«Поздравляю, Вашему ребенку дали место в нашем детском садике!»
консультация
Данная консультация для родителей посвящена основным вопросам адаптации детей к детскому саду. Надеюсь, родители сочтут ее полезной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paru_slov_pro_adaptatsiyu.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поздравляю, Вашему ребенку дали место в нашем
детском садике!»
Для многих родителей, эта фраза является облегчающим маркером: мой ребенок будет под присмотром, мой ребенок будет сыт, мой ребенок будет общаться и развиваться. Но в действительности на плечи родителя ложится двойная нагрузка. Ведь еще вчера, вы знали весь возможный спектр реакций своего ребенка, понимали, что ему нужно, чувствовали, в какой ситуации он капризничает, а где просто устал. У вас существовали свои ритуалы и привычки. В семье у каждого была своя воспитательная функция и следующий за ней поведенческий репертуар, но вот все поменялось: «Вашему ребенку дали место в нашем детском садике!»
С этой фразы обычно начинается не только новая эра в жизни семьи и ребенка, но и целый новый спектр проблем в детско-родительских отношениях.
Конечно, всем хочется видеть идеальную картину того, как ребенок весело бежит в детский сад, где его встречает очаровательная и улыбчивая «волшебница», которая может унять плаксивость малыша буквально парой фраз. Но, к сожалению, влияние на успешность адаптации со стороны персонала: воспитателей, психологов, младших воспитателей не так уж велико и составляет не более 25%. Оставшиеся 75% лежат на индивидуальных психофизиологических особенностях ребенка и его окружения.
Почему так происходит?
Ну, начнем, пожалуй, с базового уровня - с биологии.
Ваш ребенок привык к дому, к его освещению, запахам, цветовому спектру, к еде, одежде, игрушкам, к живым и неживым объектам дома. Здесь он чувствует себя в безопасности. На биологическом уровне его организм приспособлен. Но давайте внесем даже в домашний интерьер какие-либо изменения. Например, заменим диван. Не важно, нравится ли эта замена или нет, на биологическом уровне, организм будет вновь привыкать, приспосабливаться к изменениям (запаху, размеру, фактуре, цвету), до тех пор, пока «новое» не перестанет выводить нас из равновесия (или, если выражаясь научно, нарушать «гомеостаз»).
В чем выражается этот процесс «притирки»?
Во-первых, в увеличении тревожности. Новое, даже желанное новое, все равно пока еще не воспринимается как часть внутренней картины мира, а, значит, вызывает опасения. Необходимо, чтобы визуально, тактильно, акустически, пространственно мы привыкли к определенным свойствам нового.
Во-вторых, возрастает контроль. И это логично, ведь чем больше испытываем тревожности, чем больше организм сигнализирует об опасности, тем сильнее работают компенсаторные механизмы и увеличивается контроль. Ведь главная задача контроля - снизить тревогу.
На примере с тем же диваном это выражается в том, что вы первое время испытываете неудобства и ограничения боясь пролить, испачкать.
Но приспособление, не всегда бывает болезненным.
Если вы подолгу водите рукой по новому изделию, наслаждаясь цветом, мягкостью, ваш организм в этот момент как раз занят тем, что «привыкает» к новому.
Но теперь отвлечемся от примера с диваном, который является просто удобной метафорой, чтобы объяснить биологическую сторону вопроса.
Когда ребенок идет в дошкольное учреждение, он так же на биологическом уровне испытывает массу поводов для приспособления: режим дня, новая мебель, пространство группы, цветовой спектр, неизвестные игрушки и это мы еще не касаемся социальной стороны проблемы, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
На ребенка мгновенно обрушивается множество незнакомых для него объектов и предметов, к которым нужно привыкать. А это значит, что возрастает тревога и контроль. И чем больше незнакомых факторов, тем сильнее будет тревога и сильнее контроль.
Для детского возврата, когда ребенок еще не понимает себя и свои возможности этот контроль будет трансформироваться в сопротивление. В таком случае первой нормальной реакцией любого организма в стрессовой ситуации является – уйти, убежать, чтобы все это прекратить.
В таком случае, необходимо:
Снизить уровень тревожности либо задействовав внутренний ресурс ребенка, либо снизив число объектов и предметов, которые эту тревогу вызывают. А говоря простым языком, взрослый должен либо учить ребенка справляться с тревогой, либо сократить число незнакомых объектов.
