Статья "Родителям будущих школьников"
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Интеллектуальная и личностная готовность
старших дошкольников к школе»
«Интеллектуальная и личностная готовность
старших дошкольников к школе»
Проблема готовности ребенка к обучению в школе является актуальной, поскольку волнует каждого родителя, имеющего ребенка дошкольного возраста. Неравнодушны к решению этой проблемы также и воспитатели дошкольных учреждений, и учителя начальной школы. Их озабоченность этим вопросом понятна и обусловлена также тем, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению. А ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе, его успешность во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Прежде всего, необходимо уяснить, что подразумевается под понятием «готовность к школьному обучению». Это понятие достаточно емкое, включающее в себя несколько видов готовности к обучению у ребенка 6-7 лет. Чаще всего, говоря о готовности к школьному обучению, имеют в виду некоторый уровень физического и психологического развития ребенка, который необходим и достаточен для того, чтобы освоение школьной программы было успешным, не наносило вреда здоровью учащегося.
Если говорить о физиологической готовности, то здесь надо иметь в виду развитость основных функциональных систем организма, на основании которых познавательная деятельность ребенка становится более осмысленной и целенаправленной, его мозг становится способен решать более сложные, чем раньше, интеллектуальные задачи, становится более развитой речь и мелкие моторика.
В психологическую готовность входят готовность интеллектуальная и личностная.
Личностная готовность предполагает:
·зрелость мотивов учебной деятельности;
·развитое познавательное отношение к внешнему миру;
·определенный уровень самосознания и самооценки;
·наличие навыков совместной деятельности, навыков общения;
·достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики ребенка.
Под интеллектуальной готовностью принято понимать определенный уровень развития психических познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи), достаточную зрелость познавательных процессов, владение знаниями, умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду, наличие общих интеллектуальных умений.
1 Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, встает вопрос о его готовности к школьному обучению. Чаще всего под понятием «готовность к обучению в школе» родители ребенка понимают его умение читать, писать и считать. Но, как показывает практика, этого далеко недостаточно для того, чтобы ребенок затем успешно осваивал школьную программу и достигал высоких результатов в учебе.
Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. И, к сожалению, не все младшие школьники способны справиться с предъявляемыми к ним требованиями. Практически все исследователи, занимающиеся изучением успешности обучения, считают, что проблема такого обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению.
Готовность ребенка к обучению в школе зависит от всего его предшествующего развития, от того, какие навыки, умения, знания, или, как сейчас принято выражаться, какие компетенции накоплены у ребенка в предыдущие годы жизни. Чтобы быть готовым к школьному обучению, ребенок должен уметь достаточно много. И это «много» не сводиться к простому набору школьных навыков, таких как знание букв и цифр, умение писать и считать, обладание некоторыми знаниями об окружающем мире, то есть к определенному умственному развитию. Кроме элементарного запаса знаний дошкольник должен также обладать специальными знаниями и умениями. Он должен обладать силой воли, терпением, адекватной самооценкой, коммуникативными навыками, умением контролировать свое поведение и управлять им. У дошкольника должно быть сформировано желание учиться, он должен обладать определенным, необходимым для школьного обучения уровнем развития психических познавательных процессов, таких как восприятие, воображение, мышление, память, внимание, речь.
Таким образом, понятие «готовность к обучению» включает в себя самые разные понятия: физиологическая, интеллектуальная, личностная готовности.
Под интеллектуальной готовностью понимают совокупность знаний, умений и освоенных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений.
У дошкольника, которому предстоит в скором времени начало обучения в школе, должна быть сформирована произвольность психических процессов, таких как внимание, память.
Ребенок, считаясь будущим первоклассником, должен владеть хорошо развитой речью, которая может отражать уровень его интеллекта и логического мышления. Должно быть сформировано умение связно и последовательно излагать ход мыслей, развит фонематический слух.
Итак, обладая знаниями об окружающем мире, дошкольник должен владеть сведениями о своей семье и быте: знать свой адрес, имена родителей и место их работы. Дошкольник должен обладать запасом сведений об окружающей его жизни, ориентироваться во временах года и их признаках, знать дни недели, названия месяцев, различать деревья, цветы, животных. Ребенок должен уметь устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, формулировать собственные суждения и представления. Все эти знания об окружающем мире у ребенка должны формироваться в системе и под руководством взрослого. Это обусловлено тем, что все знания, которые получает ребенок сензитивно, из контакта с окружающим его миром, ребенку трудно сложить в общую картинку, эти знания так могут и остаться существовать раздельно друг от друга. Поэтому ребенку необходима помощь взрослого для того, чтобы систематизировать свои знания об окружающем мире.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает также формирование у ребенка некоторых умений. К таким умениям относится умение воспринимать информацию, выделять и ставить перед собой задачу, искать причины явлений, уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов, выделять сходства и различия предметов, их новые свойства.
