Пословица-логически построенная, законченная мысль, содержащая поучительный смысл.
Чаще всего состоит из двух частей, с чётким ритмом. В речи звучит как самостоятельное суждение. В пословицах зафиксирован практический опыт народа: друга ищи, а найдешь- береги, друга на деньги не купишь.
Когда именно появились пословицы достоверно не известно. Они появились ещё до появления письменности. Кто-то когда-то выразил свою мысль, другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то своё. Так пословицы передавались из уст в уста от поколения к поколению. В мире нет народа, у которого бы не было своих пословиц. Каждая нация передаёт в пословицах свои традиции, свою мудрость, свой опыт. Поэтому часто встречаются пословицы близкие по смыслу и содержанию.
Пословицы-наше богатство, которое нам передали предки для воспитания следующего поколения.
Пословицы отражают все стороны жизни и быта человека. Это изречение назидательного характера, отражающие народную мудрость, жизненный опыт многих поколений.
Поэтому с уверенностью можно утверждать, что пословицы выступают, как педагогическое средство. Они имеют образовательное и воспитательное влияние на людей. Пословицы различны по своей тематике. Есть пословицы о совести, дружбе, лени, учении, доброте, природе, о хлебе, любви к Родине… В дошкольных учреждениях при воспитании детей пословицы играют очень важную роль.
5-6 лет это возраст активного развития познавательных способностей ребенка, он познает мир, окружающих людей и себя, у детей развита непроизвольная память, внимание детей устойчивое и произвольное, они уже могут устанавливать причинно-следственные связи, развивается дедуктивное мышление, прогнастическая функция мышления, словесно-логическое мышление, активно развивается речь. Эти и другие возрастные особенности детей 5-6 лет позволяют знакомить детей с устойчивыми оборотами речи, которые встречаются в сказках и рассказах.
Знакомить детей с пословицами необходимо в практически-игровой деятельности. Для того, чтобы у детей развивалось абстрактное и образное мышление ребенок должен объяснять своими словами понимание пословицы. Ребенок может увидеть в пословице совершенно неожиданный смысл.
Знакомство детей с пословицами помогает им формировать правильное представление о лени и трудолюбии, честности, дружбе, взаимовыручке. Расширить кругозор, интерес к истории, родному языку. Поможет развивать повествовательную и диалогическую речь.
Формирование представления о лени и трудолюбии. Учат уважать и ценить труд других. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Глаза страшатся, а руки делают.
Делу время, потехе час.
День до вечера, коли делать нечего.
Кончил дело — гуляй смело.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Легко сломать, а сделать трудно
Формирование представления о правильном поведении. Будь как дома, не забывай, что в гостях.
Дома — как хочу, а в людях — как велят.
Других не суди — на себя погляди.
Не мучь мухи: и ей больно.
Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
После драки кулаками не машут.
Хорошо в гостях, а дома лучше.
Формирование понятий о дружбе. Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Дружба дороже денег.
Как аукнется, так и откликнется.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Куда иголка, туда и нитка.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Лучше матери друга не сыщешь.
Пословицы о человеке Где смелость, там и победа.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Мир не без добрых людей.
На вкус, на цвет товарища нет.
Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Пословицы о явлениях природы Апрель с водой, а май с травой.
Будет дождь — будут и грибы.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Дождливое лето хуже осени.
Дождь вымочит, а красное солнце высушит.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Январь — году начало — зиме серёдка.
В детском саду знакомить детей с пословицами можно в любой образовательной ситуации.
При обсуждении той или иной пословицы у детей формируются: когнитивные способности-умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, формулировать выводы; коммуникативные способности-умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией; регуляторные способности-умение подчиняться правилам, социальным нормам.
Пословицы играют огромную роль в воспитании детей они формируют позитивное отношение к миру, к другим людям не зависимо от их социального происхождения, этнической принадлежности. Воспитывают чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело. Формирует первичное представление о том «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть хорошим». В воспитании чувства патриотизма, чувства гражданской и социальной ответственности тоже помогут пословицы.