При этом, повторять что-то в таком стиле «смотри, сколько тут деток», «смотри какие красивые игрушки», «ну, все же хорошо» будет совершенно неэффективным. Это не снижает тревогу, это отрицает те чувства и эмоции, которые испытывает ребенок. Вы как бы говорите «твои чувства сейчас не верны». Ребенок ставится перед вопросом (конечно, этот вопрос не на уровне сознания) верить тому, что «сигнализирует» организм, или то, что говорит главный человек в жизни. Если подобные тенденции «верить» словам взрослого закрепляются при многократном проигрывании, то ребенок учится верить только окружающим, теряет понимание себя, что во взрослом состоянии приводит к сложностям в определении своих интересов, чувств, желаний, приоритетов. Таким человеком легко управлять, внушать чувство вины, манипулировать.
Наиболее конструктивными способами снижения тревоги являются в раннем возрасте:
- Присутствие родителя как гаранта безопасности
- Знакомство с группой, воспитателями, сверстниками дозировано (сегодня познакомились с местом для прогулок, завтра – поиграли с воспитателем в две-три веселые игры; послезавтра – заинтересовались игрушкой и так же поиграли с воспитателем и так далее)
- Создание положительного эмоционального фона ребенка вовремя пребывания в группе (интерес, удовольствие, радость, принятие).
Как только организм на биологическом уровне «привык» к новой обстановке вступает следующий уровень «психологический».
На данном уровне ребенок видит большое количество новых людей, доверять которым пока не может. А, собственно, с какой стати?
Когда взрослый меняет место работы или даже едет в отпуск в другую страну, ему нужно время, для того, чтобы понять с кем и как можно общаться, а с кем взаимодействовать просто опасно.
Вашему ребенку так же нужно это время и, конечно, веская причина доверять. И здесь первым маркером безопасности является родитель, а точнее отношение родителя к воспитателю. Именно родитель должен некотором смысле «показать» способы дружелюбного общения: вербально и невербально проявлять «принятие» воспитателя, положительное к нему отношение. «Если маме нравится эта тетя, то ей можно доверять».
Никто не призывает родителя «с первого взгляда полюбить воспитателя». Вы так же присматриваетесь к специалисту, пытаетесь понять насколько это компетентный человек, но в присутствии ребенка желательно демонстрировать тот факт, будто это «ваш лучший друг» и только ему вы доверите ребенка как самому себе.
Для чего это нужно?
Все очень просто. Физиологически ребенок настроен на подражание. Это базовый механизм научения. Ребенок смотрит на вас и перенимает все ваши привычки, стереотипы поведения, суждения, эмоциональное отношение и способы взаимодействия с миром. Если вы подозрительны, относитесь к людям с недоверием – ребенок автоматически усваивает это. «Другие» = опасность. И никакими уговорами и задабриваниями эту базовую установку вы не измените. Только собственным примером.
Как практически можно это реализовать:
1) Вы можете заранее познакомиться с воспитателем. Без ребенка. Наладить с ним «контакт».
2) Во время посещения детского сада, можете пожать руку, обнять, пошутить, сказать, как рады видеть воспитателя, поинтересоваться как у него дела.
НО. Не нужно это делать показательно, оглядываясь на ребенка. Для него такой «спектакль» будет выглядеть фальшиво, если вы демонстрируйте не настоящие эмоции.
3) Предложить ребенку взять любимую игрушку или куклу, как определенный символ дома и родительской защиты.
Итак, допустим Ваш малыш пришел в детский сад и побыв там пару дней по паре часов не испытывает дискомфорта, с удовольствием идет в группу. Не расслабляйтесь. Это отнюдь не значит, что адаптация состоялась. Напротив, начинается самый объемный и сложный уровень «социальная адаптация».
За те пару дней, ребенок усвоил, что детский сад - это безопасно и достаточно приятно и интересно. Но вот выясняется, что это не просто комната развлечений, и пребывание здесь сопряжено с правилами: принимать пищу и сидеть за столом вместе со всеми, гулять по расписанию, убирать игрушки, делить воспитателя со сверстниками, спать и пр.
Увеличение количества времени пребывания в детском саду знакомит ребенка с этими новыми правилами, а, значит, ежедневно при столкновении с новым возникает тревога. Если нововведения дозируются, и ребенок успевает понять, что справляется, то проблем не возникает. Но если после пары дней посещения по два часа, вы вдруг решите оставить ребенка на сон час, то это приведет к печальным последствиям: от увеличения контроля и возникновения истерик, до полного отказа посещать ДОУ.
Поверьте, это не прихоть и не пустые капризы.