Еще одно умение - развитость фонематического слуха. Развитие фонематического слуха обеспечит правильное написание созвучных слов, не допустит такого вида ошибки как пропуски в словах, будет хорошо читать. Развитие разговорной речи ведет к развитости умения правильно, эмоционально, связно и понятно выражать свои мысли. Ребенок с такими умениями легко справляется с задачей выделять в рассказе главную мысль, составлять рассказ по определенному плану. Умение говорить четко и ясно, не обрывками, а целым связным рассказом, так чтобы можно было понять ситуацию - также является важным умением в интеллектуальной готовности ребенка.
Что касается умения считать, то здесь дошкольник должен оперировать цифрами от 1 до 10. Но это не значит, что он уже должен решать примеры и задачи в пределах этих цифр. Часто дети как стих знают цифры от 1 до 10 и обратно, но не понимают, что стоит за этими цифрами. Поэтому до школы ребенок должен понимать, что такое величина и число. Он должен представлять, что стоит за цифрой 2 или 5.
Подготовка руки к письму - важный навык для будущего школьника. Развитая мелкая моторика руки напрямую связана с будущим умением правильно и красиво писать, с развитостью речи, наконец, интеллектом.
Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе представляет собой определенный уровень развития познавательных процессов, которое происходит на протяжении дошкольного возраста. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
2 Личностная готовность дошкольника к школьному обучению
Период, когда ребенок 6-7 лет приходит учиться в школу, является периодом возрастного кризиса. В это время у дошкольника формируются новообразования, психологические черты, которые характеризуют его уже как человека, готового к обучению в школе.
Обучение в школе подразумевает коллективный характер деятельности, поэтому первокласснику обеспечивают комфортную обстановку в классном коллективе его личностные качества. Сюда относятся такие навыки как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знание определенных норм и правил поведения, умение верно оценить свои реальные и потенциальные возможности, то есть адекватная самооценка.
Новая позиция ребенка со временем наполняется новым содержанием. Если в самом начале ребенка привлекают внешние атрибуты школьной жизни (пенал, тетради, ручки), то впоследствии появляется желание узнавать новое, быть оцененным за свои знания.
Это новое занятие нравится дошкольнику еще и потому, что оно является символом его нового социального статуса - ученик школы. Этот статус как бы уравнивает его с положением взрослых, поднимает на одну ступеньку выше в собственных глазах и глазах младших детей.
От развитости коммуникативных навыков зависят отношения ребенка с одноклассниками, учителем.
Установлению таких отношений помогает знание и выполнение правил поведения - умение приветствовать при встрече, благодарить, извиняться, прощаться, обращаться с вежливой просьбой. Человек, владеющий этими навыками, гораздо легче входит в отношения с другими людьми, чем тот, кто неприветлив, неразговорчив, груб, резок.
Вышеперечисленные навыки помогают ребенку приобрести навык работы в коллективе, навык сотрудничества, который требует уважительного, доброжелательного отношения с партнерами по делу.
На развитость коммуникативных навыков оказывает влияние такое умение как сформированность речи. Недостаточное владение речью затрудняет общение со сверстниками и понимание материала на уроке.
Следующее свойство, характеризующее личностную готовность дошкольника к школьному обучению - работоспособность, выносливость и функциональная зрелость организма. Сюда относятся умение проявлять волевые качества, управляя своим поведением, подчинять его мотивам школьного обучения, произвольно сосредотачивать внимание или память на объекте, регулируя свою деятельность, владеть зрительно-моторной координацией.
Важным моментом готовности дошкольника к обучению является формирование нравственной и волевой готовности. В качестве важного новообразования дошкольного возраста и Д.Б. Эльконин, и Л.И. Божович указывают возникновение моральных мотивов, чувства долга, ответственность. У ребенка формируется понятие того, что учебное задание обязательно и его необходимо выполнять независимо от того, хочется тебе этого или нет. Волевая готовность - это самостоятельность, усидчивость, ответственность.
Волевая готовность трактуется, как способность принять задачу и выполнить определенные действия для ее достижения. Проще говоря, ребенок должен уметь делать то дело, которое ему поручено, несмотря на то, хочет он его делать или нет. Это плавный переход от «хочу» к «надо», от игры к делу.
