом или сухой кистью и сделайте несколько движений закрашивания карандашом или кистью. Затем окуните кисть в краску и вместе нарисуйте что-либо.
Если ребенок испытывает затруднения, начните с более легких заданий. Например, закрасить только листочки на дереве, или нарисовать только солнышко.
Упражнение на развитие правильного произношения звуков. Метод "Ошибка понарошку".
Если, например, ребенок вместо "к" говорит "т", подберите несколько картинок или предметов, начинающихся на "к". Возьмите куклу или покажите ее на картинке. С улыбкой спросите ребенка: "Это букла?" и покачайте головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизведите ошибку ребенка: "Это тутла?" Наконец спросите: "Это кукла?". При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, не подсказывайте ему и последите, как он самостоятельно определяет верный звук. Например, спросите: "Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?" Дождитесь ответа "да" и подтвердите: "Да, это кашка".
Игры с мячом на развитие моторики (ловкости, координации движений, быстроты), глазомера, эмоциональной сферы (умения проигрывать, подчиняться правилам).
Предложите ребенку поиграть с мячом:
- Бросать мяч вверх и ловить двумя руками.
- Ударить мячом об пол, чтобы он отскочил повыше.
- Ударить по мячу ногой - у кого дальше укатится.
- Бросать мяч друг другу и ловить.
- Попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние (двумя руками, правой рукой, потом левой).
- Тихонько катните мяч вперед, а ребенок должен обогнать его.
- Катнуть мяч так, чтобы он попал между ножками стула (двумя руками, правой рукой, левой рукой, ногами - одной, потом другой).
Игра "Угадай по голосу".
Соберите игрушки, изображающие животных, домашних птиц голоса, которых вы могли бы воспроизвести.
Предложите ребенку игру "Угадай, кто к тебе пришел в гости".
Спрятавшись, подаете голос: "Га - га - га! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?" Если ребенок не называет, скажите сами: "Это гусь пришел к Машеньке", покажите и отдайте ребенку игрушку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.
Упражнения на внимание и память "Чего не хватает на столе?".
Расставьте на столе 3- 4 -5 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.
Далее вы убираете одну игрушку (в это время ребенок отворачивается) и говорите: "Угадай, Ванечка, чего не хватает на столе, какой игрушки?"
Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.
Затем поменяйтесь ролями - теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.
Ту же игру проводите с добавлением игрушек: "Посмотри, Ванечка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?"
Упражнения с разрезными картинками.
Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом.
Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.
Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.
Даете ребенку разрезанную картинку, показываете ему целую и говорите: "Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован мяч; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с мячом".
Далее предлагаете ребенку картинки, разрезанные на 3, 4 части.
"Рисуем шарики".
Прочитайте ребенку стихотворение В. Антоновой:
Шарики, шарики
Подарили нам!
Красные, синие
Дали малышам!
Шарики подняли
Мы над головой.
Заплясали шарики -
Красный, голубой!
Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета. Напоминайте ребенку: "Шарики летят высоко вверх, в разные стороны".
"Лепка".
Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развития.
Предложите ребенку слепить из пластилина грибки:
"Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем.
А грибов нет. Их надо слепить из пластилина". Помогайте ребенку.
"А теперь давай слепим много пирожков и булочек для котика", - говорите вы, читая потешку:
Пошел котик на Торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Анечке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Анечке снесу.
"Съел котик и думает, - говорите вы, - чем я деток угощу? Давай поможем ему и испечем много пирожков и булочек".
Игра "Угадай слово".
У меня пропал носок,
Утащил его ... (щенок)
Он мурлычит и поет,
Угадали? Это ... (кот)
Он в берлоге зиму спал,
Лапу бурую сосал,
А проснулся, стал реветь.
И зовут его ... (медведь)
Я встаю на заре,
Разбужу всех во дворе.
У меня есть гребешок,
Кто же я? .. (петушок)
Как гора огромный он -
Очень добрый,
добрый... (слон)
Используемая литература:
книга "Здоровье" Парамоновой Л. Г. "Стихи для развития речи". СПб., 1998);
УШАКОВА О.С." ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ";
Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) Г. А. Османова, Л. А. Позднякова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации инструктора по физической культуре для родителей на летний период. "Подвижные игры с детьми на прогулке или спортзал на улице".
Рекомендации инструктора по физической культуре для родителей на летний период. "Подвижные игры с детьми на прогулке или спортзал на улице"....
Методическая разработка "Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР на летний период"
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего п...
Рекомендации для родителей: Подвижные игры и упражнения с детьми на природе в летний период
Лето – удивительная пора, когда целый день можно гулять на свежем воздухе. А игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение...
Рекомендации для родителей на летний период (июнь) для детей младшего возраста.
Рекомендации для родителей на июнь месяц....
Рекомендации родителям на летний период по правилам безопасности дорожного движения "Дети и дорога"
С наступлением теплого времени года дети много времени проводят на улице.В связи с этим необходимио напомнить родителям правила дорожной безопасности в летний период....
Рекомендации для родителей на летний период (июнь) для детей старшего возраста.
Рекомендации для родителей на июнь месяц...