Консультация для родителей «Заповеди народной педагогики»
консультация

Чепкасова Галина Николаевна (Новосёлова)

Консультация для родителей о народной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedi_narodnoy_pedagogiki.docx195.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №71 "Радость"

        

Консультация для родителей

                              «Заповеди народной педагогики»

Составила: Чепкасова Галина Николаевна

Нижневартовск

2020

                            Воспитай меня правильно        

«Чужевластье мод» у нас, слава богу, проходит. Все эти новые слова «вайбер», «блютус» ничего, кроме раздражения, у народа не вызывают. И сникерсов больше не хочется. Вкусно вроде бы, но всё же что-то не то. Вот с воспитанием детишек такая же история. Переводных книжек завались, много в них мудрых советов. Но народ у нас давно подметил: «Что немцу хорошо, то русскому человеку смерть». Мы, конечно. Не националисты, не дай Бог, - в переводных книжках, бесспорно, много полезных советов и мудрых мыслей. Но перечитав, не один десяток иностранных авторов, призадумались: а ведь есть у нас своя специфика, свои корни. Да вот хотя бы русский язык. Ну не привить малышу любовь к родному слову, если внимать только заграничным мэтрам воспитания.http://doshkolyonok.ru/wp-content/uploads/2013/09/27.09np.jpg

А ведь нам есть чем гордиться, ведь может «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Не было в старину ни дипломированных педагогов, ни «продвинутых» методик, ни групп раннего эстетического развития. Да что там групп и методов! Даже врачей не было. А люди вырастали. И какие люди! Пушкина А.С., Ломоносова М.Ю., Чайковского, например, нянчили простые крестьянки. И кто, как не они. Привили своим подопечным тонкость восприятия окружающего мира, любовь к родному слову, музыкальный вкус. Если бы простые люди об умственном воспитании детишек не заботились, едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.

Мамочки в старину не только детей растили и воспитывали. Они ещё успевали всю работу по дому делать. За огородом ухаживали. Летом в поле помогали. И всё это без стиральных машин, без микроволновых печей и без полуфабрикатов из магазина. А мы сегодня отведём ребёнка в садик, целый день бегаем по магазинам, моем, убираем или сидим на работе, а вечером сил остаётся только сказать: «Лапушка, поиграй сам, мамочка так устала!». И как раньше всё успевали?

И секретов здесь всего два.

ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС

Первый секрет: трудолюбие – главная забота родителей и воспитателей.Картинки по запросу русский фольклор картинки

Приучать ребёнка к работе нужно, пока тот еще под стол пешком ходит, чтоб потом не удивляться, отчего ребёнок так ленив и бестолков. Как? Да личным примером. Недаром в старину трудовые династии процветали, всё потому, что отцы детей своему ремеслу с пелёнок учили.

Начинать, конечно, нужно с простых поручений. Мама посуду моет, а малыш её вытирает, или мама огород полет, а малыш рядом травку в кучки складывает. Едва ребёнок ножками затопал – получай своё посильное домашние обязанности. Комнату прибери, цветы полей. Ну и мало ли чего ещё. Дом невелик, да лежать не велит, это вы сами знаете.

Работа у девочек и мальчиков традиционно разная. Хотя многих мальчишек кухня привлекает. Интересно им, как пироги пекут или суп варят. Ну так и пусть стряпают себе на здоровье.

Вот так ребёнок из малыша, которому требуется постоянная забота и внимание, превращается в помощника. Это первый плюс. А есть и ещё один не столь очевидный. Труд ребятишек думать учит.

Судите сами, по ходу дела малыш запоминает, как какой инструмент называется и для чего он предназначен, смекает, как работу свою лучше да быстрее выполнить или даже сам какое-нибудь приспособление себе в помощь изобретёт. И чувство ответственности у малыша появляется, и умения различные, и гордость за хорошо выполненную работу. А матерям, пожалуй, со всех сторон выгоднее, чтоб малыш скорее самостоятельным стал, чем до восемнадцати годков нянек оплачивать.

И считать ребёнка за работой гораздо легче научить, чем сидя за партой. Считайте вслух перемытые тарелки, попросите сынишку подать вам определённое количество гвоздей, пирожки, испечённые пересчитайте несколько раз, не убежал ли кто. Не сразу, но очень быстро малыш сообразит, что к чему. Раньше в деревнях и взрослые-то цифры писать не умели, а вот сколько, к примеру, мешков зерна на зиму припасено, даже маленькие дети точно знали.

А вот лень, как известно, добра не делает. Сказки народные вспомните. Ленивый герой может и дальше на печи лежать, не видать ему ни полцарства, ни сокровищ, ни прекрасной царевны. Всё это достанется тому, кто трудится не покладая рук. Даже Емеля, вроде бы лежавший всю дорогу на печи, прежде чем получить полцарства и царевну, проходит много испытаний и оказывается добрее, сильнее и настойчивее других претендентов, на счастье. Народная мудрость на этот счёт строга: детишек следует воспитывать так, чтобы они знали – лениться стыдно и невыгодно.

СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ НЕЙ МОЛОДЦАМ УРОК

Работа- дело само по себе не очень весело, маши себе веником или посуду мой – рутина. Вот тут и прибегали ко второму секрету: мама или бабушка рассказывала крохе всякие смешные стишки, присказки, загадывала загадки, вспоминала сказки. Вот получается: и дело сделали, и развеселили малыша. А присказки и потешки тоже были не простые. Если разобраться, то они получше многих методик развития интеллекта.