Заключение
Изучив понятие «готовность к школе», мы можем сделать выводы о том, что под этим выражением подразумевается многокомпонентное понятие. В него входят такие стороны как:
физиологическая готовность - биологическая развитость организма ребенка к тому, чтобы усваивать школьные знания;
интеллектуальная готовность - развитость психических познавательных процессов и учебных навыков, кругозор ребенка и его знания об окружающем мире;
личностная готовность - развитость учебных мотивов, волевых процессов, самооценки и самосознания, навыков поведения в обществе.
Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Таким образом, можно сказать, что дошкольник, который собирается приступить к школьному обучению должен обладать достаточно высоким уровнем умственного развития. У него должен быть сформирован определенный запас знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Дошкольник должен владеть определенными учебными навыками. Он должен иметь развитое восприятие. У него должны интенсивно развиваться произвольность таких процессов как внимание и память. Он должен уметь наблюдать, рассматривать, выделять главное, анализировать, обобщать. У старшего дошкольника должна быть хорошо развита речевая функция и фонематический слух, сформировано представление о составе числа, о форме предметов, цвете и их пространственной ориентации.
Кроме этого будущий первоклассник должен иметь адекватную самооценку, которая позволит ему уживаться в коллективе, выстраивать там позитивные отношения. Он должен обладать навыками общения, навыками вежливого поведения, что также позволит ему занять в классе достойное место. Чтобы быть готовым к обучению в школе ребенок должен хотеть туда пойти и хотеть получать там знания. У него должны быть сформированы познавательные интересы, чувство долга, ребенок должен быть дисциплинированным, трудолюбивым, обязательным.
Большое значение для успешности школьного обучения имеет развитость волевых процессов у детском организме. Умение контролировать себя, заставлять делать не очень интересную работу - свидетельствует о зрелости ребенка и его готовности к школе.
Итак, мы можем сказать, что ребенок, поступая в школе, должен быть зрелым во всех отношениях - в физиологическом, социальном, психологическом. Недостаточная развитость одного из компонентов школьной готовности может привести к проблемам в школе. Это могут быть проблемы, как в освоении школьной программы, так и проблемы психологического плана. Избежать таких проблем можно только одним способом - позаботиться о готовности малыша к школе. И здесь уже встает вопрос о роли взрослых в готовности ребенка к школьному обучению. Зная все аспекты готовности, мы можем помочь ребенку развить в себе необходимые качества, приобрести необходимые знания и навыки, вследствие чего он будет достаточно успешно подготовлен к школе.
Для того, чтобы ребенок сам ощущал радость на пути продвижения от познания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результатов своих усилий от воспитателя в этом плане зависит многое.
Я убедилась, что не все учебные занятия вызывают интерес у старших дошкольников и задумалась, как же вызвать желание увлеченно познавать, получая знания.
Пришла к выводу, что пробудить любовь и интерес к знаниям можно, если накапливать дидактический, раздаточный, наглядный материал. Ведь это заставляет и помогает старшему дошкольнику легче запоминать, вызывает чувство радости, удовлетворения.
Стараюсь, чтобы дети сами добывали базовую информацию, и они «изобретают», открывают новые для себя понятия.
Задание: «Угадай, что за зверь?»
Летом шерсть серая, зимой белая, уши длинные, хвост короткий. Пугливый (заяц).
Этот зверь живет в лесу. Шерсть рыжая, хвост пушистый, маленькая мордочка, узкие глазки. Зверь хитрый (лиса).
- Какие слова помогли угадать зверька?
Что они обозначают?
Серый, белый, рыжая – (цвет).
Короткий, длинный – (размер).
Пугливый, хитрый – (характер).
Творческие задания.
- Скажите, какими бывают?
Улыбка-
Взгляд-
Походка-
Работа –
- Слово дождь для каждого звучит по-разному. Подберите признаки этого слова (тихий, спокойный, крупный, мелкий, редкий, частый, теплый, холодный и т.д.).
Дошкольники при заучивании песен, стихов, часто «проглатывают» окончания слов, поэтому, чтобы развивать «слуховую» память, проводятся например такие задания:
«Раз, два, три, четыре, пять
Будем со словом «кот» играть.
- Закончите строчку:
У норы добычу ждет, притаившись серый (кот).
Мышь осталась без хвоста, убегая от (кота)
А теперь и за версту не приблизится к (коту).
Крыса старая, и та видя грозного (кота),
Удерет в нору под дом, чтобы не встретиться с (котом)
Там дрожит и в темноте вспоминает о (коте).
- Понаблюдайте, что происходит со словом «кот»?