У детей, ощущение времени несколько иные и то, что кажется взрослому человеку «пара часов туда-сюда» для маленького человека вполне полноценный день. Кроме того, остаться на сон, само по себе воспринимается как остаться на сутки. Дети еще плохо понимают такие меры «утро», «день», «вечер». Зато очень хорошо ориентируются по маркерам «кушать», «пить сок», «гулять», «спать», поэтому «спать» чаще ассоциируется с концом дня. Оставлять ребенка на сончас стоит лишь в том случае если он благополучно проходил минимум пять дней до обеда за это время в головном мозге выработаются четкие представления, последовательности событий.
Оставление ребенка на сон час является своего рода экватором адаптации. И дальнейший процесс будет просто заключаться в таком же постепенном увеличении времени пребывания ребенка в группе.
Но что делать если на каком-то этапе процесс адаптации остановился? Что если ребенок отказывается оставаться дольше, чем на два часа? Что если после пребывания в детском саду ребенок становится плаксивым, агрессивным, неуправляемым? Что если ребенок заболел в процессе адаптации?
Все эти вопросы свидетельствуют о проблемах в адаптации. И конечно, множество источников, статей, интернет-советчиков все как один говорят, что универсальным методом обеспечения успешной адаптации ребенка к ДОУ является расширение круга его общения, тренировка способности к социальной адаптации. Но как это сделать в условиях современной реальности? Подходит ли подобный совет для любого возраста? На все эти вопросы Вы нигде не найдете однозначного качественного. «работающего» ответа, поскольку статьи всегда носят обобщающий и характер и не способны учитывать всех индивидуальных нюансов.
Но все-таки несколько общих рекомендаций есть:
- Если ребенок отказывается посещать дольше, чем два часа, стоит поинтересоваться как он проводит два этих часа в тоске по маме или увлеченно участвует в групповой деятельности. Если ближе первый вариант, то как вы уже понимаете чрезмерен уровень тревоги и включены защитные механизмы организма- сопротивление. В таком случае стоит поискать способы снижения тревоги как дома, так и в группе.
Более подробно о тревожности ребенка и способах работы с ней мы опишем в следующей статье, но универсальными методами является лепка, рисование, игра в песочнице, игры с водой. Словом, все, что задействует тактильные ощущения и работает на бессознательном уровне.
- Если же ребенок комфортно пребывает в группе, но тем не менее не желает оставаться дольше отведенного времени, то здесь корень проблемы может лежать в особенностях детско-родительских отношений.
- Если ребенок после пребывания в ДОУ меняется не в лучшую сторону, то это говорит о сильнейшем эмоциональном напряжении. Точно так же как взрослый способен сдерживать гнев в работе с коллегами, а потом «выпустить пар» на домочадцев, так и ваш ребенок снимает напряжения в безопасных условиях. В данном случае причина так же в высоком уровне тревоги и соответственно необходимо обеспечить малышу эмоциональную разгрузку.
- Болезнь - биологический показатель процесса адаптации, и сигнал и перенапряжении организма. Если организм устал, ему нужно отдохнуть. А адаптацию придется начинать вновь с самого начала.
Однако пусть Вас не пугает этот продолжительный процесс. Не стоит ограничивать детей от возможного стресса, впрочем, как и «с головой кидать» в новые условия.
Адаптация - механизм развития. Помогая своему ребенку правильно адаптироваться к новым условиях, демонстрируя способы справляться с тревогой и страхом, обучая всем «психологически здоровым» способам преодолевать с трудности и проблемы, вы воспитываете сильного , уверенного в себе человека.
С наилучшими пожеланиями,
Ксения Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От ваших усилий и желания зависит речевое развитие вашего ребенка
Чаще общайтесь со своими детьми, играйте с ними, будьте к ним внимательнее.Очень важно находить время выслушать ребенка, ответить на его вопросы.Только в общении развивается и совершенствуется речь....
Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи.
Адресуется педагогам-воспитателям, педагогам-психологам подготовительной группы детского сада, как основная тема одного из собраний для родителей.Также, можно использовать, как интерессную информацион...
Безопасность Вашего ребенка в Ваших руках!
Памятки для родителей по безопасности жизнедеятельности детей...
Буклет "Здоровье вашего ребенка - в ваших руках"
Буклет посвящен здоровому образу жизни детей в семье....
Анкета для родителей "Какое место занимает музыка в жизни вашего ребенка?"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"15793224","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"135","width":"195"}}]] Анкета для родителей "Какое место занимает музык...
Консультация для родитлей "Поздравляем, у вашего ребенка кризис 3х лет"
Каждый человек на протяжении всей своей жизни проходит кризисы. Они нужны для развития психики и получения новых навыков. В 2-3 года наступает такой момент, когда родители замечают странные перемены в...
Поздравляю, Вашему ребенку дали место в нашем детском садике!»
Пару слов про адаптацию к ДОУ...