Конечно, верится с трудом, что немудреные истории про ладушки или колыбельная про серого волчка имеют ещё какую-то ценность, кроме как занять малыша. И сейчас многие так думают.

Прочитав много литературы, мы наткнулись на книги в которой разные умные специалисты рассуждают на тему «Обучающие функции фольклора». И вот какие удивительные вещи мы узнали.

ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ И ПОТЕШКИКартинки по запросу русский фольклор картинки

Главная их роль- раннее овладение речью. Известно, что рифмованные слова быстрее запоминаются ребёнком, их легче слушать, они привлекают внимание. И вот потешки, колыбельные мудрый народ создавал веками именно для самых маленьких. Повторение одних и тех же слов, и звукосочетаний, их выделение ритмом, эмоциональное обращение привлекает внимание малыша, заставляет прислушиваться. Логопеды считают, что дети, которым рассказывали потешки, раньше начинают говорить. Вспомните, как малыш осваивает речь. Сначала он произносит отдельные слоги – ГА, ГУ, МА, ПА. И чем больше таких слогов и коротеньких словечек он знает, тем быстрее начнёт складывать их в слова. Тем быстрее заговорит. В потешке многократно повторяются и особо выделяются отдельные звукосочетания: например, сочетание «те» - «тень тень потетень,сели куры на плетень» или «ра-ру» - «рано рано поутру пастушок ту-ру ру ру». Ребёнок слышит, вычленяет это звукосочетание, запоминает его, а затем пытается повторить. Так потешки развивают сначала слуховое сосредоточение, а затем и речь.

И не просто речь, а грамотную, красивую, певучую речь. Великий педагог К,Д, Ушинский считал, что поговорки, прибаутки и короговорки развивают в детях чутьё к звуковым красотам родного языка.Дети тоньше чувствуют оттенки речи. В будущем они красиво и правильно пишут, и говорят. А ещё потешки помогают расширять словарный запас ребёнка, мир которого ограничен домом, квартирой и детской площадкой, получить поистине энциклопедические знания.

Рассказать крохе о самых простых явлениях мира очень сложно. Ведь он ещё слишком мал и обычные объяснения понимает с трудом. У него ещё не развиты внимание и реакция на ваши слова. А значит нужна особая, простая и в то же время эмоциональная форма изложения, которая бы непроизвольно привлекала его внимание. Потешки и прибаутки короткие, незатейливые по смыслу, простые, зарифмованные, а информации в них – масса. Можно даже сказать, что потешка – это весёлая народная школа для самых маленьких.

Так, именно из потешек ребёнок впервые узнаёт о людях, животных, явлениях, предметах, об их свойствах: вода гасит огонь, лисичка охотитя за зайцем, а зайчик скачет, зимой он беленький, летом серенький, лисичка хитрая и так далее.

Третья роль – урок нравственности, морали. Согласитесь, интеллект – это не только знания и логика. Это понятие включает в себя и некую житейскую мудрость: умение общаться, добиваться своего, умение нравиться. И тут без морали, без понятия «хорошо-плохо» - никуда. Поэтому в колыбельных и потешках содержатся первые назидания: упрямый козёл ъеден волками, кисонька-мурысынька не оставила маслица, чтобы угостить другого и была наказана. А, например, знаменитая присказка-игра про сороку-ворону не только представляет собой лёгкий массаж детской ладошки, но и рассказывает о пользе труда.

Фольклор – это и своеобразный урок здоровья. Это, конечно, к интеллекту не очень относится, но как говориться, в здоровом теле здоровый дух. А вот приучить крошку чистить зубы, умываться, объяснить, что нужно пить молоко и кушать кашу, порой ох как не просто. И лучше не тратить время на нудные внушения о пользе здорового питания, а спеть простую песенку. Например, колыбельная про волчка который хватает за бочок, приучает спать в удобной позе, не абы как на краешке постельки. А бодатая коза грозит рогами тем, «кто каши не ест, молока не пьёт…».

И это ещё не всё. Причём перечислять удивительные развивающие свойства народных стишков и песенок можно до бесконечности. Это, например, и развитие чувства ритма. Помните, «Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ».

А еще с помощью таких нехитрых стишков и приговорок мама может развить у малыша чувство уверенности в себе: в колыбельных и потешках рассказывается, каким красивым, умным, богатым и здоровым вырастет малыш, а это своего рода внушение, будущая программа поведения, или настрой победителя», как принято выражаться в узких психологических кругах.

Каждое слово фольклора несёт в себе определённую функцию- рассказывает об окружающем мире, учит говорить, сострадать, успокаивает или, наоборот, настраивает на работу и игру. http://st2.depositphotos.com/2561551/5529/v/950/depositphotos_55299661-Vector-folk-painting-5.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Русское народное творчество как средство народной педагогики"

Ознакомление родителей с народной педагогикой, различными видами устного народного творчества. Испльзование народной педагогики в воспитании ребенка....

консультация для родителей:"Заповеди мудрого родителя"

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не при...

Консультация для родителей "Заповеди родителей"

Консультация для родителей "Заповеди родителей"...

Буклет-консультация для родителей: "Заповеди мудрого родителя", воспитатель:Шорникова М.В.

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова             Консультация для родителей на т...

Консультация для родителей "Применение народной педагогики в семье"

Консультация для родителей«Применение народной педагогики в семье» Современная  семья утратила многие из старых добрых традиций,  выполняющих воспитательные функции. Это отн...