Такие задания заставляют детей мыслить и прививают интерес к знаниям. Старшим дошкольникам даются первые представления и понятия в области языка, математики, окружающего мира, безопасности. На самом деле эта работа гораздо серьезнее и глубже, ибо именно в старшем дошкольном возрасте закладываем мы основу познания, формируем их отношение к окружающему миру, учим самостоятельности, мыслить, искать и находить свои пути в решении задач. Развитием этих качеств необходимо заниматься как можно раньше. Как говорит известный японский специалист по раннему развитию в Японии Масару Ибука: «…После трех лет будет уже поздно…».
Сравнивать и сопоставлять предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигуры («танграмм»), составлять симметричные композиции, искать аналогии. Все это способствует развитию интеллектуальных и личностных способностей у старших дошкольников.
При организации НОД по ОО «Чтение художественной литературы», «Развитие речи» по теме: «Дикие животные, читая и анализируя произведения Сладкова, Чарушина даю задание:
- Найдите образные слова и выражения, которые характеризовали бы либо охоту лисы (рыскает по жнивью, спина дугой, голова и хвостик к земле – ну чистое коромысло); уши торчком, пала… на землю, рванула, разинула пастишку, розовый язычок высынула; лапками топочит; выкомаривает; фокусы выделывает). Объясняю значение словосочетания, затем коллективно составляется рассказ о лисьей охоте.
Возбудить интерес к познанию в НОД помогает игра, но игровой характер должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети будут во всем видеть только игру. Очень любят дети игры – соревнования, например: «Составь поезд из геометрических фигур по аналогии. Нравится детям подниматься по «лесенке». Кто взберется первый, того ждут призы. Выполняя НОД ОО «Познание», «ФЭМП», «Конструирование» использую занимательные задачи в стихах, пальчиковую гимнастику, зарядку для глаз.
Дети любят работать с геометрическими фигурами.
- Из каких геометрических фигур составлены рисунки? (дом, девочка, мальчик, горы, кошка, елочка, медведь и т.д.).
Выкладываем из счетных палочек транспорт (катер, лодка, корабль, грузовик, машина, поезд и т.д.).
С целью развития мышления детей использую различные виды логических задач, дидактических игр, упражнений. Например, задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, или на поиск недостающей в ряду фигуры.
Часто при проведении НОД использую загадки, скороговорки, пословицы.
В процессе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, тренироваться в устном счете, решать логические задачи. Игра ставит ребят в условия поиска, пробуждает интерес к победе, повышается самооценка, самостоятельность, а отсюда они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Все эти виды работы и упражнения (задания) помогают удерживать внимание, легко переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.
Список использованных источников
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. Методическое пособие. [Текст].- М.: 2008. - 195 с.
- 1. Бабаева Т.И., У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 128с: (Библиотека воспитателя детского сада).
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ [Текст]. - М.: Педагогическая литература, 2005. - 374 с.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? Учебное пособие. [Текст]. - М.: Знание, 2004. - 192 с.
4. Гуткина Н.И. Готов ли ребёнок к школе? Как школы готовят себе первоклассников //Начальная школа плюс - до и после. - 1999. - №3. - с.3-7
5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. - М. Педагогика, 2006. - 362 с
6. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учебное пособие. [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. - 274 с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.[Текст]. - М.: Прогресс, 2006. - 253 с.
8. Салмина Н.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. [Текст]. - Культурно-историческая психология. - 2007. - № 1. - с. 19-24.
9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.. Роль детского сада в подготовке детей к школе, глава 2. Причины неготовности детей к школе. [Текст]. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 258 с.
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд. - [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные способы изодеятельности как средство развития мелкой моторики будущего школьника
При организации работы с детьми по изодеятельности важно стимулировать проявление самостоятельности и творчества....
В СЕМЬЕ РАСТЕТ БУДУЩИЙ ШКОЛЬНИК
Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни ребёнка. Меняется его социальная позиция: он становится школьником, основная деятельность которого учение.Как важно ребёнку преодолеть перв...
Психологическое сопровождение будущего школьника
• мотивационная (личностная готовность) - наличие у ребенка желания учиться; •интеллектуальная (умственная готовность) - наличие у ребенка кругозора, запаса...
Родительское собрание "Игры для будущих школьников"
К школе готовятся зачастую торжественно, что в принципе оправданно, ибо начинается новый важный этап в жизни - но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное...
Организация образовательного процесса будущего школьника»
Предшкольное образование направлено на обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе...
Консультация "Режим дня будущего школьника"
Консультация для родителей "Режим дня будущего школьника"...
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА
консультация...