Роль игр в развитии ребенка
статья

Романова Ирина Петровна

Игра – самоценная деятельность для детей, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и сейчас», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Игра имеет большое значение и для развития личности ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретает опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

           Почему важна игра для развития ребенка

Игра – самоценная деятельность для детей, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и сейчас», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Игра имеет большое значение и для развития личности ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретает опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры


Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши активно вступают в общение со сверстниками. Играющих детей объединяет общая цель, общие переживания, которые способствуют формированию личности.

В педагогическом процессе игра используется как наиболее эффективное средство для решения многих воспитательно-образовательных проблем. В игре протекает процесс развития и коррекции познавательных способностей, личностных качеств, пространственно-ориентировочных и временных ориентиров. Игра — это не способ извержения лишней энергии, а форма развития свободного проявления личности.

Игра — это вид деятельности управляющий развитием, в котором формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям. Однако, для того, чтобы ребенок смог увлеченно и самостоятельно играть, ему надо помочь научиться играть, научиться воображать и фантазировать, манипулировать с игрушками, с предметами — заменителями. Как отмечал А. В. Запорожец ребенку младшего дошкольного возраста нужно помочь научиться некоторым способам игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты, научить подчиняться и соблюдать правилам выбранной игры. Если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы все условия (игрушки, материалы, предметы — заменители, с помощью которых дети могут реализовать эту потребность), то процесс игры становится осмысленным и интересным. Чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным, рекомендуется играть с малышом буквально с момента рождения привлекая его внимание к окружающим предметам, учить его производить элементарные игровые действия «где ушки, ручки, глазки, носик, щечки?», путем показа действий с предметами, со временем подсказыванием сюжетов игр, далее ответов на детские вопросы, помощи в рисовании, возведении конструкций из кубиков.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. В игре начинают чувствовать себя членом коллектива. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни. Особенно важно общение со сверстниками для детей, растущих единственными в семье. Общаясь с ними, ребенок получает возможность приобретать опыт, соответствующий его стремлениям и интересам. Игра и любая другая деятельность приобретает для него особое содержание, при условии, что у него есть партнер. Поводом к общению становится стремление ребенка научить других тому, что умеет сам, поделиться своими впечатлениями.

Игровая деятельность в дошкольном учреждении.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, как уже обозначено раньше - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми.

1. Сюжетно-ролевые.

2. Творческие игры.

Традиционная классификация игр:

 • Творческие игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, строительноконструктивные, театрально-художественные,

• Игры с правилами: дидактические, подвижные.

Сюжетно-ролевые игры: На протяжении детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно – ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определят линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.д. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

 Темы сюжетно-ролевых игр различны, направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д.

 Режиссерские игры: В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки). Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной книги. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В игре главным компонентом является речь. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые и выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, ритм высказываний, логические ударения и. т.д. Особенностью режиссерской игры является то, что «партнеры – игрушки» - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

 Театрализованные игры: Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями). В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно – ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетноролевой (игра в театр), дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, творчество.

 Дидактические игры: Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. 1.Обучающая (дидактическая) задача. Для детей обучающая задача формируется как игровая. В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действии. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: « Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и.т.д. 2. Игровые действия. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: нащупать игрушку, описать ее и. т.д. Детей в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия. 3.Правила. Правила обеспечивают реализацию игрового действия. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу. Дидактические игры используются на занятиях, какэффективное средство обучения и в самостоятельной деятельности детей.

 Подвижные игры: Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, с обручем) Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения

Игра – это отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра – явление многократное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности ребенка.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, в игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие детской деятельности требует своеобразных приемов управления. Важнейшее условия успешного руководства играми – умение завоевать, доверие детей, установить с ними контакт.

В конце концов, наступает момент, когда для полноценного умственного развития малыша становятся необходимыми систематизированные и обобщенные знания. Формирование у маленьких детей игровой деятельности осуществляется следующим образом: а) обучение детей игровым способом воспроизводить действительность, воспроизводить знакомые действия; б) предложение сюжета игры, руководство игрой, которая возникает по предложению педагога и по инициативе детей. Из всех приемов категорически исключается любое принуждение. Игра должна способствовать положительным эмоциональным переживаниям, доставлять радость и удовлетворение, в игре ребенок самоутверждается и развивает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей,...

Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...

Роль музыки в развитии ребенка. Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи.

Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, участвует в формировании личности. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его...

Консультация "Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка".

Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка....

Общение ребенка со взрослым и его роль в психическом развитии ребенка.

Описание форм развития общения у детей раннего возраста....

Конспект родительского собранияна тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в общем развитии ребенка»

Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предостави...