Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника»
консультация (младшая группа)
Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_palchikovye_igry.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 Калининского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей по теме:
«Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника»
Воспитатели:
Лебедева Наталья Николаевна
Тимакова Елена Евгеньевна
2021-2022 учебный год
«Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника»
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, мелкой пальцевой моторикой.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.
Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в стихотворении. Затем, предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.
Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – ребёнок изображает действия, затем читаете следующую строчку – ребёнок изображает другое действие и т.д. Так можно разыгрывать все стихотворение.
Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите детей даже за самые маленькие успехи.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоении всех упражнений, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
«Апельсин»
Мы делили апельсин - (двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
Много нас, а он один. (показывают сначала десять пальцев, а потом один)
Эта долька – для ежа, (загибают большой палец руки)
Эта долька – для стрижа, (загибают указательный палец)
Эта долька для утят, (загибают средний палец)
Эта долька – для котят, (загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра, (загибают мизинец)
А для волка – кожура. (бросают предполагаемую кожуру рукой)
Он сердит на нас – беда! (делают испуганный вид)
Разбегайся кто куда! (делают движения руками в стороны)
«Компот»
Будем мы варить компот - (левую ладонь держат «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот. (указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ.
«Фрукты»
Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы)
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, (загибают по одному пальцу, начиная с мизинца)
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
«За грибами»
Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг» (показывают удивление, развод руки в стороны.)
Подосиновик, масленок, (поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой)
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы нecy с собой.
Мухомор не понесу. (большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
Пусть останется в лесу!
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять. (обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, (загибают пальчики, начиная с больших.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём и братишке отнесём.
«Домашние животные»
Раз, два, три, четыре, пять. Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных, каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).
В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),
Значит, домашними все их зовут.
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем, насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха. Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! (прячем руки за спину)
Прилетела к нам вчера (машут ладошками) полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк (на каждое название насекомого дети загибают палец)
И веселый мотылек, два жука и стрекоза
Как фонарики глаза (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали (машут ладошками)
От усталости упали (роняют ладошки на стол)
«Снежок»
Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили (изобразить, как лепят снежок).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать руками круг)
И совсем - совсем не сладкий (погрозить пальчиком).
Раз - подбросим (подбросить воображаемый снежок),
Два - поймаем (поймать воображаемый снежок),
Три - уроним (уронить воображаемый снежок)
И … сломаем. (топнуть ногой).
«Геометрические фигуры»
Будем пальчики считать: (сжимание-разжимание кулачков)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибание по одному пальчику)
И фигуры называть! (хлопки в ладоши)
Вот квадрат, а вот кружок, (загибание по одному пальчику)
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник!
И не трудно сосчитать, (хлопки в ладоши)
Их по счету ровно 5! (сжимание-разжимание кулачков)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибание по одному пальчику)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».
Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»....
Консультация для родителей "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей"
Консультация для родителей "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей". Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. Главная ценность пальчиковых ...
Консультация для родителей "Роль пальчиковых игр в развитие речи" консультация
Ум ребенка - на кончиках пальцев....
Статья для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
В статье рассматривается использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у дошкольников....
Консультация для родителей "Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики дошкольников"
Консультация для родителей"Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики дошкольников"...